Приложение 36
Мастер-класс для педагогов
Цель: повысить профессиональный уровень педагогов о значимости метода моделирования в экологическом воспитании и в развитии креативных способностей у дошкольников.
Задачи:
1.Повысить педагогическое мастерство педагогов.
2.Развивать творческие способности, воображение.
3.Продолжать знакомить педагогов с методом моделирования.
4.Формировать самостоятельность, умение работать в команде.
Материалы и оборудование: набор фломастеров, листы бумаги, модели.
План:
1.Теоритическая часть.
2.Практическая часть.
3.Заключительная часть.
Ход мастер-класса:
1.Теоритическая часть.
-Добрые день, уважаемые коллеги! Вы сегодня предстанете в роли детей старшего дошкольного возраста. Участники располагаются за столами. Проводится упражнение «Приветствие» - основное назначение этого упражнения – создание эмоционального настроя, включения в общий процесс. Ведущий встает в центр круга и предлагает назвать свое имя и словом на эту же букву охарактеризовать себя (Елена - я активная, Светлана – я смелая и т.д.). Я предлагаю вам повысить свой профессиональный уровень и пополнить свою педагогическую копилку знаниями о роли моделировании в экологическом воспитании дошкольников.
Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется построить в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Например, программа предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растений и условиями их существования, овладение людьми элементарными понятиями, такими как «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и т. д. Решить успешно эти задачи воспитателю помогает метод моделирования. Модели - это материальные заместители реальных объектов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а знаний, полнее осознать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе. В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
1. Модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов;
2. Раскрывать существенное в объекте;
3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
-Сейчас я представляю вашему вниманию как с помощью моделей разучить с детьми считалку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Кошка учиться считать.
Потихоньку, понемножку,
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ-
Кошка есть, а мышки нет.
2.Практическая часть.
-Теперь я вам предлагаю вам свои модели на тему: «Несуществующее животное». Это задание позволяет развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику рук, закрепить знания частей тела животных, птиц, насекомых.
Но сначала послушайте интересное стихотворение, которое написала Настя Доброта, которое вам поможет вам в выполнении задания.
Песенка о зверобятах
Я живу в чудесном мире
Удивительных интриг.
В нашей маленькой квартире
Прописался странный цирк.
Необычные зверушки
Не дают мне заскучать.
Я болтушкам-хохотушкам
Начинаю напевать:
Вы медвежьи пингвинята
Иль пингвиньи медвежата?
Интересные соседи –
То ль пингвины, то ль медведи!
Я танцую с вами танцы –
То ли танго, то ли вальсы.
Так галантны и игривы
Эти медведЕпингвины!
Ни в одной ученой книжке
Не найдешь таких зверей.
Здесь живут барсукомышка,
Слоноёжик, волкозмей,
Козлотигр и овцебелка,
Свинопёс и быкокот.
Мои песенки-пыхтелки
С нетерпеньем каждый ждёт.
Вы – лосиные зайчата
Или заячьи лосята?
Интересные вопросы –
То ли зайцы, то ли лоси
Я танцую с вами танцы –
То ли диско, то ли вальсы.
Никогда в беде не бросят
Озорные зайцелоси!
Если грустно мне бывает,
Я бегом бегу домой,
Там друзья меня встречают
Разношерстною толпой.
Я всегда им очень рада,
Всех лелею и люблю.
И любимчикам в награду
Звонко песенку пою:
Вы ребята иль зверята?
Или, может, зверебята?
Кто же вы, скорей ответьте,
То ли звери, то ли дети.
Я танцую с вами танцы –
То ли техно, то ли вальсы.
Лучше всех на белом свете
Заводные зверодети.
Задание: вот вам набор фломастеров и бумаги. Нарисуйте свои модели на эту тему.
3.Заключительная часть.
-Теперь предлагаю вам соединить все части и посмотреть, какое несуществующее животное получилось. На этом мой мастер-класс подошел к концу. Надеюсь, вы почерпнули для себя что-то новое и пополнили свою педагогическую копилку.
Желаю вам творческих успехов.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.