Мастер-класс:
«Шерстяная акварель. Вечерний пейзаж»
Подготовила: Вавилова Любовь Викторовна
Учитель технологии и ИЗО
Балаково
2024
Мастер-класс «Шерстяная акварель. Зимний пейзаж».
Цель: Создать условия для развития творчества через знакомство с приёмами техники рисования шерстью.
Задачи:
Предметные:
- познакомить с приемами, необходимыми для рисования шерстью. Вытягивание, щипание, выстригание, смешивание, скручивание.
- закрепить умения и знания в основах цветоведения
- закрепить знания и умения в законах воздушной перспективы в пейзаже
- закрепить представление о пейзаже как жанре изобразительного искусства.
Метапредметные:
- содействовать развитию воображения, способности к созданию обобщённого художественного образа;
- содействовать совершенствованию умения применять теоретические знания, полученные на занятии, в самостоятельной работе;
- содействовать развитию умения создавать замысел и планировать последовательность выполнения работы;
Личностные:
- содействовать формированию эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира через работу с шерстью.
- содействовать развитию внимания.
- содействовать развитию мелкой моторики, аккуратности;
- содействовать воспитанию чувства единения, дружбы в коллективе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- овладеют приёмами, необходимыми для рисования шерстью. Вытягивание, щипание, выстригание, смешивание, скручивание.
- будут уметь создавать изображение последовательно от создания основы до включения в изображение мелких деталей;
- смогут соблюдать законы воздушной перспективы и применять холодную цветовую гамму.
Метапредметные:
- научатся планировать деятельность на основе осмысления последовательности наложения, создаваемых фрагментов изображения;
-отработают умение находить главное в работе и отражать его в названии.
Личностные:
- сформируется стремление создавать оригинальные творческие работы, чтобы радовать окружающих людей;
- прочувствуют красоту и гармоничность природы;
- переживут ощущение успеха, которое поможет поверить в себя, в свои художественно-творческие возможности.
Форма проведения: традиционная
Приёмы занятия:
· Словесный- устное изложение, беседа;
· Наглядный- показ презентации, показ (исполнение) педагогом, показ иллюстраций;
· Практический- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный, индивидуально-фронтальный, индивидуальный.
Используемые педагогические технологии: Алгоритмирование.
Оборудование учебного занятия
для педагога
1. Презентация
2. Рама А5, пинцет, ножницы, войлок для демонстрации последовательного выполнения работы с техникой рисования шерстью
3. Видео физкультминутка
для обучащихся
1. Рама (А5)
2. Войлок (шерсть)
3. Ножницы, пинцет
План занятия
1. Оргмомент, проверка готовности к уроку (1 мин)
2. Проверка пройденного материала. (6 мин)
3. Знакомство с новой темой. (10 мин)
-цветовое решение
- приёмы
4. Инструктаж. (2 мин)
5. Физкультминутка. (1 мин)
6. Выполнение работы. Практическая часть. (20 мин)
7. Рефлексия. (5 мин)
Ход занятия
1. Оргмомент. Приветствие.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Как настроение? Надеюсь хорошее, для того, чтобы творить.
2. Проверка пройденного материала.
Педагог: В нашем объединении «Художественный войлок» мы много чего уже изучили. И нас впереди ждёт ещё не меньше интересного. Но прежде чем перейдём к новой теме давайте вспомним об основных моментах. Давайте поиграем в викторину.
· Назовите самое популярное изделие из шерсти? (валенки)
· Чью шерсть мы используем при валянии? (овца, коза)
· Назовите основные два способа валяния? (сухое и мокрое валяние)
· Какие мы используем инструменты и материалы при сухом валянии? (игла, губка)
· Какие мы используем инструменты и материалы при мокром валянии? (вода, мыло, плёнка, распылитель)
· Как называется жанр в изобразительном искусстве, изображающий природу? (пейзаж).
3. Знакомство с новой темой.
Педагог: Из шерсти можно не только валять но и рисовать, не прибегая ни к помощи иголок для валяния, ни к мыльной воде. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка - это как мазок кистью. Работа над картиной начинается с идеи произведения. Ее можно почерпнуть отовсюду. И в первую очередь, конечно, природа - бесконечный источник творческих идей.
Сегодня мы будем изображать природу зимой- зимний пейзаж. Для зимнего пейзажа используют какие цвета.?
Педагог: Цвет снега?
Дети: белый, светло-голубой.
Педагог: Цвет ночи?
Дети: синий, фиолетовый.
Педагог: Цвет льда?
Дети: голубой, серый.
Педагог: А как они называются все вместе?
Дети: холодные цвета.
Синий, фиолетовый, голубой, серый, белый. Но можно и применять лимонный жёлтый, холодный розовый.
Педагог: А сейчас я покажу вам основные приёмы работы с шерстью. Вы можете повторять за мной.
Демонстрация приёмов
· «Вытягивание шерсти» - вытягиваем из гребенной ленты, которую держим в одной руке, пальцами другой руки волокна шерсти, образующие тонкие пряди.
Педагог: Шерсть должна быть лёгкой, воздушной. Где можно применить этот приём?
Дети: Такой способ мы используем часто при сухом и мокром валянии.
Педагог: В данном случае его можно использовать при выкладывании фона (небо, снег, сугробы)
· «Смешивание цветов» - плавная растяжка цвета. Она удаётся при взаимном перекрывании слоёв шерсти разного цвета. Чем "прозрачнее" мы будем отрывать прядки, тем легче добиться перетекания цвета.
Педагог: Где мы уже применяли этот приём?
Дети: При изготовлении бус.
Педагог: Где можно применить этот приём?
Дети: Во всех объектах.
· «Щипание» - берем в одну руку гребенную ленту нужного нам цвета, при этом берется именно сгиб ленты; пальцами другой руки мы частыми быстрыми движениями щипаем поверхностные волоски ленты. В руках образуется пушистый комочек, который мы и выкладываем на рабочую поверхность.
Педагог: Где можно применить этот приём?
Дети: При выкладывании луны, солнца, плавных переходах на небе, облаках, снеговика, домика.
Этот метод используется для плавности перехода одного цвета в другой.
· «Скручивание»- прядку шерсти сначала вытягиваем и пальчиками скручиваем.
Педагог: Где мы уже применяли этот приём?
Дети: При изготовлении тычинок для цветка. Делали ремешок для сумочки.
Педагог: Только тогда мы скручивали ладошками, а здесь ещё включаем пальчики для более тонких жгутиков.
Педагог: Где можно применить этот приём?
Дети: Стволы и ветки деревьев.
· «Настригание»- прядь шерсти вытянутую или скрученную нужной формы и размера нарезаем ножницами, получившиеся кусочки можно брать и выкладывать на картину пинцетом.
Педагог: Где мы уже применяли этот приём?
Дети: Ещё не применяли.
Педагог: А в наших картинах, для каких объектов можно использовать?
Дети: Елка, падающий снег и снег на деревьях
4.. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты для работы Педагог: Приступая к работе, прежде всего необходимо изучить свойства и характеристику материалов и инструментов для работы шерстью. Перед вами лежат материалы и инструменты: шерсть, ножницы, пинцет, рама.
Подумайте, где таится опасность при работе с этим инструментом или материалом.
Дети: Поочерёдно каждая группа отвечает.
1. Для работы нам понадобится шерсть
Не вытягивайте сильно шерсть, чтобы не толкнуть случайно соседа. Не класть в рот.
2. Рамка со стеклом. Не поднимать стекло высоко над столом, может упасть и разбиться.
3. Ножницы. Ножницы нельзя оставлять в открытом виде, передавать лезвиями вперед, класть на край стола, они могут упасть и поранить, Не подходите к товарищу во время работы с ножницами.
4. Пинцет Не размахиваться и не направлять на соседа.
5 Физкультминутка.
6. Выполнение работы. Практическая часть.
А теперь закройте глаза и представьте зимний пейзаж какой бы вы хотели нарисовать. Это может быть ночью, днем, домик, елка, снеговик и т.д.
Откройте глаза.
Задание: нарисовать шерстью «Зимний пейзаж», используя те приёмы, о которых мы сегодня говорили.
Работа над созданием картины.
1 этап. Выкладываем фон, начиная с заднего плана картины. На подготовленную поверхность выкладываем шерсть, равномерно заполняя всю площадь в любом направлении. При этом вытягиваем волокна из шерстяной ленты в виде широких тонких прядей.
2 этап. Выкладываем элементы: Домик, снеговик, луна или солнце, стволы деревьев.
Прорисовываем и оформляем мелкие детали.
3 этап. Прижимаем картину стеклом, вставляем в раму. С обратной стороны скрепляем.
4 этап. Обрезаем ножницами выступающую за его пределы шерсть и тем самым завершаем работу над картиной.
Каждый этап проверяется на готовность. Только после этого переходим к следующему.
8. Рефлексия.
Педагог: Как вы думайте, ваша работа закончена?
Дети: да и нет.
Педагог: Те, кто считает, что работа не завершена, на следующем занятии закончит.
После завершения мы оформим выставку в кабинете. А для выставки оформление картины завершено?
Дети: нет
Педагог: вам домашнее задание. Придумать название к картине и подготовить этикетку.
А теперь давайте покажем, что у нас получилось. Поднимите картины.
Сегодня мы рисовали каждый свою работу, на следующем занятии мы продолжим рисовать шерстью, только сделаем коллективную, общую. А фон для этой картины мы подготовим уже сегодня, из ваших эмоций.
В корзине лежит шерсть три цвета. Каждый цвет что-то означает, а именно:
Зелёный - очень понравилось рисовать шерстью, всё понятно.
Голубой - понравилось, но сначала были трудности
Жёлтый - сложно использовать приёмы и не понятно.
Выберете подходящий для вас цвет и выложите на на основу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.