Мастер- класс
учителя начальных классов Шитовой И.В.
МБОУ «СОШ № 8 города Петровска Саратовской области»
УМК «Начальная школа ХХI века»
Предмет: литературное чтение
Класс: 4-а
Тема: Н.М. Рубцов «Берёзы»
Учебник: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс;
Тип урока: комбинированный (ведущий метод – частично-поисковый)
Цели: расширять представления детей о русских поэтах, их творчестве; учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету, обобщать изученный материал.
Задачи: формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.
Планируемые результаты обучения: предметные: повторение стихотворений русских поэтов; расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.
Метапредметные : регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.
Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе, при работе в парах и группах.
Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.
Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский (лингвистический эксперимент), деятельностный метод практических графических и устных упражнений.
Технологии: технология обучения сотрудничества, технология проблемного обучения, игровая технология. Ресурсы: презентация
Организация пространства: фронтальная работа, в группах, просмотр презентации.
Ход мастер- класса
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности.
Орг. момент
|
Необычный день у нас, И гостями полон класс. Что гостям сказать вам надо? Видеть мы вас очень рады!
- Дорогие, ребята! Нам сегодня предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, а сопровождать нас будут музыка и живопись. |
Оценивают свою готовность и настрой на работу.
|
Личностные: самоопределение роли ученика. Коммуникативные: умение слушать и слышать Регулятивные: планирование работы на уроке |
2.Актуализация знаний и выявление затруднений в деятельности.
|
Начнём мы урок с литературной разминки «Угадай писателя»
- Что объединяет эти все портреты? С творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?
Что вы о нём узнали?
- Н. Рубцов - простой деревенский мальчишка, в душу которого запали простые, русские берёзки под его окном. И даже через много лет эти воспоминания его не оставили. Так и появилось стихотворение с которым мы познакомились. Какую работу мы проводили? ( определяли тему стихотворения, выясняли значение непонятных нам слов, работали с литературными приёмами: эпитеты, метафоры, олицетворения, повторы.) Сегодня мы продолжим работу с этим стихотворением.
|
Учащиеся просматривают слайды И называют поэтов.
- Это писатели- поэты.
Н.М. Рубцов
Рассказ детей о жизни Н. Рубцова. Родился 3 января 1936 года в Архангельской области. Когда исполнилось пять лет, ушел на фронт отец. Вскоре тяжело заболела и умерла мать, его отправили в дет. дом. Село Никольское Н. Рубцов считал своей Родиной. Здесь он закончил школу и отсюда он отправился учиться дальше. Поэт много ездил и повидал, но ближе и роднее природы с. Никольского ничего не нашел. В память о родных местах, о детстве Рубцов написал стихотворение «Березы». |
Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии; учитывать разные мнения, стремиться к координации. Коммуникативные: контролировать действия партнёра
|
3.Постановка учебной задачи.
|
- Поэтическое слово эмоционально, выразительно и наша задача – уметь читать стихотворение так, чтобы передать душевное состояние автора. Дома вы должны были поработать над выразительностью чтения стихотворения «Берёзы».
- Как вы считаете, смогли ребята передать чувства поэта: любовь к родному краю?
|
Продолжать работать со стихотворение «Берёзы» Н. М. Рубцова.
Выразительное чтение стихотворения. ( два человека).
|
Регулятивные:осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в действия; Познавательный: осуществляют поиск нужной информации Личностные:интерес к учебному материалу, способность к самооценке.
|
4.Построение проекта выхода из затруднения.
|
- Ребята, а как вы думаете, другие поэты посвящали своё творчество малой родине и образу березы? Давайте проведём небольшое исследование и поработаем в группах.
|
Учащиеся называют известных поэтов. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: выполнение операций сравнения, анализа. Личностные: смыслообразование, границы собственного знания и незнания; внутренняя позиция школьника. |
5.Самостоятельная работа.
|
Работа в группах. 1 группа Исследователи» Вы должны поработать со сборниками стихов разных поэтов и выбрать стихи, где присутствует образ берёзы. 2 группа « Художники» – Вы должны изобразить красоту берёзы в разное время года. 3 группа « Поэты» - Вы должны сочинить стихотворение о берёзе, используя рифмы и слова подсказки.
Ребята, очень часто бывает, что на стихи поэтов композиторы накладывают музыку. К стихотворению Н. Рубцова «Берёзы» знаменитый композитор Вячеслав Морозов написал музыку. Свои творческие работы вы будете выполнять под клип песни «Берёзы» . |
Учащиеся распределяют обязанности в группе и приступают к выполнению заданий. |
Регулятивные : умение принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия; Коммуникативные: умение работать в коллективе |
6.Афиширование-
представление выполненных работ. |
Давайте посмотрим на творческую выставку работ группы «Художники». Поделитесь, что вы хотели передать с помощью цвета? Ребята, вам понравились картины? Группа «Художников» сумела передать красоту берёзы в разное время года. А сейчас слово «Исследователям».
Стихи каких поэтов вы нашли о берёзе. Зачитайте нам отрывки. - Встретились ли вам знакомые стихи? Группа «Поэты» Познакомьте нас со стихотворением, которое вы сами сочинили. Легко ли вы справились с заданиями? Возникали затруднения? Мы все справились с заданиями, молодцы! |
Учащиеся слушают и оценивают работы, высказывая своё мнение.
Мы использовали тёплые тона, старались передать яркое, радостное настроение… |
|
7.Рефлексия
|
Поделитесь своим настроением от урока. Выберите слова- эпитеты, которые вам больше подходят. ( успешный, трудный, удачный, полезный, лёгкий, скучный, бесполезный, познавательный, непонятный. |
Выражают своё настроение от урока с помощью слов- эпитетов. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: понимание причин успеха и неуспеха. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.