МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ГОРЛОВКИ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Мастер-класс по патриотическому направлению
«Растим патриотов Донбасса»
Подготовили:
Зам. директора по ВР
Подлесная О.Л.
Цель: создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, обучающихся, родителей школы по становлению и личностному развитию детей в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее Республики.
Крутится колесо истории, меняется и облик нашего Донбасса – сегодня мы живем и строим Донецкую Народную Республику. Войны и революции крушили наш край в прошлом веке, не жалеют и в нынешнем, но каждый раз донецкий народ поднимает из пепла и руин свою Родину, своими рабочими руками кует будущее и историю Донбасса.
А для любой страны будущее ее – в ее детях. И от того, какими они вырастут, зависит развитие и успешность страны и общества в целом.
Начать нашу встречу предлагаю с просмотра видео.
(видео «СССР»)
С каким чувством вы смотрели эти кадры?
Скажите, правда, грандиозные кадры, вызывают дрожь и гордость за свою великую Родину? Все советские люди, рожденные приблизительно до 1980 года, понимают, о чем я говорю.
Как вы думаете, что произошло потом, что изменилось в людях? (ответы педагогов)
И так, мы пришли к выводу, что в настоящее время что-то изменилось, исчезла ИДЕОЛОГИЯ, пропала глобальная общность людей, личные интересы вышли на первый план, отодвинув общественные. Стали подменяться понятия и ценности. Стали изменяться значения и понимание слов. Вот, например, «национальное воспитание» и «националистическое воспитание» – в чем отличие? Или эти понятия – синонимы?
Понятия – «патриотизм» и «терроризм», как две стороны одной медали.
И от того, какие понятия будут использовать наши дети, как будут формироваться их мышление и отношение к окружающему миру, зависит, какими они вырастут, к чему будут стремиться, каким станет их будущее и их страна.
Но для начала предлагаем вам ответить на вопросы анкеты. Просьба отвечать так, как вы думаете, а не так, как надо. Анкеты нужны в первую очередь для вас, это своеобразный «мозговой штурм». На заполнение у вас 3 минуты. (заполнение анкет)
Беседа по вопросам анкеты. Что же можем сделать мы, как педагоги? И должны ли мы что-то делать вообще. Или это задача только школы и семьи? (ответы педагогов)
Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, т. к. это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Заповедь А. С. Макаренко гласит: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
Цель патриотического воспитания – развитие у обучающихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
– «позитивный центризм» (отбор тех знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
– непрерывность и преемственность педагогического процесса;
– дифференцированный подход к ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
– развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Патриотическое воспитание осуществляется на основе использования самых различных форм и методов воспитательной деятельности. Наиболее перспективным в плане результативности выполнения задач патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании.
Мы предлагаем вам вспомнить и записать формы работы с детьми. На выполнение этого задания у вас 2 минуты.
Итак, сколько форм работы получилось у вас?
Команды, зачитывайте по очереди те формы работы, которые вы записали.
Содержание основных направлений системы патриотического воспитания основывается на соответствующих формах и методах воспитательной работы:
Работа с родителями обучающихся:
• родительский вечер;
• круглый стол;
• клуб интересных и полезных встреч;
• родительская гостиная;
• тематический диалог;
Работа с детьми и подростками:
• информационный марафон;
• видеолекторий, кинолекторий;
• тематические вечера и концерты, посвященные Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы
• фестиваль военной песни;
• выпуск газет;
• военно-спортивные, спортивные игры;
• встречи с ветеранами войны и участниками боевых действий;
• шефство над ветеранами войны и труда;
• оформление альбомов и стендов;
• исторические, военные викторины;
• ролевая игра;
• урок Мужества, «Вахта памяти»;
• социологическое исследование;
• викторина, фотовыставка, интеллектуально-познавательная игра;
• брейн-ринг;
• театрализованное представление, музыкальное шоу;
• вечер вопросов и ответов, встречи с интересными людьми;
• акции «Милосердие», «Спешите делать добро» и др.;
• создание обучающимися видео- и документальных фильмов «Хроника Победы», «Летопись войны в нашей семье» и др.
• использование компьютерных технологий (тематические сайты, веб-странички, электронные журналы, участие в интернет-конференциях, интернет-форумах).
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.
Вот так, коротенько мы с вами вспомнили формы работы с детьми и родителями. Ну а теперь на практике проработаем несколько различных видов занятий с детьми, которые объединились в комплексное комбинированное мероприятие. Мастер-класс по подготовке и проведению мероприятия гражданско-патриотического направления проведут Ольга Сергеевна и Анна Владимировна.
Мастер-класс
Форма мероприятия у нас инновационная. И название ей – «Марш-бросок»….
Ильина А.В. – педагог-организатор комнаты школьника «Романтики»
«Сыны Отечества»
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества.
Форма проведения: игровая программа.
Ведущий:
- Прекрасна наша родная земля. Она дарит нам хлеб с полей и воду из родников. Мы любуемся красотой. Но защитить себя она не может. Поэтому защита родной земли — обязанность всех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Это очень высокое звание — защитник Отечества.
Ведущий:
- 23 февраля в нашей стране отмечают День защитника Отечества. В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу.
- Сегодня мы с вами собрались вместе для того, чтобы пройти торжественную церемонию посвящения в сыны Отечества. Процедура посвящения представляет прохождение конкурсных испытаний, по результатам которых определим победителей конкурса «Сыны Отечества» и все вместе дадим клятву верных сынов и защитников нашей Родины.
Ведущий:
- Люди веками помнят имена отважных героев. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в прошлое, чтобы посмотреть, кто же охранял в те далёкие времена землю русскую.
Конкурс 1 «Вехи воинской славы»
Участники решают вопросы теста, демонстрируя знания по истории российской армии: о великих полководцах, решающих битвах, знаменательных датах, исходя из школьной программы.
1. Какому полководцу народ присвоил почётное звание «Маршала Победы»?
1. Александр Невский;
2. Дмитрий Донской;
3. Александр Суворов;
4. Михаил Кутузов;
5. Пётр I;
6. Георгий Жуков.
2. Когда в России появилась регулярная армия? Во времена…
1.Александр Невский;
2. Дмитрий Донской;
3. Александр Суворов;
4. Михаил Кутузов;
5. Пётр I;
6. Георгий Жуков.
3. Кто из великих русских полководцев не уставал учить солдат военной мудрости:
«Скорость нужна, а поспешность вредна», «Тяжело в ученье, легко в бою».
1. Александр Невский;
2. Дмитрий Донской;
3. Александр Суворов;
4. Михаил Кутузов;
5. Пётр I;
6. Георгий Жуков.
4. С именем какого легендарного полководца связана битва при Бородино?
1.Александр Невский;
2. Дмитрий Донской;
3. Александр Суворов;
4. Михаил Кутузов;
5. Пётр I;
6. Георгий Жуков.
5. Кто из русских князей прославился в битве, получившей название «Ледовое побоище»?
1. Александр Невский;
2. Дмитрий Донской;
3. Александр Суворов;
4. Михаил Кутузов;
5. Пётр I;
6. Георгий Жуков.
6. Кто из русских полководцев в 1380 году вёл войска на битву с Мамаем?
1. Александр Невский;
2. Дмитрий Донской;
3. Александр Суворов;
4. Михаил Кутузов;
5. Пётр I;
6. Георгий Жуков.
Ведущий:
- Много пословиц и поговорок об армии было сложено. Вы знаете военные пословицы? Давайте поиграем.
Конкурс 2 «Воинская мудрость»
Участники демонстрируют знание пословиц и поговорок на военную тему: разгадывают предложенные пословицы, в словах которых перепутан порядок букв.
1. СКИЙРУС ЛДАСОТ ОМУМ И ОЙСИЛ ГАТБО.
2. ОЙКАК ДАСОЛТ ЕН ЧТАЕТМЕ АТЬСТ РАЛГЕНЕОМ.
3. ЛДАТСО ИТСП, БАСЛУЖ ЁТИД.
4. АН НЕВОЙ ТИТЬГРУС – ДУПОБЕ ИТЬУПУСТ.
5. В ЮБО ЕХУСП – ЛЕПОС ЯБО КИШУТ И ЕХСМ.
Правильные ответы:
1. Русский солдат умом и силой богат.
2. Какой солдат не мечтает стать генералом.
3. Солдат спит, служба идёт.
4. На войне грустить – победу упустить.
5. В бою успех – после боя шутки и смех.
Ведущий:
- Командиры команд! У меня в руках секретные пакеты, вручаю вам. По моей команде вы откроете пакеты начнете расшифровывать донесение разведчиков.
Конкурс 3 «Разведчики»
Участники должны расшифровать с помощью ключа шифрограммы, содержащие донесения разведчиков.
За отведенное время участникам необходимо расшифровать донесение – место, где находится пакет с важной информацией.
А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д -5 , Е -6, Ё-7, Ж-8, З-9, И-10, Й-11, К-12, Л-13, М-14, Н-15, О-16, П-17, Р-18, С-19, Т-20, У-21, Ф-22, Х-23, Ц-24, Ч-25, Ш-26, Щ-27, Ь-28, Ы-29, Ъ -30, Э-31, Ю-32, Я-33.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
18 |
1 |
8 |
5 |
1 |
15 |
10 |
15 |
Зашифрованный текст: «ГРАЖДАНИН»
Методист – Гудкова О.С.
Подведение итогов проекта «Горловка – мой город»
Форма проведения: коллективно творческое дело
Цель: закрепить знания о истории города
Задачи: воспитание у детей патриотизма, любви к родному городу, к родному краю, уважение к историческому прошлому
Материал: компьютер, презентация, распечатка материала по презентации, макет в формате А-3 с надписью: «Горловка – мой город»
Ход мероприятия:
Сейчас с помощью интерактивного голосования используя мультимедийные технологии мы создадим макет (стенд), состоящий из символов и исторического прошлого нашего города. Для создания макета, используем следующие категории для голосования:
1. Символика Горловки
флаг, герб.
2. Знаменитые люди
3. Исторические события
(ВОВ, освоение космоса, День города, День освобождения Донбасса, празднование нового года, масленица)
4. Памятники города
5. Улицы города, района и т.д.
Спортивно-игровая программа «Силушка Богатырская»
Цель: формировать образное представление о славянских войнах и богатырях; показать храбрость, военные умения славян
Задачи: воспитывать чувство гордости и уважения к историческому прошлому; воспитывать чувство гордости; развивать чувство товарищества, умение сопереживать и помогать друг другу.
Ход мероприятия:
В веках осталась и по сей день живёт добрая слава о русском воине, как о самом мужественном, преданном Отечеству и верном дружбе. — Славилась Русь великая своими богатырями! Иностранцев их мощь буквально поражала. О самых могучих богатырях складывали былины, сказки, художники писали картины, народ сочинял песни. Пусть в былинах богатырям приходилось сражаться с вымышленными злодеями, но сила и выносливость их была настоящая.
— Кстати, как звали богатырей, помните?
1. — Проверим!
2. — Я называю имя богатыря, а вы дружно говорите его прозвище!
2. — Илья… (Муромец)
2. — Добрыня … (Никитич)
2. — Соловей… (Разбойник)
1. — Ага, попались!
2. — А как же звали третьего богатыря? (Алеша Попович)
Молодцы ребята много знаете про свою страну, теперь посмотрим, как сможете защитить её, если придётся.
1 конкурс: Знал я одного соловья разбойника, он силой своих лёгких мог бурю устроить. Предлагаю вам тоже посоревноваться. На столе 2 тарелки, в ней воздушный шарик, нужно из одной тарелки передуть шарик во вторую тарелку.
2 конкурс: Посмотрим, какие вы меткие. Задание: Сбить мячом кегли
3 конкурс: Посмотрим на сплочённость команд.
Команды стоят в колонну, нужно передать мяч сначала назад над головой, вперёд под ногами.
4 конкурс: Илья: Команда берётся за руки и не разрывая рук должна оббежать возле препятствий.
5 конкурс: Добрыня: Перетягивание каната.
6. Конкурс: «Богатырский бой» (бой в обруче, стоя на одной ноге. Кто вышел за обруч, тот проиграл)
Подведение итогов
Наш мастер-класс окончен. Думаю, каждый из вас приобрел сегодня что-то новое, как в плане работы, так и в плане собственного самосознания. Хочется верить, что наша встреча прошла не зря. Наш практикум начинался с видео, вот и закончить мы его так же хотим видео. Посмотрите внимательно его. И попробуйте сами себе дать ответ на главный вопрос «Что я должен сделать, чтобы мы могли гордиться нашей Родиной»
(видео)
Рефлексия.
Как итог нашего мероприятия предлагаем вам сделать….. (Ильина)
На ваших ладошках-голубках предлагаю вам написать стихотворение синквейн по теме нашей встречи.
Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.
Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление. Его так же можно предложить написать детям, причем тематика может быть разная и рифма не важна
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Родина.
Близкая, особая.
Поддерживает, вдохновляет, оберегает.
Место, куда тянет душой и сердцем.
Отчизна.
Патриот
Смелый, активный
Любит, защищает, охраняет
Патриотом должен быть каждый!
Защитник
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.