Мастер класс по теме
«Различные приемы мозгового штурма на уроках физики в 7-9 классах», как приемы развития функциональной грамотности на уроках физики.
Игнатьева Елена Анатольевна
учитель физики МОУ «Новосельская школа»
2022г
План - конспект мастер класса
на тему «Различные приемы мозгового штурма на уроках физики в 7-9 классах», как приемы развития функциональной грамотности на уроках физики.
Игнатьева Елена Анатольевна
учитель физики МОУ «Новосельская школа»
Общие цели |
Познакомить учителей с особенностями проведения занятия методом мозгового штурма, знакомство с различными приемами мозгового штурма, как одного из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся на уроках физики в 7-9 классах |
Задача
|
- показать практическое применение метода мозгового штурма, стимулирующего мыслительную и творческую деятельность учеников; - выделить стратегию и тактику педагогического взаимодействия с участниками мастер-класса; - совместно отработать методический подход решения поставленной в программе мастер-класса проблемы - сконцентрировать внимание на режиссуре современного учебного занятия. |
Ожидаемые результаты |
участники получат новую информацию или систематизируют имеющуюся по цели, принципам и правилам данного метода, расширят спект идей при работе с детьмим, конкретизируют этапы «мозгового штурма», примут участие в обсуждении преимуществ и недостатков метода. |
Ключевые идеи |
приемы мозгового штурма |
Источники |
презентация «Различные приемы мозгового штурма на уроках физики в 7-9 классах» |
Материалы и оборудование |
компьютер, проектор, экран, маркеры, плакаты, магниты, доска |
Ход мастер класса |
||
этапы проведения коучинг занятия |
время |
действия преподавателя и действия участников мастер класса |
приветствие |
1 мин |
с доброжелательным настроем приветствует участников коучинг занятия |
Побуждение, установление благоприятного климата |
2 мин |
для установления благоприятного климата и доверительной атмосферы, «цепочка позитива» (участники по цепочке, передают друг другу позитивную фразу или пожелание), музыкальное сопровождение |
деление участников на группы |
2 мин |
участникам предлагается выбрать один из предложенных смайликов нескольких цветов, после чего участники формируют группы по цветам или по интересам для положительного настроя в группе, облегчения участникам вхождения в контакт и развития нестандартного творческого мышления проводится выбор «лидера» (члена группы, который будет выполнять функции капитана) и «спикера» (представляет результаты работы группы), |
показ презентации «Различные приемы мозгового штурма на уроках физики в 7-9 классах» |
10мин |
показ презентации «Различные приемы мозгового штурма на уроках физики в 7-9 классах», комментируя каждый слайд. |
работа в группах (за группами наблюдают независимые наблюдатели) |
15 мин |
для ознакомления участников с заданиями «мозгового штурма» (Приложение 3). 1. Заполнение и защита предложенного кросворда с соотнесением использованного приема мозгового штурма. 2. По одному лидеру от каждой микро-группы, выбирают правильные (по мнению участников)ответы, также привлекая к обсуждению остальных участников. Результаты передают экспертам. 3. Составление ответов и их представление. |
подведение этогов |
5-10 мин |
Круглый стол по результатам мастер-класса. Рефлексия. Участникам предлагается соотнести свой номер (стикер), в зависимости от полезности проведенного мероприятия (чемодан- все пригодится в дальнейшем, мясорубка- информация перерабатывается, корзина- все выброшу), высказать свои пожелания. |
Начало формы
Конец формы
Сценарий:
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе».
А.А. Колмогоров.
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы поделиться с вами своим видением приемов мозгового штурма на уроках физики. Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.
Предлагаю всем участникам выбрать один из предложенных смайликов нескольких цветов, после чего участники формируют группы по цветам или по интересам
Для положительного настроя в группе, облегчения участникам вхождения в контакт и развития нестандартного творческого мышления проводится выбор «лидера» (члена группы, который будет выполнять функции капитана) и «спикера» (представляет результаты работы группы).
Показ презентации «Различные приемы мозгового штурма на уроках физики в 7-9 классах», комментируя каждый слайд.
Приложение 1.
Теперь, когда мы уже освоили теорию перейдем непосредственно к практике: (предложим цветные стикеры для деления на группы, участники рассаживаются в соответствии с цветом стикера или по предварительной договоренности. Перед каждым участником находится Приложение 2- Приемы мозгового штурма.
Приемы мозгового штурма:
Изменение точки зрения. Это один из довольно интересных способов создания новых идей, который заключается в том, что вы переходите на другие плоскости восприятия, откуда вы можете наблюдать свои проблемы с разных сторон и различными способами.
Изменение атрибутов. С помощью этого подхода, вам предстоит изменить в своём воображении вашу проблему таким образом, чтобы она стала выглядеть немного по-другому, и посмотреть, что из этого получится.
Поиск альтернативы. Поиск альтернативных путей — это вопрос вашей гибкости, способности находить разные пути выхода из сложившейся ситуации, главное, что эти качества вашей личности можно улучшать, правда, для этого потребуется практика. Так, применяя технику мозгового штурма «поиск альтернативы», вы можете получить массу интересных идей для развития своего бизнеса и решения изобретательских задач, кроме того, это поможет вам стать более гибкими.
Свободное творчество. Его нельзя назвать техникой мозгового штурма в полном смысле этого слова, поскольку свободное творчество предполагает отсутствие каких-либо правил, которых вы должны придерживаться, для получения хороших идей. Главное здесь – начать творческий процесс, чтобы настроить свой мозг на работу.
Хождение по краю. В этой технике мозгового штурма от вас требуется мысленное расширение границ возможного. Так, хождение по краю подразумевает рассмотрение худшего и лучшего из возможных сценариев, а также изучение границ ваших возможностей в работе или жизни, и их дальнейшее расширение. В процессе выполнения этой техники вы можете натолкнуться на массу интересных идей относительно вашей текущей ситуации.
Реверс. Переверните с ног на голову всё, что только возможно, и посмотрите, что из этого выйдет. Реверс предполагает выполнение действий с точностью, да наоборот, но не обязательно в жизни, поскольку это может привести к непредсказуемым результатам. Достаточно будет произвести это действие мысленно, то есть, в своём воображении, что поспособствует развитию гибкости вашего мышления и появлению оригинальных идей.
Ликвидация разрыва. В вашем распоряжении должно находиться наиболее полное представление о двух точках – начальном и конечном пункте вашего путешествия. Можете нарисовать их на бумаге, и провести линию из возможных решений для перемещения из одной точку в другую. Можете отметить их на полу, и, обязав себя с каждым шагом от начальной точки к пункту назначения предлагать возможное решение, постепенно передвигаться от точки к точке.
Групповой мозговой штурм. Это наиболее распространённая техника мозгового штурма. Во время группового мозгового штурма, каждый член группы, чаще всего состоящей из 6 - 8 человек, предлагает на рассмотрение и обсуждение свои идеи, придерживаясь заранее составленного плана.
Карта ума. Это довольно интересная техника, впервые предложенная Тони Бьюзеном в книге «Супермышление», подойдёт не только для создания хороших идей, но и для улучшения запоминания изучаемой информации, а также развития мышления. Суть техники сводится к визуальному (посредством рисования) построению ассоциаций вокруг центрального образа или вопроса и объединению их связующими элементами (например, линиями). Карты ума особенно хороши для ведения конспектов, и являются отличной альтернативой стандартному линейному конспектированию.
Эффект Медичи. В этой технике мозгового штурма вы связываете идеи из областей или сфер, которые никак не пересекаются друг с другом, и извлекаете из сего процесса новые уникальные идеи. Для применения этой техники вам придётся проявить немалую гибкость своего ума, иначе вам будет сложно сложить воедино что-то, что не поддаётся объединению.
Список «100». Всё, что потребуется вам в этой технике, это лист бумаги и карандаш или ручка, а также некоторая доля терпения. Выделив для выполнения этой техники, немного времени, вы даёте себе задание составить список из ста способов решения вашей проблемы и обязуетесь не вставать с места, пока список не будет завершён сотой идеей. Записывая всё, что придёт вам в голову относительно вашей проблемы, вскоре вы можете обнаружить в своём списке несколько полезных для вашего дела идей.
Начинается работа в группах
(за группами наблюдают независимые наблюдатели)
Для ознакомления участников с заданиями «мозгового штурма»
Приложение 3
1. Заполнение и защита предложенного кроссворда с соотнесением использованного приема мозгового штурма.
2. По одному лидеру от каждой микро-группы, выбирают правильные (по мнению участников) ответы, также привлекая к обсуждению остальных участников. Результаты передают экспертам.
3. Составление ответов и их представление.
Эксперты (учителя физики), подсчитывают количество баллов каждой команды, составляют рейтинговую таблицу. Знакомят участников с результатами.
Круглый стол по результатам мастер-класса. Обсуждаются результаты мероприятия.
Рефлексия. Участникам предлагается соотнести свой номер (стикер), в зависимости от полезности проведенного мероприятия (чемодан- все пригодится в дальнейшем, мясорубка- информация перерабатывается, корзина- все выброшу), высказать свои пожелания.
Литература:
1. В.Д. Сидоренко, О.П. Очинин. «Технология решения творческих задач»
2. В.А. Волков «Универсальные поурочные разработки по физике», Москва «ВАКО» - 20с. 254.
3. А. Гин. Приёмы педагогической техники. Пособие для учителя. Вита-Пресс. М.: 2005, с.54.
4. Цит. по Бернс Г. Разрушители стереотипов: Когда и как можно нарушать общепринятые правила и выходить победителем/ Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2009. – с. 99.
https://pedsovet.su/publ/42
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.