Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ
Оценка 5

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Оценка 5
Документация
docx
биология
11 кл
20.12.2019
Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ
Цель: отработка умений работать с тестовыми материалами по подготовке к ЕГЭ, в условиях введения в материалы тестов новых вариантов заданий. Задачи: отработка умений работать с геохронологическими таблицами, анализировать информацию, делать выводы; уметь решать задачи на составление генетических карт хромосом по процентным данным кроссинговера.
Мастер класс Комарова.docx

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Цель: отработка умений работать с тестовыми материалами по подготовке к ЕГЭ, в условиях введения в материалы тестов новых вариантов заданий.

Задачи: отработка умений работать с геохронологическими таблицами, анализировать информацию, делать выводы; уметь решать задачи на составление генетических карт хромосом по процентным данным кроссинговера.

Задание 23 

На рисунке изображен пещерный медведь - вымершее животное, обитавшее 400 тыс лет назад.

https://bio-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2298

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ — на уровне вида).

К какому классу относится данное животное? — укажите признаки,  по которым Вы определили класс.

https://bio-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=23               Геохронологическая таблица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 23

На рисунке изображён трилобит — вымершее около 270 млн лет назад животное.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=31178

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который вымер данный организм, а также тип, к которому относится изображённый организм. Укажите признаки по которым он относитмся у указанному Вами типу.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=31179       Геохронологическая таблица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 23

На рисунке изображен триконодон - вымершее животное, обитавшее 150 млн. лет назад.

https://bio-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2337

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также укажите, к какому классу относится данное животное. Укажите признаки, по которым Вы определили класс.

https://bio-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2512Геохронологическая таблица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

Элементы ответа «археоптерикс»

1)    Эра Мезозойская. Пояснения: (252 начало Мезозойской – 186 продолжительность Мезозойской = 66) 66млн.лет начало Кайнозойской, 147-150 млн. лет по условию появился археоптерикс (252-147=105) 105млн.лет назад Кайнозойская эра ещё не началась; Иначе, можно суммировать: 66 млн.лет Кайнозойская длилась +147млн.лет назад появился археоптерикс = 213 млн.лет назад был ещё Мезозой, т.к.  66 длительность Кайнозоя + 186 длительность Мезозоя = 252 млн.лет начало Мезозойской – с археоптериксом попадаем в границы Мезозойской эры;

2)    Период Юрский. Пояснения:(252 начало Мезозойской -51продолжительность Триаса =201-56 продолжительность Юра=145млн.лет назад был ещё Юр, а археоптерикс появился 147 млн.лет назад, т.е. попадаем в границы Юрского периода. Иначе, можно суммировать от Четвертичного до Юрского включительно…, в сумме 201,03 млн.лет (до Мелового включительно 145,03 млн.лет), археоптерикс появился 147млн.лет назад, а Мел начался 145млн.лет назад, Юр же начался 201млн.лет назад, т.е. с археоптериксом попадаем в границы Юрского периода.

3)    Признаки класса Рептилий: наличие челюстей с зубами, длинный хвост из несросшихся позвонков и развитые пальцы с когтями на передних конечностях;

4)    Признаки класса Птиц: наличие перьевого покрова, крыльев, цевки.

 

Элементы ответа «триконодон»

1)    Эра мезозойская.

2)    Период – юрский (расчеты аналогичны).

3)    Относится к классу Млекопитающих.

4)    Признаки класса Млекопитающих: волосяной покров, ушные раковины, вибриссы, отделы тела (голова, шея, туловище, хвост, передние и задние конечности).

 

P.S.

Признаки с другими таксонами: острые зубы (похожи на зубы ежа); удлиненная мордочка (питались насекомыми, червями, моллюсками), откладывали яйца как утконос и ехидна.

Элементы ответа «трилобит»:

1)    Эра палеозойская.

2)    Период – пермский.

3)    Тип – Членистоногие.

4)    Признаки типа: тело поделено на сегменты разной величины.

Элементы ответа «пещерный медведь»:

1)    Эра – кайнозойская.

2)    Период – антропоген.

3)    «Близкие родственники» в современной фауне (на уровне вида) – медведь бурый, медведь белый, медведь белогрудый (более подходит вид медведь бурый).

4)    Признаки класса Млекопитающих: волосяной покров, дифференцировка зубов, ушные раковины, отделы тела (голова, шея, туловище, хвост, передние и задние конечности),

P.S. Панда – это не представитель рода медведь. Своим внешним видом они очень напоминают медведей, отличие между ними только в строении зубов и наличии довольно длинного хвоста. До недавнего времени этого зверя считали большим енотом. Но простым крестьянам из Китая, которые долгое время присматривались к пандам, все-таки удалось убедить мир в том, что они похожи на представителей из рода медведей. Они действительно похожи на медвежат с черно-белым окрасом, который спутать с кем-то другим очень сложно.

Панда-животное-Образ-жизни-и-среда-обитания-панды-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет

определить последовательность расположения генов в хромосоме

и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний

мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А

и В составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%.

Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа,

отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние

между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Как она называется?

 

Фрагмент хромосомы     

 

 

 

Ответ: проценты кроссинговера напрямую переводятся в расстояния между генами на хромосоме, чем больше процент кроссинговера, тем дальше друг от друга расположены гены.

1)   

             А                  5              В            6                  С

                                      

                                           11

 

2) За единицу расстояния между генами принята величина – 1 % кроссинговера (1 морганида)

 

 

 

 

 

 

 

                       

22. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет

определить последовательность расположения генов в хромосоме

и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний

мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А

и В составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%.

Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа,

отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние

между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Как она называется?

 

Фрагмент хромосомы      

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет

определить последовательность расположения генов в хромосоме

и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний

мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А

и В составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%.

Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа,

отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние

между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Как она называется?

 

Фрагмент хромосомы     

 

 

 

Источники информации:

1.      ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. В.С.Рохлова. – М.:Издательство «Национальное образование», 2018.

2.      https://bio-ege.sdamgia.ru/?redir=1 («Решу ЕГЭ», образовательный портал по подготовке к ЕГЭ).

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ

Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2019