Мастер класс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», подготовила Комарова И.Ю., учитель биологии МБОУ Варнавинская СШ
Цель: отработка умений работать с тестовыми материалами по подготовке к ЕГЭ, в условиях введения в материалы тестов новых вариантов заданий.
Задачи: отработка умений работать с геохронологическими таблицами, анализировать информацию, делать выводы; уметь решать задачи на составление генетических карт хромосом по процентным данным кроссинговера.
Задание 23
На рисунке изображен пещерный медведь - вымершее животное, обитавшее 400 тыс лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ — на уровне вида).
К какому классу относится данное животное? — укажите признаки, по которым Вы определили класс.
Геохронологическая таблица
Задание 23
На рисунке изображён трилобит — вымершее около 270 млн лет назад животное.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который вымер данный организм, а также тип, к которому относится изображённый организм. Укажите признаки по которым он относитмся у указанному Вами типу.
Геохронологическая таблица
Задание 23
На рисунке изображен триконодон - вымершее животное, обитавшее 150 млн. лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также укажите, к какому классу относится данное животное. Укажите признаки, по которым Вы определили класс.
Геохронологическая таблица
Элементы ответа «археоптерикс»
1) Эра Мезозойская. Пояснения: (252 начало Мезозойской – 186 продолжительность Мезозойской = 66) 66млн.лет начало Кайнозойской, 147-150 млн. лет по условию появился археоптерикс (252-147=105) 105млн.лет назад Кайнозойская эра ещё не началась; Иначе, можно суммировать: 66 млн.лет Кайнозойская длилась +147млн.лет назад появился археоптерикс = 213 млн.лет назад был ещё Мезозой, т.к. 66 длительность Кайнозоя + 186 длительность Мезозоя = 252 млн.лет начало Мезозойской – с археоптериксом попадаем в границы Мезозойской эры;
2) Период Юрский. Пояснения:(252 начало Мезозойской -51продолжительность Триаса =201-56 продолжительность Юра=145млн.лет назад был ещё Юр, а археоптерикс появился 147 млн.лет назад, т.е. попадаем в границы Юрского периода. Иначе, можно суммировать от Четвертичного до Юрского включительно…, в сумме 201,03 млн.лет (до Мелового включительно 145,03 млн.лет), археоптерикс появился 147млн.лет назад, а Мел начался 145млн.лет назад, Юр же начался 201млн.лет назад, т.е. с археоптериксом попадаем в границы Юрского периода.
3) Признаки класса Рептилий: наличие челюстей с зубами, длинный хвост из несросшихся позвонков и развитые пальцы с когтями на передних конечностях;
4) Признаки класса Птиц: наличие перьевого покрова, крыльев, цевки.
Элементы ответа «триконодон»
1) Эра мезозойская.
2) Период – юрский (расчеты аналогичны).
3) Относится к классу Млекопитающих.
4) Признаки класса Млекопитающих: волосяной покров, ушные раковины, вибриссы, отделы тела (голова, шея, туловище, хвост, передние и задние конечности).
P.S.
Признаки с другими таксонами: острые зубы (похожи на зубы ежа); удлиненная мордочка (питались насекомыми, червями, моллюсками), откладывали яйца как утконос и ехидна.
Элементы ответа «трилобит»:
1) Эра палеозойская.
2) Период – пермский.
3) Тип – Членистоногие.
4) Признаки типа: тело поделено на сегменты разной величины.
Элементы ответа «пещерный медведь»:
1) Эра – кайнозойская.
2) Период – антропоген.
3) «Близкие родственники» в современной фауне (на уровне вида) – медведь бурый, медведь белый, медведь белогрудый (более подходит вид медведь бурый).
4) Признаки класса Млекопитающих: волосяной покров, дифференцировка зубов, ушные раковины, отделы тела (голова, шея, туловище, хвост, передние и задние конечности),
P.S. Панда – это не представитель рода медведь. Своим внешним видом они очень напоминают медведей, отличие между ними только в строении зубов и наличии довольно длинного хвоста. До недавнего времени этого зверя считали большим енотом. Но простым крестьянам из Китая, которые долгое время присматривались к пандам, все-таки удалось убедить мир в том, что они похожи на представителей из рода медведей. Они действительно похожи на медвежат с черно-белым окрасом, который спутать с кем-то другим очень сложно.
22. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет
определить последовательность расположения генов в хромосоме
и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний
мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А
и В составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%.
Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа,
отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние
между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Как она называется?
Фрагмент хромосомы
Ответ: проценты кроссинговера напрямую переводятся в расстояния между генами на хромосоме, чем больше процент кроссинговера, тем дальше друг от друга расположены гены.
1)
А 5 В 6 С
11
2) За единицу расстояния между генами принята величина – 1 % кроссинговера (1 морганида)
22. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет
определить последовательность расположения генов в хромосоме
и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний
мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А
и В составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%.
Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа,
отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние
между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Как она называется?
Фрагмент хромосомы
22. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет
определить последовательность расположения генов в хромосоме
и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний
мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А
и В составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%.
Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа,
отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние
между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Как она называется?
Фрагмент хромосомы
Источники информации:
1. ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. В.С.Рохлова. – М.:Издательство «Национальное образование», 2018.
2. https://bio-ege.sdamgia.ru/?redir=1 («Решу ЕГЭ», образовательный портал по подготовке к ЕГЭ).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.