Использование оборудования Центра «Точка Роста»
для формирования естественно-научной грамотности
(доклад руководителя центра «Точка роста» - Болдаковой Т.А.)
С января 2019 года в России началась реализация национального проекта «Образование». Он включает в себя 10 под проектов. И один из них – федеральный проект «Современная школа». Внутри проекта «Современная школа» акцент делается на модернизацию образовательного пространства, применение и внедрение новых технологий. И вот в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» по всей стране на базе образовательных организаций сельской местности и малых городов начали открываться Центры дополнительного образования цифровых и гуманитарных компетенций «Точка роста». Основной целью Центра «Точка Роста» является формирование условий для повышения качества общего образования, в том числе за счет обновления учебных помещений, приобретения современного оборудования, повышения квалификации педагогических работников и расширения практического содержания реализуемых образовательных программ.
В МКОУ СОШ №1 им. В.С. Богатырева р.п. Охотск, Центр образования естественно-научной и технологической направленности «Точка Роста» открылся в сентябре 2022 года. Создан он как структурное подразделение школы. Центр Точка Роста в нашей школе – это четыре кабинета (физика, химия, биология, робототехника) .
Оформление Центра выполнено с использованием фирменного стиля, бренд бука Центра «Точка роста».
«Точка Роста» - это не только обновленный интерьер кабинетов. Это современные приборы, цифровые лаборатории, это возможность для развития у обучающихся исследовательских умений и проектной деятельности.
В центре естественно-научной и технологической направленности, работают учителя химии, физики, биологии. Все педагоги прошли обучение по работе с цифровым оборудованием и сейчас могут его использовать на уроках при проведении практических и лабораторных работ, а также в рамках внеурочной деятельности. Работа с оборудованием Точки роста актуальна, т.к. позволяет формировать естественно-научную грамотность у обучающихся. Одной из компетенций естественно-научной грамотности является понимание особенности научного исследования. В этом направлении мы начали работать достаточно активно с самого начала и имеем определенные успехи и результаты.
В состав лаборатории входит ноутбук, программное обеспечение и различные датчики, которые можно подключить двумя способами: проводное подключение с помощью кабеля mini USB или беспроводное подключение по Bluetooth. Подбор цифровых датчиков осуществлен таким образом, чтобы охватить максимально возможное количество тем для изучения. С помощью датчиков, входящих в состав этого учебного оборудования можно проводить экологический мониторинг почвы, воды, воздуха, исследовать качество напитков и продуктов. К каждой лаборатории имеется пособие с методическими рекомендациями. В них перечислены темы для лабораторных работ с подробными инструкциями. Использование цифровой лаборатории по экологии Точка роста, научит учащихся обращению с цифровыми измерительными приборами, считывать показания, самостоятельно строить графики и таблицы, делать выводы. Приведём несколько примеров использования данной лаборатории в исследовательской работе.
С обучающимися шестого класса мы провели работу «Мониторинг содержания кислорода в воздухе в классном помещении в течение школьных занятий». В результате работы над проектом мы изучили СанПиНы и выяснили какой уровень кислорода должен быть для хорошей работоспособности. На практическом этапе обучающиеся с помощью цифрового датчика измеряли уровень кислорода в проветриваемом и непроветриваемом помещении. При этом проводили наблюдения за работоспособностью школьников. Содержание кислорода в воздухе без проветривания за 6 уроков уменьшилось с 21, 2 % до 19 %, содержание кислорода при периодическом проветривании уменьшилось незначительно. B классе с достаточной циркуляцией воздуха самочувствие обучающихся было хорошее, работоспособность высокая, обучающихся активно отвечали на вопросы. Напротив, в непроветриваемом классе самочувствие обучающихся ухудшалось, становилось душно, работоспособность уменьшалась, ребята часто отвлекались. Наблюдение и практическая работа с датчиками подтвердили гипотезу, что проветривать помещения нужно обязательно!
Другой пример использования оборудования «Точки роста» для формирования естественно-научной грамотности- работа ученика 10 класса «Шумовое загрязнение в школе». Вначале мы выяснили из источников, как различные уровни шумового воздействия влияют на организм человека, СаНиП по допустимым уровням шума в помещениях. А затем с помощью датчиков звука экологической лаборатории провели измерения во время уроков и на переменах в разных школьных помещениях. В результате обучающийся доказал, что иногда уровень шума превышает допустимые границы. В итоге ученик решил, что полученные знания будет использовать в повседневной жизни, стараясь не создавать лишних звуков на уроках, а отдых на перемене проводить там, где меньше всего шума.
Все эти работы были представлены ребятами на школьной научно-практической конференции исследовательских работ.
С внедрением оборудования «Точки роста» появляется возможность количественных наблюдений и опытов для получения достоверной информации о природных процессах и объектах. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые могут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что способствует формированию естественно-научной грамотности школьников.
Работа с цифровыми лабораториями не ограничивается только индивидуальной проектной деятельностью. Кружки и краткосрочные курсы внеурочной деятельности также дают возможность ребятам применят данное оборудование на практических занятиях. Учителя нашей школы разработали программы курса «Химия – это интересно», «Практическая биология», «Решение практических задач по физике» и тд.
Таким образом, ресурсы Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка Роста» открывают новые возможности урочной и внеурочной деятельности, расширяют поле взаимодействия ученика и учителя, повышают интерес и мотивацию учащихся к изучению биологии, географии и других предметов естественно-научной направленности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.