Реализация программ учебных предметов «Биология» с использованием оборудования Центра «Точка роста»
Болдакова Татьяна Анатольевна, учитель биологии, химии МКОУ СОШ №1 р.п. Охотск
В рамках национального проекта «Образование» стало возможным оснащение нашей школы современным оборудованием Центра «Точка роста». Внедрение этого оборудования позволяет качественно изменить процесс обучения химии и биологии. Появляется возможность количественных и качественных наблюдений, опытов для получения достоверной информации о химических, биологических процессах и объектах.
Полученные в рамках проекта химическая лабораторная посуда и оборудование позволяют проводить качественные исследования, практические работы по предметам. Учащиеся могут самостоятельно делать выводы, выявлять различные закономерности.
Для получения информации об изменении температурного режима используется температурный датчик, датчик измерения РН позволяет измерить состав почвы, показать РН растворов солей при процессах гидролиза. Микроскоп высокой точности показывает при разном увеличении биологические объекты и даёт возможность рассмотреть и приготовить препараты самостоятельно.
Реализация основных общеобразовательных программ по учебным предметам естественно-научной направленности возможна через использование цифровых лабораторий. Они являются совершенно новым, современным оборудованием для проведения различных школьных исследований как входящих в учебную программу, так и совершенно новых. Цифровая лаборатория полностью меняет методику и содержание экспериментальной деятельности. Анализируя результаты проведённых опытов, учащиеся убеждаются в том, что те или иные теоретические представления соответствуют или противоречат реальности. Только осуществляя эксперимент, можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории.
В процессе формирования экспериментальных умений ученик обучается представлять информацию об исследовании в четырёх видах:
- в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента, фиксировать внимание на измеряемых величинах, терминологии;
- в табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков (при этом у учащихся возникает первичное представление о масштабах величин);
- в графическом: строить графики по табличным данным, что даёт возможность перехода к выдвижению гипотез о характере зависимости между величинами (при этом учитель показывает преимущество в визуализации зависимостей между величинами, наглядность и многомерность); в виде математических уравнений: давать математическое описание взаимосвязи величин, математическое обобщение;
- формирование исследовательских умений учащихся.
Применяя цифровые лаборатории на уроках биологии, учащиеся могут выполнить примерные лабораторные работы, эксперименты, практические работы по программе основной школы.
Примерное планирование уроков биологии с использованием цифровой лаборатории нашей школы:
Биология растений, грибов:
Клетка, её строение. Семя, его строение. Условия прорастания семян. Минеральное питание растений. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Почва. Дрожжи.
Зоология:
Изучение одноклеточных животных. Теплокровные и холоднокровные животные. Человек и его здоровье:
Приспособленность организмов к среде обитания. Общая биология:
Влияние рН среды на активность ферментов. Факторы, влияющие на скорость процесса фотосинтеза. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание. Выявление изменчивости у организмов. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Компоненты применения цифровой лаборатории: микроскопические исследования. Приведу пример компонента применения цифровой лаборатории - урок в 5 классе.
Работа интересная, с применением микроскопов, используется и цифровой микроскоп, ребята выполняют её с большим интересом. Конечно, помощь учителя необходима, он является координатором действий учащихся. В конце лабораторной работы дети самостоятельно формулируют вывод по работе.
Лабораторная работа № 1 «Приготовление препарата клеток сочной чешуи лука». К лабораторной работе необходимо приготовиться заранее.
Цель: приготовить препарат кожицы чешуи лука, рассмотреть основные органоиды растительной клетки.
Оборудование:
микроскопы, репчатый лук, предметное стекло, пинцет, раствор йода, стакан с водой, препаровальная игла, покровное стекло, пипетка, салфетка.
Ход работы:
1. Возьмите предметное стекло, тщательно протрите его специальной салфеткой. 2. С помощью пипетки нанесите 1-2 капли воды на середину предметного стекла.
3. Осторожно снимите кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука при помощи препаровальной иглы (будьте аккуратны) или непосредственно руками. Положите кусочек кожицы в каплю воды и аккуратно расправьте кончиком иглы.
4. Накройте препарат покровным стеклом.
5. Поместите препарат под объектив микроскопа и рассмотрите его. Отметьте, какие клетки вы видите.
6. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого на предметное стекло рядом с по-кровным нанесите каплю раствора йода. Излишки раствора удалите фильтровальной бу-магой с противоположной стороны препарата.
7. Рассмотрите окрашенный препарат под цифровым микроскопом. Какие изменения вы наблюдаете?
8. Найдите оболочку, окружающую клетку (тёмная полоса), цитоплазму (золотистое вещество), ядро, вакуоль с клеточным соком.
9. Можно сделать микрофотографию клеток кожицы лука. Укажите оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком (при использовании обычной тетради сделайте рисунки карандашом).
Эти фотографии можно увидеть при использовании препарата кожицы чешуи лука под микроскоп
Рис.1. Кожица лука
Хочу представить примерное планирование уроков химии с применением цифровой лаборатории в нашей
школе.
Список литературы:
1. В.В. Буслаков, А.В. Пынеев Реализация образовательных программ естественно-научной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования Центра «Точка роста». Методическое пособие – Москва, 2021. – 195 с.
2. П.И. Беспалов, М.В.Дорофеев Реализация образовательных программ естественно-научной и технологической направленностей по химии с использованием оборудования Центра «Точка роста». Методическое пособие – Москва, 2021. – 155 с.
3. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной гра-мотности. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
![]() |
Программа внеурочной деятельности «Занимательная
биология» Болдакова Татьяна
Анатольевна, учитель биологии
МКОУ СОШ №1 р.п.Охотск I. Пояснительная записка
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно–исследовательской деятельностью.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она даёт возможность предоставлять учащимся широкий спектр знаний, направленных на развитие и выявление индивидуальных особенностей ребенка. Занятия в системе внеурочной воспитательной работы по биологии способствуют развитию интеллектуальной одарённости учащихся, взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье. Применение игровой методики и современных технологий для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях. Использование оборудования центра «Точка роста» при реализации внеурочной деятельности позволяет создать условия:
1. для расширения содержания школьного биологического образования;
2. для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;
3. для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
4. для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.
Применяя цифровые лаборатории во внеурочной деятельности по биологии, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ и экспериментов.
Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей и организация
досуга обучающихся, расширение их кругозора и повышение мотивации к учению.
Задачи:
- образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;
- развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения;
- воспитательная: развивать навыки коммуникации и коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы и бережного отношения к ней, объединение и организация досуга учащихся.
Метапредметные связи:
1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3. определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
7. готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8. определение общей цели и путей её достижения;
9. умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
10. осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся. Важнейшим приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего
последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей обучающихся опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной.
Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при освоении программы имеет отличительные особенности: -практическаянаправленность,котораяопределяетспецификусодержанияивозрастные
особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в творческую деятельность.
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, коллективные и индивидуальные исследования естественно-научного направления, самостоятельная работа, выступление, участие в конкурсах, создание проектов и т.д. Данные формы работы дают детям
возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Место данного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время
II. Результаты освоения курса
внеурочной деятельности Планируемые результаты программы внеурочной деятельности
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная биология»
обучающиеся на ступени основного общего образования:
-получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют
основами практико-ориентированных
знаний о природе, приобретут
целостный взгляд на
мир;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
-получатвозможностьнаучитьсяиспользоватьразличныесправочныеиздания(словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными
объектами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- использование справочной и дополнительной литературы;
- владение цитированием и различными видами комментариев; - использование различных видов наблюдения;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
III. Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (3 часа)
План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных, практических работ.
Ознакомление с оборудованием центра «Точка роста». Оформление уголка кружка.
Практические и лабораторные работы:
Лабораторная работа №1 «Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований».
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (6 часов)
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых. Техника приготовления временного микропрепарата. Клетки, ткани и органы растений. Отличительные признаки живых организмов. Микромир вокруг нас.
Практические и лабораторные работы: Лабораторная работа № 2
Лабораторный практикум «Изучение устройства увеличительных приборов», «Части клетки и их назначение». Мини-исследование.
Раздел 2. Биология растений (16 часов)
Дыхание и обмен веществ у растений. Изучение механизмов испарения воды листьями. Испарение воды растениями.
Тургор в жизни растений. Воздушное питание растений — фотосинтез. Кутикула. Условия прорастания семян. Деление клеток. Растения. Многообразие растений. Значение
растений в природе и жизни человека. Вегетативное размножение растений
Практические и лабораторные работы: Лабораторная работа № 3 «Дыхание листьев»
Лабораторная работа № 4 «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев»
Лабораторная работа № 5 «Испарение воды листьями до и после полива» Лабораторная работа № 6 «Тургорное состояние клеток»
Лабораторная работа № 7 «Фотосинтез»
Лабораторная работа № 8 «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения»
Лабораторная работа № 9 «Условия прорастания семян». Значение воды и воздуха для прорастания семян»
Лабораторная работа № 10 «Наблюдение фаз митоза в клетках растений» Лабораторная работа № 11 «Обнаружение хлоропластов в клетках растений» Лабораторная работа № 12 «Обнаружение нитратов в листьях» Практическая работа «Способы вегетативного размножения растений» Раздел 3. Зоология (7 часов)
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Простейшие. Движение животных.
Тип: кольчатые черви. Внутреннее строение дождевого червя. Мини-исследование «Птицы на кормушке»
Практическая зоология
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Практическая работа «Классификация животных». Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп.
Лабораторная работа № 15 «Сравнительная характеристика одноклеточных организмов».
Лабораторная работа № 16 «Наблюдение за передвижением животных». Практическая орнитология. Работа в группах: исследование «Птицы на кормушке». Раздел 4. Экология (2 часа)
Проектно-исследовательская деятельность: модуль «Экологический практикум: «Влияние абиотических факторов на организмы».
«Измерение температуры в разных зонах класса»
IV. Тематическое
планирование
Раздел Форма занятия Использование Кол-во оборудование «Точка часов
роста»
Введение Беседа «Точка роста»— комплект 3
Лабораторная работа учебного
детского
оборудования
технопарка,
материальная база для создания инновационной
Раздел 1. Лаборатория
Левенгука
Коллективная Лабораторная работа
Мини-исследование
образовательной среды.
Фотоиллюстрации, 6
компьютер, принтер
Раздел 2. Биология растений
Раздел 3. Зоология
10 лабораторных работ
Лабораторные
Микроскоп цифровой, лупа.
Микроскоп
световой, 16
световой, 7
практикумы цифровой. Иллюстрации,
Раздел 4. Экология Проектно-исследовательская
деятельность
презентация. Схемы.
Цифровая лаборатория 2
IV. Материально-техническое обеспечение программы Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной
образовательной программы «Практическая биология», предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»: - цифровая лаборатория по биологии; - помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой); -микроскоп цифровой; - комплект посуды и оборудования для ученических опытов; -комплект гербариев демонстрационный; - комплект коллекции демонстрационный (по разным темам); - мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш-карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в Интернет). Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических
работ.
Литература
1. Методическое пособие «Реализация образовательных программ естественно-научной и технологической направленности по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста». В.В.Буслаков, А.В.Пынеев.
2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
3. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986. Интернет-ресурсы
1. https://moodledata.soiro.ru/eno/met_rec.pdf. Лабораторный практикум по биологии.
2. https://urok.1sept.ru/articles/611487. Методические разработки с использованием цифровой лаборатории.
3. http://window.edu.ru/resource/880/29880/files/ssu016.pdf. Школьный практикум по биологии.
4. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»
Опыт работы с учащимися с использованием проектной деятельности в образовательном процессе с применением цифровой лаборатории и оборудования Центра «Точка роста» естественно-научной и технологической направленности
Болдакова Татьяна Анатольевна
Учитель биологии
МКОУ СОШ №1 р.п. Охотск
С древних времен человек стремился исследовать и понимать окружающий его мир. Склонность к исследованию проявляется и у современного человека, особенно у детей. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков у учеников. В современной школе возникает потребность в формировании у учащихся понимания необходимости учиться в течение всей жизни, а также применять новые знания в собственной практической деятельности. Актуальными становятся задачи воспитания личности, способной адаптироваться в условиях изменений и находить решения в любых профессиональных и жизненных ситуациях. Перед педагогом и школой стоит задача научить каждого ребёнка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии. С целью решения данных задач в педагогический процесс широко внедряется технология проектной деятельности.
Наряду с другими методами обучения я стараюсь использовать именно этот вид деятельности, отдавая предпочтение исследовательскому проекту, который и представляет собой подлинно научное исследование. При исследовательской деятельности учащиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Организуя исследовательскую деятельность на уроке, я стараюсь побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи, высказывать их, выдвигать предположения, догадки, альтернативные объяснения, давать возможность исследовать свои предположения в свободной обстановке, особенно путём обсуждения в малых группах; возможность применять новые понятия к широкому кругу явлений, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
Науроке, выполняя функцию координатора исследовательской деятельностии партнёра, избегая директивных приёмов, я стараюсь ставить перед учениками реальные задачи в понятной форме, стимулирую творческое мышление при помощи вопросов, проявляю терпимость к ошибкам учеников.
При выполнении проектов курирую исследовательскую деятельность, поощряю критическое мышление учащихся, заканчиваю процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят.
При организации исследовательской деятельности актуальными задачами становятся: создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей такую степень сотрудничества ученика с учителем, когда тезис «Я сам» является определяющим, свободное владение компьютерными средствами, ИКТ всеми участниками образовательного процесса, ориентация на формирование и развитие навыков межличностного взаимодействия учащихся в рамках образовательного процесса, формирование ключевых компетенций учащихся на уровне, позволяющем уверенно справляться с учебными задачами, усвоение учащимися основных понятий, определяющих управление своим творческим саморазвитием.
Все перечисленные выше задачи могут успешно решаться через организацию проектной деятельности.
Проектная деятельность позволяет индивидуализировать образовательный процесс, создаёт благоприятные условия для развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности учащихся. Проектная технология создаёт простор для инициативы и творчества, она направлена на формирование креативных черт личности всех участников образовательного процесса.
Проблема современных учеников обычной школы заключается в том, что они не умеют применять полученные знания для решения проблемных задач, проведения эксперимента, описания какого-либо, к примеру, химического явления, в практической деятельности.
Открывшийся в сентябре 2022 года в нашей школе Центр «Точка роста» естественно-научного и технологического направления позволяет реализовать данное направление и ещё больше заинтересовать, мотивировать детей к изучению предмета.
Эффективность исследовательской деятельности зависит от меры увлечённости ученика этой деятельностью. Привлекая школьников к исследованию, полезно вооружить их методами научно-исследовательского поиска. Важно так организовать учебную работу детей, чтобы они с интересом проходили основные этапы исследования:
- мотивацию исследовательской деятельности; - постановку проблемы;
- сбор фактического материала;
- систематизацию и анализ полученного материала; - выдвижение гипотез;
- проверку гипотез;
- доказательство или опровержение гипотез.
Задача учителя – найти простые и удобные средства для практической реализации каждого этапа.
Мотивация исследовательской деятельности осуществляется различными способами: привлечение внимания к значимости ожидаемых результатов, оригинальная формулировка учебного задания, создание какого-либо продукта деятельности, действующей модели
и т. п.
Реализацию научно – исследовательской деятельности учащихся можно провести через работу с цифровой лабораторией. Данная лаборатория позволяет создавать эксперименты, изображая графики и таблицы на экране. Число возможных экспериментов может ограничиваться только воображением самих проектантов. Важно подчеркнуть, что по мере приобретения опыта учебно-исследовательской работы у школьников формируется особый подход к решению нестандартных задач: они начинают искать решение, применяя всю процедуру исследования.
Опыт исследовательской деятельности помогает им даже в жизненных ситуациях найти правильное решение.
Мотивировать учащихся на успешное обучение коллектив нашей школы начинает ещё с младших классов. Наши дети активно участвуют со своими проектами в различных конкурсах и занимают призовые места.
Открытие на базе нашей школы Центра «Точки роста» позволяет нам ещё больше заинтересовать детей и направить их на получение новых знаний и успешное применение этих знаний на практике.
Список литературы:
1.Дорофеев М.В., Зимина А.И., Стунеева Ю.Б. Принципы эффективного применения цифровых лабораторий // Химия в школе. - 2010. - № 2. - С. 55-63.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.