Приемы формирования метапредметных умений и понятий
1.Работа с текстом учебника:-найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …; - уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);- поставь вопросы к данному абзацу;
- составь суждение по тексту параграфа…;-выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;-расскажи по опорным словам (разверни информацию);- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы
- создай таблицу (сверни информацию) по…;-Создай диаграмму, схему;
- составь опорный конспект;-составь план изучения темы…(алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем);- составь набор понятий темы…;
-составь предложения по теме…, используя слова «так, как», «потому что»,
следовательно», «если, то»;-зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;
- составь разные предложения с одним и тем же понятием.
Примеры заданий: 1.Работа с текстом В настоящее время для обобщения изучаемого материала часто используется приём синквейн (слово происходит от французского слова «пять»). Это стихотворение состоит из пяти строк.2. Практическая работа
2. Работа с диаграммами: 1. Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображено на диаграмме. 2. Знакомимся с условными обозначениями. 3. Выполняем различные задания. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий.
3.Работа с графиками: Порядок работы. 1. Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах. 2. Определить цифровые показатели графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления 3. Объяснить причины изменения процесса. Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е.видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: ...6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Примеры заданий:
Умение давать определения . Составьте определения понятий: 1) меридиан и нулевой меридиан; 2) географический полюс и Северный полюс.
Умение классифицировать: Проведите классификацию географических объектов: Обь, Кама, Дон, Онежское, Байкал, Яблоновый, Алтай, Памир, Верхоянский, Кавказ.
Умение сравнивать. Отберите признаки для сравнения Высота Уральских и Кавказских гор. Сопоставьте их максимальные высоты Высота Кавказских гор – 5642 м, Уральских – 1894 м. Сделайте вывод о сходстве и различии Кавказские горы выше Уральских Объясните причины сходства и различия, если это необходимо Кавказские горы более молодые и менее разрушены, поэтому они выше Формулирование вывода: делая выводы, следует использовать сравнительную степень прилагательного, замечая, насколько один объект длиннее/короче/выше/ниже и т.д. другого.
Умение устанавливать причинно- следственные связи: Задача: Почему Амазонка – самая многоводная река Южной Америки? Ответ дайте в виде схемы.
Умение делать выводы и умозаключения: Задача на прием «дедукция»: что общего между перечисленными фактами, найди географические аналоги - города : Санкт-Петербург, Стамбул, Сан-Паулу, Хельсинки, Рио-де-Жанейро.
География – наука интегральная и представляет собой синтезированный курс. Она имеет многогранные связи с другими предметами. Объясняется это тем, что география изучает как природные, так и общественные системы и поэтому широко опирается на знания как естественных, так и гуманитарных наук.
Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Однако учащиеся по-разному, с интересом и без него, с уважением и пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах. Неоднозначные оценки встречаются и при упоминании географии: от равнодушия до живого интереса и сомнительной убеждённости в необходимости глубокого изучения.
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.
Обучая своему предмету, я сознательно или невольно формирую у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом моей работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают своё отношение к предмету чётко и кратко: «интересно» - «неинтересно».
Роль межпредметных связей в повышении качества знаний учащихся выяснялась при усвоении представлений, при усвоении понятий (общих и единичных), при установлении закономерных связей между явлениями и объектами природы. При этом учитывалось, что роль межпредметных связей в учебном процессе в значительной степени определяется спецификой учебного предмета, на знание которого опирается изучение географических объектов и явлений. Так, использование знаний учащихся по математике способствует формированию более конкретных представлений о величине, размерах объектов. Знания по физике позволяют им глубже познать сущность физико-географических явлений. Использование знаний по биологии помогает раскрыть взаимосвязи между компонентами природы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.