Мастер- класс Приемы формирования УУД на уроках в начальной школе
Оценка 4.6

Мастер- класс Приемы формирования УУД на уроках в начальной школе

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
преподавание
1 кл—4 кл
20.06.2021
Мастер- класс Приемы формирования УУД на уроках в начальной школе
Мастер-класс способствует созданию условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы по формированию и развитию универсальных учебных действий младших школьников.
Мастер- класс Приемы формирования УУД на уроках в начальной школе.docx

Цель мастер-класса: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы  по  формированию  и развитию универсальных учебных действий младших школьников.

1.     Оргмомент .СЛАЙД

Добрый день! Здравствуйте!

  Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением.  Пусть это занятие принесет вам радость общения. И я бы хотела узнать с каким же настроением вы пришли сегодня на мастер – класс? Перед вами лежат жёлтые кружочки. Нарисуйте, пожалуйста, солнышко. И пусть это солнышко выразит ваше настроение. (рисуют на листочках) А теперь поднимите вверх, покажите всем вашим коллегам. Очень приятно! Ну, что ж, сядьте поудобнее, глубоко вдохните и выдохните все ваши вчерашние хлопоты, заботы, переживания. Приступаем к занятию.

2.Самоопределение к деятельности.

 Посмотрите на эти буквы – УУД. СЛАЙД Перед вами лежат «светофорики». Покажите, пожалуйста, с помощью сигналов, что вы знаете о них. СЛАЙД Красный - много знаю, жёлтый - мало знаю, синий - ничего не знаю. (показывают)

  Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем мастер - классе?    Предположите цель нашей с вами встречи. В этом нам помогут вопросы-помощники: СЛАЙД

1.   Что такое УУД?

2.   Какие виды УУД бывают?

3.   Какие приемы используют для  формирования  УУД?

4.   Зачем нужно формировать УУД?

(заслушиваются ответы участников мастер-класса)

СЛАЙД  Цель мастер – класса:  повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники,  способствующих формированию универсальных учебных действий.

3.Актуализация знаний.

  Выясним, что же означают эти буквы? СЛАЙД

Стандарт дает 2 понятия УУД - в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

  В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

  Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.  Они обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты, создают условия развития личности и её самореализации.

Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо разобраться, какие бывают УУД.

  Мы все знаем, что  УУД можно сгруппировать в четыре основных блока.  Каждая группа получила  по одному кругу  и все  они разного цвета. А как вы, думаете, почему? Да, мы будем говорить о разных универсальных учебных действиях.

      СЛАЙД Все 4 группы универсальных учебных действий я распределила по цветам: познавательные – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет и личностные – красный.

      Я предлагаю   вам прочитать характеристику УУД и  определить, какие действия относятся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Каждая группа в зависимости от цвета круга, лежащего на парте, выберет характеристику своего блока УУД.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    Итак, что же представляют личностные универсальные учебные действия?

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

СЛАЙД Личностные:

·         Осмысление (Смыслообразование)

·         Осознание (Самоопределение)

·         Принятие жизненных ценностей

(Нравственно- этическое оценивание)

Отсюда следует вывод: главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Что представляют регулятивные универсальные учебные действия?

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

СЛАЙД  Регулятивные:

·         Целеполагание

·         Планирование

·         Прогнозирование

·         Контроль

·         Коррекция

·         Оценка

·         Саморегуляция

То есть, мы должны научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.

Что представляют собой познавательные универсальные учебные действия? 

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

СЛАЙД  Познавательные

·         Общеучебные

·         Логические

·         Постановка и решение проблем

 

 Отсюда следует, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найти нужно способ научить ребенка применять свои знания.

Что представляют коммуникативные универсальные учебные действия?

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

СЛАЙД  Коммуникативные:

·         планирование учебного сотрудничества;

·         постановка вопросов

·         разрешение конфликтов

·         контроль, коррекция, оценка действий партнера

·         умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

·         владение монологической и диалогической формами речи

Отсюда следует сделать вывод: не  надо бояться  «нестандартных уроков»,  следует  использовать различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности. Рассмотрим примеры развития УУД в рамках учебных предметов.

Вам даны будут карточки с заданиями из разных предметов.

Прочитайте задания и соотнесите  их с УУД.

·         Личностные УУД

·         Регулятивные УУД

·         Познавательные УУД

·         Коммуникативные УУД

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Распределяем задания в соответствии с УУД

Русский язык:

В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Окружающий мир:

·         Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

·         Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны

·         В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.

·         Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему

Литературное чтение:

·         Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?

·         Как нужно было ухаживать за репкой?

·         Почему репка выросла большая – пребольшая?

·         Сочини продолжение сказки с друзьями.

Изобразительное искусство:

·         С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?

·         В какой последовательности будет выполнен портрет?

·         Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

·         Какой цвет является твоим любимым и почему?

Проверка работы  СЛАЙД

Возникли ли у вас затруднения при распределении заданий на группы?

Теперь  я предлагаю вам познакомиться с приемами, которые можно использовать для формирования УУД.

 Те приемы, которые использую на уроках, вызывают большой интерес у учеников, не занимают много времени на уроке и позволяют объективно оценить, провести рефлексию и формировать предметные умения. 
Они формируют у обучающихся универсальные учебные действия, их использование направлено на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся. 

Американский педагог Лоренс Питер говорил: СЛАЙД

 «Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем». 

 Те приемы, с которыми я вас хочу познакомить далеко не новые, но эффективные. Мне бы хотелось знать, а насколько они знакомы вам. (СЛАЙД) (при знакомстве с новым приемом педагоги показывают на карточках, насколько приемы им знакомы)

 Формированию  личностных УУД  способствует психофизическая тренировка,   создание  эмоционального настроя  на урок.

Так при проведении занятия по внеурочной деятельности «Книжная страна»

я  использовала   психологический прием «Сотвори солнце в себе». (СЛАЙД)

-Здравствуйте, ребята! В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.

 Сложите ладошки вместе. Закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони, почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка в свое сердце. (СЛАЙД) Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Откройте глаза.   У вас доброе согревающее душу настроение. Вот с таким настроением  мы и начнем наше сегодняшнее занятие.

 Возможность самореализации, заключающаяся в самостоятельном выборе задания, представляется при использовании приема (СЛАЙД) «Задание массивом», также способствующего формированию личностных УУД .

Задается большой массив задач сразу— в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 30 задач ученик обязан решить минимум 7, остальные — по желанию. А стимулировать это желание  можно проверочными  работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал — тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.

(СЛАЙД) Существуют разнообразные приемы, позволяющие сформировать регулятивные универсальные учебные действия. СЛАЙД

Остановлюсь на некоторых из них.

 Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока можно через введение в урок проблемного диалога, создание  проблемной ситуации для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» . СЛАЙД предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

Сделать зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким позволяет СЛАЙД прием «Инсерт».   Во время чтения текста  я предлагаю детям   делать на полях пометки: V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос. Затем после прочтения задаю вопросы  на проверку понимания прочитанного:

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Сформировать умения  анализировать и критически  оценивать информацию,  применять знания в нестандартной ситуации  позволяет прием СЛАЙД «Лови ошибку!»  Он может использоваться  в работе по группам, по парам  и в индивидуальной работе   на разных этапах урока.  Так на  стадии рефлексии при подведении итогов по  теме  «Наши предки – древесные жители» ученики  получили  текст  со специально  допущенными  ошибками. Работа велась по группам. Ребята спорили, совещались. Придя к определенному мнению, группы выбрали    представителей, которые  огласили  задание и результат перед всем классом.

  Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Часто застенчивые и неуверенные дети не могут сказать учителю о том, что они что-то не поняли, боятся выглядеть смешными или глупыми в глазах одноклассников.  Использование  приема СЛАЙД «Телеграмма» решает эту проблему.

Этот прием очень простой, но эффективный на этапе рефлексии содержания учебного материала или рефлексии деятельности. 
Обычно я его даю в конце урока, хотя он может быть на любом этапе урока: кратко написать самое важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и отправить ему, т.е. обменяться телеграммами. Можно попросить написать, о том, что вызвало затруднение,  что удалось.  Ребенок может написать пожелание себе.

Прием можно проводить в специальных бланках «Телеграмма» (это внесет еще больший интерес в работу), а можно проводить и в тетрадях. Тогда при проверке учитель будет видеть запись каждого ученика.

   Для формирования у обучающихся контрольно-оценочной деятельности  можно использовать  СЛАЙД прием «Цветные поля».

Этот прием используется  на этапе проверки знаний в ходе самостоятельной работы. Ученик, после выполнения письменной работы, чертит поля цветными карандашами.

Красный цвет: «Проверьте, пожалуйста,  все и исправьте ошибки».

Желтый цвет: «Я уверен, что у меня все правильно».

Зеленый цвет: Отметьте, пожалуйста,  все слова с ошибками, я сам все исправлю».

Синий цвет: «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».

   Этот прием удобен и детям, и мне. Во-первых, я вижу, мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда.    Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяю. Такой прием удобен при проведении проверочной работы на текущем контроле. 

   На формирование познавательных УУД направлен прием СЛАЙД                   «Я беру тебя с собой». Его можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала. Можно изменять этот прием так, как того требует тема урока и умение, которое формируем.

  Например,  данный прием можно использовать на уроке математики при формировании умения различать четные и нечетные числа (Взять с собой только четные числа). Или СЛАЙД на уроке русского языка при формирования умения различать глаголы по временам.  Обучающимся предлагается  распределить глаголы по группам. Название групп уже даны. Первый ряд берет с собой глаголы прошедшего времени, второй ряд – глаголы настоящего времени, третий ряд - глаголы будущего времени. Ученик задает вопрос, по вопросу определяет и говорит «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой».

Кроме формирования предметных умений этот прием
 может вывести на проблемную ситуацию, а затем на учебную задачу, которая и будет решаться на уроке.

  -Как вы думаете, какой глагол вызовет затруднение? (глагол нести вызывает затруднение, создает на уроке проблемную ситуацию).

 Очень важен при проблемном обучении прием СЛАЙД «Хорошо- плохо», позволяющий сформировать представление о том, как устроено противоречие.

Его хорошо использовать на любом уроке. Например, на уроке окружающего задается ситуация: семья переехала в другой город это хорошо или плохо?

  Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
А я предлагаю Вам проиграть следующую ситуацию. 
Мастер-класс – для участника или ведущего МК - это хорошо или плохо? Разделимся на 2 группы, ищем положительные и отрицательные стороны этого мероприятия. Время на работу минута. 

 Для создания ситуации противоречия и ее осознания учениками использую СЛАЙД прием «Удивляй».  Для этого стараюсь найти такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным.

 Например, на уроке окружающего мира при изучении темы "Вода"  можно рассказать  историю:

-Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ!

А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег).

  Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.

 Формирование коммуникативных УУД наиболее полно осуществляется при СЛАЙД групповой и парной формах организации деятельности учащихся, СЛАЙД работе по решению проектных задач, СЛАЙД проведении игр.

   Так использование игры «Да» и «Нет» ставит учащихся в активную позицию, учит связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать учеников. Суть игры: состоит в том, что учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет".

   Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы  по формированию УУД. Если описанный  прием работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока. Использование этих приемов делает педагогический процесс эффективным, формирует нестандартное мышление.

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. СЛАЙД Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе  покажите  спелый плод нашего дерева творчества, зелёный  — если это в работе вам не пригодится.

-Спасибо, уважаемые коллеги. Позвольте считать плоды дерева не только положительной оценкой моего мастер-класса, но и плодами нашей совместной и самостоятельной деятельности. А закончить сегодняшний мастер класс я хочу словами Бернарда Шоу:  СЛАЙД «Если у Вас есть яблоко  и у меня есть яблоко  и мы обмениваемся  этими яблоками, то у  Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у Вас есть идея и у меня  есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого  из  нас будет по две идеи».

- Спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер- класс

«Приемы формирования

УУД на уроках

в начальной школе»

 

 

                                                   Подготовила Рыжкова С. В.


 

Цель мастер-класса: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы по формированию и…

Цель мастер-класса: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы по формированию и…

Выясним, что же означают эти буквы?

Выясним, что же означают эти буквы?

СЛАЙД Личностные: ·

СЛАЙД Личностные: ·

Общеучебные · Логические ·

Общеучебные · Логические ·

Распределяем задания в соответствии с

Распределяем задания в соответствии с

Они формируют у обучающихся универсальные учебные действия, их использование направлено на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся

Они формируют у обучающихся универсальные учебные действия, их использование направлено на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся

Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте»

Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте»

Ребенок может написать пожелание себе

Ребенок может написать пожелание себе

Очень важен при проблемном обучении прием

Очень важен при проблемном обучении прием

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА: И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА: И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу

Мастер- класс «Приемы формирования

Мастер- класс «Приемы формирования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2021