«Проектная деятельность в начальных классах»
(из опыта работы)
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с
первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах
учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода
проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала
следующие принципы организации проектной деятельности:
1)Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать
"проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с
проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу.
Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2) Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую,
исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и
учеником результатов работы, презентации.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но
между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими
учениками.
5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и
защиты проекта.
Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.
По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора
информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все
собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор
сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации
интересов детей.
В 1 классе учу выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать
индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только
индивидуально, но постепенно приучаю детей к работе по группам. Часто работая в
группе, дети не могут договориться, придти к единому мнению и такая группа
распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания,
взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке.
Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам проекта. Учимся искать нужную
информацию. Учу оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную
работу с учащимися.
Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд
достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная
деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности,
оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной
работы и направлять её в нужное русло);
-оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
-информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять,
какой информации или каких умений не достаёт);
-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные
вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать
артистические возможности);
-рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо
научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
-менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы;
принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Расскажу о проектах из опыта свое работы.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку
возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения
самооценки младшего школьника.
Из опыта работы я могу утверждать, что использования проектной деятельности в
вызывает у обучающихся интерес к учению, за счёт интеграции учебной и
внеурочной деятельности (создание проектов) в единый учебно-воспитательный
процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе создаётся положительный
психологический климат.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.