Мастер – класс «Роль классного руководителя в профилактике кризисных состояний у детей».
При входе педагоги тянут бумажки со словами яблоко, груша, апельсин. Сразу надо определить, кто будет говорить на общем подведении итогов.
Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодня мы здесь собрались с вами по очень волнующей теме, как помочь ребёнку в кризисном состоянии, а ещё лучше, как строить свою деятельность так, чтобы свести к минимуму возникновение этих кризисных состояний. То есть, нас интересует профилактика кризисных состояний у детей и роль классного руководителя в этом процессе.
Упражнение «Фруктовый салат».
Когда ведущий говорит поменяйтесь местами «яблоки». Меняются местами участники из группы «яблоки», остальные участники сидят на месте, не сходят с него, чтобы не нарушать круг и для участников сменяющих своё место, оставались свободные места.
Таким образом, необходимо поменять местами всех участников 1 -3 раза. В конце упражнения ведущий даёт команду: «фруктовый салат», то есть меняются местами все участники. После этого участники меняются местами, даётся время на успокоение, подводится итог упражнения.
Нашу сегодняшнюю встречу хочу начать с притчи о горчичном зерне.
Однажды Богу повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из–за своей нелегкой жизни и просила его ей помочь. Бог пообещал помочь, если она принесет ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободренная его словами, женщина начала поиски, а Бог отправился своим путем. Много позже он встретил ее опять – женщина полоскала белье на речке и напевала. Бог подошел к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором всегда была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет позже, а пока ей необходимо помочь постирать белье людям, у которых горе тяжелее ее собственного.
О чём эта притча для вас?
(Ответы участников можно записывать на доске или ватмане).
Кризис – от греческогоКринео буквально означает «разделение дорог».
В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой «возможность».
Как вы думаете, почему?
Теория.
Кризис(от греч. krineo, буквально означает «разделение дорог») – это переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.
Кризис –это своеобразная реакция личности на ситуации, требующие от неё изменения способа бытия: жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным экзистенциональным проблемам.
Кризисное состояние–это психологическое состояние человека, внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму (вследствие резкого изменения образа жизни, внутриличностной картины мира) или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации.
Кризисное состояние проявляется выраженными отрицательными эмоциями, ощущением безысходности, неадекватной оценкой происходящего, уменьшением способности к принятию решения, резко заниженной самооценкой, нарушением поведения, агрессией и импульсивностью. Все эти проявления могут сопровождаться слабостью, разбитостью, приступами сердцебиения.
Психологические кризисы можно разделить на два класса - это нормативные и ненормативные кризисы. Нормативные кризисы включают в себя все возрастные кризисы (кризисы развития), которые возникают при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с качественной перестройкой сферы его отношений.
- Кризис новорожденного;
- Кризис 1 года;
- Кризис 3 лет;
- Кризис 7 лет;
- Кризис 11-13 лет (подростковый);
- Кризис 17 лет (самоопределения).
К ненормативным кризисам можно отнести все остальные, которые могут возникнуть в разные периоды жизни человека и протекать сугубо индивидуально, а не в какие-то конкретные периоды жизни каждого человека.
Кризисы утраты и разлуки (связаны с утратой, смертью близкого, разводом родителей и т.п.);
Травматические кризисы (возникают в результате кратковременного или длительного воздействия определённых событий, например, стихийное бедствие, все виды насилия, пренебрежение нуждам ребёнка и пр.).
Кризиснаяситуация для ребёнка (подростка)наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей-либо поддержки и помощи справиться с ней.
Давайте попробуем вместе выделить признаки кризиса у детей.
(Накидываем варианты на доске).
Работа в группах.
Делимся на три группы. Сейчас вспомним какой фрукт вы были в самом начале, когда мы менялись местами и разделимся на три группы, яблоки, груши, апельсины. У каждой группы есть свой стол.
Сейчас, задача будет такая. У каждой группы на столе карточки, на карточках вводные данные. Основные вводные данные у всех групп одинаковые:
Катя, ученица 7-го класса, страдает от того, что ее рост уже сейчас 171 см. В классе она выше всех. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, сутулится. Каждый выход к доске – страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать – пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реплики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекручивает?», когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи, смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут еще Пашка нравится, а он на полголовы ниже ее. Разглядывая себя перед зеркалом вечерами, Катя горевала: – Ах, эти ужасные руки, они ниже колен! Ну, разве у нормального человека бывают такие руки?.. И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь?..
Плюс, у каждой группы есть разные условия.
- Развод родителей
- Смерть отца
- Девочка – жертва изнасилования (некоторое время назад).
Необходимо выписать в таблицу возможные внешние проявления кризисного состояния, эмоции и чувства конкретного ребёнка в кризисе, возможные последствия, а так же представить нам примерный вариант разговора классного руководителя и Кати.
Упражнение «Мешок идей».
Давайте сейчас сделаем
упражнение, которое в жизни поможет нам искать ресурсы для выхода из кризисных
ситуаций- и в себе, и во внешнем мире.
Итак, как может помочь этот предмет ( участник достает из мешка любой предмет:
скотч, скрепки, зеркало, мел, ручка и многое другое) в ситуации…
Ситуации для выхода:
• Несчастная любовь
• Предательство друга
• Длительный конфликт с родителями
• Провал на экзаменах
• Сломался компьютер
• Украли телефон
• Сломал ногу
• Залили соседи
• Обокрали квартиру
• Всеобщее игнорирование в классе
- Какие у вас ощущения после этого упражнения? Это может действительно помочь
вжизни?
Теперь, когда мы с вами потренировались, обсудили самую основную информацию, давайте попробуем вместе составить алгоритм, как же должен действовать классный руководитель в подобной ситуации, а так же, выясним, что делать просто не стоит..
«Алгоритм действий» педагога (классного
руководителя) при работе с детьми, находящимися в кризисном состоянии
(склонными к суицидальному поведению).
1).Если вы увидели, хотя бы один из признаков
того, что ребенок находится в кризисной ситуации, постарайтесь уделить ему
внимание и найти повод, чтобы поговорить.
2).Сохраняйте спокойствие. Вы должны показать
ребенку то, что с ним происходит, для вас важно, и вы готовы ему помочь,
например: «Мне кажется, с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно
грустный, задумчивый, молчаливый, т.п. у тебя что-то случилось? Если ты
позволишь, я буду рад (рада) тебе помочь». Важной задачей такого разговора
является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу,
родителям. Говорите без эмоционального давления, но уверенно и настойчиво.
3).После беседы с ребенком классному
руководителю следует поговорить с родителями (в беседе с ребенком скажите ему
об этом, обсудите эту ситуацию и заручитесь его согласием). В беседе с
родителями обратите внимание на то, что в данном случае возможно только
спокойное поведение и принятие ребенка, никаких обвинений, и, тем более,
игнорирования изменений в его состоянии и поведении. Убедите родителей
обратиться к психологу.
Типичные ошибки классных руководителей при
взаимодействии с детьми и подростками:
1. Ваши слова не совпадают с делами, вы
пропагандируете детям одни ценности, а в жизни руководствуетесь другими. Ваши
слова, поступки и эмоциональное состояние не конгруэнтны.
2. Часто говорите детям, что у Вас слишком много
работы, чтовы все время заняты и у Вас ни на что не хватает времени.
3. Заявление о том, что не видите никакого
смысла в объяснении тех или иных ситуаций, представляет собой частое явление
вклассе. Неверие в свои силы, с заранее актуализированной установкой на
неудачу.
4. Бесцеремонное прерывание объяснений ребенка.
Я старше,опытнее, я лучше знаю….
5. Твердое убеждение в том, что ваш наработанный
стиль иметоды работы не поддаются, а точнее не нуждаются в изменениях.
6. Перебиваете ребенка, не даете ему высказать
свою мысль доконца
7. Автоматическая реакция на сказанное
(физически вы в ситуации, а мысленно в другом месте).
8. Обесценивание сказанного.
Рефлексия.
С чем уходите?
Кто внимательно слушал – притроньтесь к ушам.
Кто сегодня плодотворно поработал – погладьте себя по голове.
Кому было интересно – постучите по груди.
Кому информация была полезная – похлопайте в ладоши.
Спасибо вам за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.