Мастер-класс с родителями (законными представителями) обучающихся детей с ОВЗ. «Нейрогимнастика как средство развития познавательных и физических способностей детей с ОВЗ»
Оценка 4.9

Мастер-класс с родителями (законными представителями) обучающихся детей с ОВЗ. «Нейрогимнастика как средство развития познавательных и физических способностей детей с ОВЗ»

Оценка 4.9
docx
09.12.2024
Мастер-класс с родителями  (законными представителями) обучающихся детей с ОВЗ.  «Нейрогимнастика как средство развития познавательных и физических способностей детей с ОВЗ»
Мастер-класс с родителями (законными представителями) обучающихся детей с ОВЗ.docx

 

Мастер-класс с родителями (законными представителями) обучающихся детей с ОВЗ.

 

«Нейрогимнастика как средство развития познавательных и физических способностей детей с ОВЗ»

Автор – составитель: педагог-психолог Черных С.В.

Цель: ознакомление родителей с приемами нейрогимнастики как средства развития познавательных способностей детей с ОВЗ. Задачи:

Задачи:

1. Объяснить значение использования нейрогимнастики в работе с детьми ОВЗ.

2. Вызвать интерес к проведению нейрогимнастики и оптимизировать интеллектуальные процессы.

3. Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.

 

Материал : графические рисунки, шаблоны для рисования двумя руками, фломастеры, альбомы «Нейроладошки», цветные слова.

 

Аудитория: взрослые и дети разного возраста.

 

Краткое содержание мероприятия: знакомство родителей с элементами нейрогимнастики, демонстрация упражнений нейрогимнастики и нейроигр.

 

Планируемые результаты:

1.Расширение знаний о значении и пользе нейрогимнастики в работе с детьми.

2.Привлечение внимания родителей к использованию нейрогимнастики в повседневной жизни.

3. Умение применить полученные знания на практике.

 

Ход мастер-класса

 

Постановка педагогической проблемы.

Добрый день, уважаемые родители!

Рада видеть вас на своем мастер – классе. А начнем мы нашу встречу с приветствия. Но приветствовать мы с вами будем друг друга необычным способом. Давайте потрем свои ладошки о ладошки соседа, а теперь ладошку левой руки потрем о ладошку левой руки соседа, ладошку правой руки – о ладошку правой руки соседа.

 

А теперь поздороваются наши пальчики: приготовим большой палец левой руки, который поздоровается с большим пальцем левой руки соседа, перебираем пальчики. Здороваются пальчики правой руки.

Ну вот мы с вами и поздоровались. Скажите было трудно?

(Взаимодействие с родителями)

 

Все люди непохожи друг на друга и то, как мы выполнили задание, напрямую связано с нашей нервной системой, а именно с работой нашего головного мозга.

 

Всё больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого и психического развития, гиперактивных и невнимательных.

 

Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т. е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, плохо переключаются с одного движения на другое.

 

Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей.

 

Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей. Современное поколение сидит возле гаджетов, в телефонах, у компьютера, с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.

 

Что же с этим делать? С целью повышения результативности традиционных психолого-педагогических методов обучения, в своей работе с детьми использую элементы нейрогимнастики.

 

Итак, тема мастер – класса «Нейрогимнастика как средство развития познавательных и физических способностей детей с ОВЗ».

 

Моё внимание привлекла эта методика, как элемент развивающей образовательной среды, так как занятия с включением нейрогимнастики проходят непринуждённо, приносят удовольствие, радость и самое главное пользу обучающимся.

 

Что же такое нейрофитнес?

 

Нейрофитнес — это научно обоснованная гимнастика для мозга, которая помогает образованию новых нейронных связей и улучшает работу головного мозга.

 

Нейрогимнастика – это комплекс простых упражнений, которые повышают интеллектуальное развитие и умственную работоспособность детей.

 

Эти упражнения подходят для любого возраста.

В начальной школе нейрогимнастику применяют для коррекции письма, чтения и речи.

 

Подросткам эти упражнения помогают успешно подготовиться к контрольным и экзаменам.

 

Польза этих упражнений очень велика:

•        стимулирует развитие внимания, памяти, мышления, речи

•        улучшает мелкую и крупную моторику

•        повышает работоспособность

•        помогает в обучении чтения и письма

•        формируется уверенность в себе

•        происходит развитие межполушарных взаимодействий

•        развивается креативное мышление

•        продлевается молодость мозга

•        снижается усталость и утомляемость.

 

Регулярные занятия помогут улучшить не только ряд физических навыков, скоординированность движений и ловкость, но и усовершенствовать эмоциональное состояние, сделать ребенка менее подверженным стрессу и стать более общительным.

 

Нейрогимнастика учитывает пластичность мозга и позволяет полушариям работать активно и продуктивно.

 

Всё перечисленное значительно повышает эффективность процесса обучения и улучшает результаты коррекционной работы.

Нейроупражнения можно использовать в образовательной деятельности на уроке, как физминутку, а также дома, на прогулке, в любое удобное время.

 

Занятия нейрогимнастикой поднимают настроение, улучшают самочувствие.

Нейроупражнения принесут пользу как детям с ограниченными возможностями здоровья, так и тем, кто не испытывает трудности в обучении.

 

Гимнастику я провожу в начале занятия, она способствует снятию повышенной активности, тревожности, концентрируется внимание, после чего обучающиеся готовы к дальнейшей продуктивной работе.

В современной педагогике существует множество технологий, методик, программ развития ребёнка, его творческих и интеллектуальных способностей.

Следует отметить, что развитие способностей и успешность ребёнка зависит от его психологического и физического здоровья.

 

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а продуктивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована.

 

А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие? Для этого я предлагаю вам пройти 4 легких теста, для которых вам необходимо запомнить определенную последовательность букв.

Для начала предлагаю вам сцепить руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой – то П.

Теперь давайте представим, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, если при закрытом правом глазе запоминаем букву П, при закрытом левом глазе букву Л.

Сейчас сложите руки на груди, так называемой позе «Наполеона». Какая же рука оказалась сверху? Запоминаем!

Предлагаю поаплодировать друг другу. Вы молодцы! Но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву. И что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П – то правое, если Л – то левое.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие – аналитико – математическое мышление, знаковое, речевое, логическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Теперь от теории переходим к практике.

Практическая часть МК

Примерные упражнения нейрогимнастики, которые можно использовать с детьми ОВЗ.

(Участники МК повторяют за педагогом-психологом)

«Колечки». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. (я с мизинцем ел малину, с безымянным ел калину, ел со средним землянику, с указательным клубнику.

«Кошка гуляет».  Последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ладушки-оладушки». Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».

«Зайчик, колечко, цепочка». Можно складывать зайчика и колечко, а цепочку сделать легко. Сначала покажите упражнение, затем попросите ребенка повторить. Пусть попеременно складывает колечко, зайчика и цепочку сначала одной рукой, потом другой, а затем обеими одновременно.

«Кулак-ребро-ладонь». Сначала упражнение выполняется одной рукой и медленно, затем двумя и в ускоренном темпе.

«Ухо-нос». Беремся правой рукой за кончик носа, а левой за правое ухо, делаем хлопок и меняем руки.

«Моряк». Нужно показать одной рукой «козырек», а другой «класс», затем меняем руки и ускоряем темп.

«Лезгинка». Левую руку надо сложить в кулак, большой палец, отставив в сторону.

«Рисование двумя руками». Предлагаю детям тренажер по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков.

Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками.

Обеими руками в воздухе рисуем фигуры, которые проговариваем в стихе.

Мы восьмерки рисовали,
А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.

 

Упражнение «Капитан». Дети его очень любят и делают с удовольствием. Одной рукой отдаем честь, поднося ее ко лбу внутренним ребром ладони, как бы прикрываясь от солнца. Другой рукой показываем «лайк», все пальцы собраны в кулак кроме большого, который оттопырен вертикально вверх. Руку можно держать перед грудью согнутой в локте, но веселее – выпрямить, вытягивая вперед. Меняем руки. Ускоряем темп.

«Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и однонаправленно менять положение рук.

«Ухо – нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с «точностью до наоборот».

«Блинчики». Попеременно меняем руки: правой ладонью вниз перевёрнута к столу, левая ладонью вверх, попеременно по сигналу меняем положение ладоней (как бы переворачиваем блинчики).

«Бегемотики»

Бежали бегемотики

Толстые животики

Они бежали, все время повторяли

Ладонь, кулак, ты тоже

Можешь так.

Ладонь, кулак ты -тоже делай так.

Забавные лягушки

Скакали по опушке,

Скакали, скакали

Все время повторяли

Ладонь, кулак, ты тоже

Можешь так.

Ладонь, кулак ты тоже делай так.

Вот так.

Упражнение «Коза и Заяц». На одной руке складываем пальцы в «Зайца». Другая рука в знаке «Коза». Попеременно меняем руки.

Энергетические упражнения

Направлены на обеспечение определенной скорости нервных процессов. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные тренировки помогают улучшить мышление, способствует повышению скорости осознанного чтения, улучшают внимание.Пример таких упражнений: Дыхательные упражнения, которые  улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность

«Задуть свечу»

Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

«Качание головой»

Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышать.

«Дыхание носом»

Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, левая - мизинцем левой руки. Остальные пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать.

 

Растягивающие упражнения (психогимнастика)

Помогают избавиться от мышечного напряжения и расслабить сухожилия.

 Снимают стресс. Способствуют улучшению внимания, концентрации, полезны для письменной работы.

«Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер, и гонит облачко по небу.

 

«Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Исходное положение: стоя на четвереньках. Имитировать потягивание кошки: на вдохе прогибать спину, поднимая голову вверх, на выдохе выгибать спину, опуская голову. Выполняется 6—8 раз.

 

«Слепые шаги»

Ребенок с завязанными глазами стоит спиной. Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.

 

«Слон»

Это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий. Выполняется так: нужно встать, слегка согнув ноги в коленях; одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой руки, глаза смотрят вдаль; теперь необходимо совершать вращательные движения верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую восьмерку» от центра; затем упражнение повторяется с другой рукой в другую сторону. Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.

Повышающие позитивное отношение (эмоциональный настрой)

Направлены на стабилизацию нервных процессов. Позволяют в стрессовой ситуации сохранять спокойствие. Перед важными событиями (публичными выступлениями, контрольными) ребенок перестанет нервничать, его память и внимание будут активны.

 

«Позитивные точки»

Можно выполнять стоя или сидя. Суть упражнения в том, чтобы положить указательный и средний пальцы обеих рук на точки «На лоб, между линией бровей и волос» Массирующими движениями нажимать на точки до появления тепла и пульсации. При этом представлять что - то хорошее. Другой вариант помассировать уши.

Вот некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с детьми. Такие тренировки при грамотном подходе родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят ребенка  и вас, уважаемые родители энергией.
Следует ещё раз отметить пользу упражнений нейрогимнастики: 

Ø стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности; снижает утомляемость;

Ø улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;

Ø благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;

Ø повышает продуктивную работоспособность;

Ø формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе.

Ø  

Упражнения нейрогимнастики - это довольно простые, но очень эффективные упражнения, они помогают раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле.

 

Всего 5 – 7 минут занятий дают высокую умственную энергию. Их полезно выполнять как детям, так и взрослым. А если вы будете это делать вместе с детьми, это еще и весело!

 

Маленький совет - большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой.

 

Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга.

 

Так что пробуйте, экспериментируйте!


 

Мастер-класс с родителями (законными представителями) обучающихся детей с

Мастер-класс с родителями (законными представителями) обучающихся детей с

Рада видеть вас на своем мастер – классе

Рада видеть вас на своем мастер – классе

Что же такое нейрофитнес?

Что же такое нейрофитнес?

Нейроупражнения можно использовать в образовательной деятельности на уроке, как физминутку, а также дома, на прогулке, в любое удобное время

Нейроупражнения можно использовать в образовательной деятельности на уроке, как физминутку, а также дома, на прогулке, в любое удобное время

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие

Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками

Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками

Упражнение «Коза и Заяц». На одной руке складываем пальцы в «Зайца»

Упражнение «Коза и Заяц». На одной руке складываем пальцы в «Зайца»

Исходное положение – сидя на корточках

Исходное положение – сидя на корточках

Вот некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с детьми

Вот некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2024