Министерство образования и науки Республики Дагестан
Ассоциация педагогов республики Дагестан
МКОУ СОШ №8 г. Избербаша
Республиканский конкурс исследовательских работ «Науки юношей питают»
Смысл тригонометрического уравнения
Направление: методическая разработка.
Предметное направление: математика.
10 класс.
Выполнила:
Аскадинова Заира Магомедсаидовна,
учитель математики
МКОУ СОШ №8 г. Избербаш.
+7 961 4 666 301,
fizika_info@mail.ru
www.mozg05.wixsite.com/mozg
Избербаш 2018
Пояснительная записка.
По учебнику «Алгебра и начала математического анализа» под редакцией Колмагорова А.Н. раздел «тригонометрия» учащиеся средних общеобразовательных учреждений изучают в первом полугодии.
Актуальность.
В течение четырех месяцев ученики отрабатываю технические алгоритмы тригонометрических преобразований. Чем дальше в изучении тригонометрии продвигаются ученики, тем чаще у них возникает вопрос «Зачем мы учим наизусть столько тригонометрических формул? Нам это в жизни не пригодится?». При этом ответ вроде «тригонометрические формулы моделируют периодически повторяющиеся процессы», для учащихся недостаточный. В данной разработке урока показан метапредметный характер изучаемых разделов тригонометрии. Один из главных критериев ФГОС при обучении математики - это метапредметность и прикладная значимость составляемых математических моделей.
Цель: составить методическую разработку урока по теме «Тригонометрические уравнения» в соответствии со всеми критериями ФГОС.
Тема: Смысл тригонометрического уравнения
Цели:
1) познакомить с приемами использования тригонометрических функций для моделирования циклических процессов из жизни;
2) учить решать задачи экзамена ЕГЭ;
3) развивать умение составлять и решать метапредметные задачи.
Задачи урока:
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; совместно определять алгоритм действий для решения той или иной задачи.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку и предмету вцелом; нравственно–этическое оценивание содержания урока.
Планируемые результаты:
1) Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; самостоятельное определение значимости получаемых ЗУН на уроке.
2) Предметные: учащиеся научатся пользоваться приемами вычислений; выстраивать логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии.
3) Метапредметные:
Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе сравнения и анализа; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Структура урока по ФГОС: систематизация и обобщение знаний и умений.
Форма урока: проблемный урок,
Модель урока: перевернутый класс.
Интерактивные технологии: проблемная беседа +ИКТ.
Межпредметные связи: алгебра, физика, астрономия, медицина, программирование.
Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Оборудование: компьютер учителя, 2 компьютера для учеников, меловая доска, проектор.
Образовательные ресурсы: ЭОР «ЯКласс», учебник «Алгебра и начала математического анализа» (А.Н.Колмагоров)
Программное обеспечение: MS PowerPoint, MS Excel, калькулятор, Point.
План урока:
Технология проведения урока (этапы) |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты, УУД |
I. Организационный момент. Знакомство.
|
1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Ну – ка, юные друзья, Начинать урок пора. Все в порядке на столе? Есть порядок в голове? Чтобы передать вам знания, Я от вас прошу внимания.
Здравствуйте, ребята! Я Рада буду провести у вас урок. |
Включаются в учебную деятельность.
|
Личностные УУД: самоопределение
|
Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности
|
2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Цели и задачи урока мы с вами определим посредством решения кроссворда. Прошу принять участие. |
Слушают, отвечают на вопрос. Решают кроссворд. Определяют цели урока и задачи ученика.
|
Коммуникативные УУД -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. |
Мотивация учебной деятельности. |
Великий физик, математик и политик А. Эйнштейн заметил: «Мне приходиться делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». Сегодня на уроке мы повторяем, приводим в систему наши знания по решению тригонометрических уравнений. И ваша задача – показать свои знания и умения по их решению. |
Высказывают свое мнение. Участвуют в диалоге. -Устно -Письменно
Формулируют тему урока. -Устные и письменные приёмы вычислений
Участвуют в диалоге.
|
Коммуникативные УУД -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Познавательные УУД. Регулятивные УУД. Коммуникативные УУД.
|
II. Актуализация знаний. Значимость на экзамене ЕГЭ. |
Ребята, тригонометрическое уравнение на экзамене ЕГЭ- профиль встречается под номером 13. Решение этих уравнений сводится к двум методам: Метод введения новой переменной, Метод разложения на множители. Эти методы очень хорошо раскрыты в вашем учебнике. стр 81-82, параграф 3, пункт 11, «Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений» |
Метод введения новой переменной. Вас, первая парта, попрошу изучить по книге примеры 1 и 2. И решить уравнение с сайте «Решу ЕГЭ»
Метод разложения на множители. Вы из книги изучаете пример 4 и 5. И решаете уравнение номер 20 на сайте решу ЕГЭ. |
парная работа |
Проверка выполнения домашней работы.
|
Итак, ребята проанализируем следующую ситуацию. Человек бежит по кругу. Как определить его местонахождение в определенный промежуток времени t? Каков алгоритм действий для решения этой задачи? Перед наукой в свое время стояла задача – научиться совмещать эти модели движения тела по окружности. |
- предложат нарисовать окружность; - мы должны определить местоположение бегуна тремя координатами: горизонтальная составляющая, вертикальная составляющая - это есть декартовы координаты и угол поворота относительно центра круга. |
видео-урок по теме «Тригонометрический круг» https://www.youtube.com/watch?v=YwC4tVCD_Co
|
|
Сейчас мы будем решать тест, и определим минимальную оценку для всего класса, и для каждого из вас. Тот кто вчера не успел посмотреть видеоурок в интернете, могут пользоваться таблицей в книге: страница 56, параграф2, пункт7. В этой таблице укомплектованы все свойства изучаемых тригонометрических функций. |
решают тест через MS Excel. Таким образом, получаем минимальную оценку, с которого класс стартует. { учебник, стр. 56, §2, пункт 7}
|
видео-урок по теме «Построение графиков функции» https://www.youtube.com/watch?v=mmh-i3pRM5c
|
III. Обобщение и систематизация знаний. |
|
|
|
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. |
Проверяет и анализирует решения задач ЕГЭ учениками. |
Решают задачи из ЕГЭ на доске. (2 ученика) |
Познавательные УУД. |
Воспроизведение на новом уровне. |
Активирует ЗНУ учеников способом ротации. |
6 учеников решают по 2 минуты на двух компьютерах тест посредством ЭОР «ЯКласс». |
Познавательные УУД. Самоанализ ЗУН. |
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации. |
|
|
|
Тригонометрия и астрономия. |
В астрономии, в астрологии и в космотологии ученые читают звездную карту неба. |
Работают с подвижной картой звездного неба.
|
Метапредметные УУД. |
|
Модель звездной карты неба и есть тригонометрический круг. Небесный меридиан - это вертикальная ось, небесный экватор –горизонтальная ось, центр координатной системы – наблюдатель и точка в зените. Предлагаю вам посмотреть на звездное небо сегодня ночью, т.е. 12 декабря. {Раздаю карты звездного неба}. Географические координаты нашего города таковы: 43 градуса северной широты и 49 градусов восточной долготы. На накладном круге выделяем зону видимости звездного неба на широте в 42 градуса. Мы будем видеть небесную сферу только в выделенной области, находясь в Избербаше. Точку, которая показывает полночь на координатном накладном круге, совместим с датой 12 декабря. Получаем видимую область неба. Сегодня ночью мы на небе увидим созвездия: рыбы, овен, телец, близнецы, рак, лев. Когда, звезда находится в верхней кульминации, она проходит небесный меридиан. |
Определяют видимую часть звездного неба. Рассчитывают время кульминации звезд.
|
|
|
Как определить в какое время это произойдет? Например. Выберем созвездие близнецов. Соединим эту точку с точкой зенита. Определим соответствующую координату на небесном экваторе. Найдем на шкале времени на накладном круге к карте соответствующее время. Итак, созвездие близнецов будет находиться в кульминации сегодня ночью в 1:50 ночи. |
|
|
Тригонометрия и медицина. |
Биоритмы - периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений. Человек со дня рождения находится в трех, биоритмах. (Физический цикл равен 23 дням, Эмоциональный цикл (28 дня), Интеллектуальный цикл (33 дня).
Предлагаю проверить данную формулу. Дата моего рождения 17 октября 1985 года. t – количество дней, прошедшие с даты рождения:
|
Рассчитывают свои биоритмы. |
Метапредметные УУД. |
|
33*365+(каждый четвертый год – високосный, значит високостных лет было 8)+8 + (с 17 октября по 12 декабря прошло 25 дней) +25 = 12078 дней. Мое физическое состояние: B = (sin (2pi*12078/23))*100 % =84.64% Предлагаю вам, посчитать ваши биоритмы. |
|
|
V. Контроль усвоения ЗУН |
Обсуждение допущенных ошибок. Их коррекция. |
Ученики, которые работали с картой звездного неба, дают ответы. Ученики говорят, каков их биоритм. |
Регулятивные УУД. |
VI. Рефлексия. |
Построение сердца Тобина. |
Анализ достижения цели урока. |
Регулятивные УУД. Коммуникативные УУД. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.