Мастер-класс
«Совершенствование фонематического слуха
Нередко, наверное, вам приходилось слышать от педагогов (логопедов в частности) - «Недостаточно развит фонематический слух». Слышать слышали, но что это и «с чем его едят», не все знают и понимают. Сегодня я коротко постараюсь вам это разъяснить.
Итак, фонематический слух - это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать звуки родного языка (фонемы – гласные, согласные).
Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка».
Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий не обойтись.
Фонематическое восприятие, еще одно понятие, которое часто используют логопеды - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Оно формируется в период от одного до 4,5 лет. Поэтому к 4,5 годам в норме ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.
Это умение так же очень важно для формирования правильной письменной речи. Ведь как обычно бывает – как слышу, так и пишу. Поэтому важно, чтобы ребенок не просто услышал, а услышал и понял правильно! Недоразвитие фонематического слуха исправить можно и нужно! А как? Об этом в следующей статье…
Вот несколько примеров игр, с помощью которых можно развивать фонематический слух. Вариантов игр может быть множество, все зависит от опыта и фантазии мамы. Дерзайте, творите, играйте и слух развивайте!!! (оппа, и стих родился).
Практическая часть:
*Игра «Где позвонили?» Завяжите малышу глаза, позвоните в колокольчик/дудочку. С разных сторон. А ребенок должен показать, откуда идет звук. А с детками постарше можете попробовать поменяться местами.
*Игра «Скажи, что ты слышишь?» Дайте малышу с закрытыми глазами послушать разные, знакомые ребенку, звуки (щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих вой ветра, лай собаки).Можно устроить соревнования, кто больше звуков узнает)))
*Игра «Тихо – громко» Постучите в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. А малыш должен выполнять соответсвующие звуки, например, под тихий звук идет на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно?
*Игра «Продавец и покупатель» или «На кухне» Для этой игры потребуются жестяные коробочки. Вначале две, затем больше. Содержимое – различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится. Находясь с ребенком на кухне, дайте ему послушать, как звучат при встряхивании в коробках разные крупы.
*Игра «Найди игрушку» Помните игру «Горячо-холодно»?
Прячется игрушка, а малыш ее ищет, но здесь он ориентируется на хлопки в
ладоши.
чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки.
Соответственно чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся?
Хорошо!
*Игра «Жмурки с голосом» участвуют 3-5 деток. Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.
*Игра «Узнай по звуку» Играющие становятся спиной к
ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет
лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух
определяют природу звука.
Поиграйте с ребенком в эти игры или игры,
которые вы придумали сами. Пригласите играть с вами соседских детей,
родственников.
(материал взят из книги О.В. Епифановой
"Логопедия. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста")
Но прежде чем начать работу над фонематическим слухом, убедитесь, что физиологический слух в норме, проконсультируйтесь у ЛОРа))))
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.