Мастер-класс «Совершенствование фонематического слуха
Оценка 5

Мастер-класс «Совершенствование фонематического слуха

Оценка 5
Занимательные материалы +2
doc
Междисциплинарный 4
3 кл—5 кл
31.01.2020
Мастер-класс «Совершенствование фонематического  слуха
«Недостаточно развит фонематический слух». Слышать слышали, но что это и «с чем его едят», не все знают и понимают. Сегодня я коротко постараюсь вам это разъяснить. Итак, фонематический слух - это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать звуки родного языка (фонемы – гласные, согласные).
совершенствование фонематич слуха.doc

 

Мастер-класс

«Совершенствование фонематического  слуха

Нередко, наверное, вам приходилось слышать от педагогов (логопедов в частности)  - «Недостаточно развит фонематический слух». Слышать слышали, но что это и «с чем его едят», не все знают и понимают. Сегодня я коротко постараюсь вам это разъяснить.

Итак, фонематический слух - это тонкий слух,  позволяющий различать и узнавать звуки родного языка (фонемы – гласные, согласные). 

 Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово«коза-коса»«дом-ком»«крыса-крыша»«бочка-почка».

Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий не обойтись. 

Фонематическое восприятие, еще одно понятие, которое часто используют логопеды - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Оно формируется в период от одного до 4,5 лет. Поэтому к 4,5 годам в норме ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.

Это умение так же очень важно для формирования правильной письменной речи. Ведь как обычно бывает – как слышу, так и пишу. Поэтому важно, чтобы ребенок не просто услышал, а услышал и понял правильно! Недоразвитие фонематического слуха исправить можно и нужно! А как? Об этом в следующей статье…

 

 

Вот несколько примеров игр, с помощью которых можно развивать фонематический слух. Вариантов игр может быть множество, все зависит от опыта и фантазии мамы. Дерзайте, творите, играйте и слух развивайте!!! (оппа, и стих родился).

 

Практическая часть:

*Игра «Где позвонили?» Завяжите малышу глаза, позвоните в колокольчик/дудочку. С разных сторон. А ребенок должен показать, откуда идет звук. А с детками постарше можете попробовать поменяться местами.

 *Игра «Скажи, что ты слышишь?» Дайте малышу с закрытыми глазами послушать разные, знакомые ребенку, звуки (щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих вой ветра, лай собаки).Можно устроить соревнования, кто больше звуков узнает)))

*Игра «Тихо – громко» Постучите в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. А малыш должен выполнять соответсвующие звуки, например, под тихий звук идет на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно? 

*Игра «Продавец и покупатель» или «На кухне» Для этой игры потребуются жестяные коробочки. Вначале две, затем больше. Содержимое – различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится. Находясь с ребенком на кухне, дайте ему послушать, как звучат при встряхивании в коробках разные крупы. 

*Игра «Найди игрушку» Помните игру «Горячо-холодно»? Прячется игрушка, а малыш ее ищет, но  здесь он ориентируется на хлопки в ладоши.
чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

*Игра «Жмурки с голосом» участвуют 3-5 деток. Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он. 

*Игра «Узнай по звуку» Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
Поиграйте с ребенком в эти игры или игры, которые вы придумали сами. Пригласите играть с вами соседских детей, родственников. 
(материал взят из книги О.В. Епифановой "Логопедия. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста") 

Но прежде чем начать работу над фонематическим слухом, убедитесь, что физиологический слух в норме, проконсультируйтесь у ЛОРа))))

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс «Совершенствование фонематического слуха

Мастер-класс «Совершенствование фонематического слуха

Вот несколько примеров игр, с помощью которых можно развивать фонематический слух

Вот несколько примеров игр, с помощью которых можно развивать фонематический слух

Игра «Жмурки с голосом» участвуют 3-5 деток

Игра «Жмурки с голосом» участвуют 3-5 деток
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020