Мастер-класс "Технология проблемного обучения в начальной школе"

  • Лекции
  • docx
  • 06.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мастер-класс направлен на расширение знаний педагогов о применении технологии проблемного обучения в начальной школе.
Иконка файла материала Мастер-класс Кузнецова С.Г..docx

Мастер-класс

Тема: «Технология проблемного

обучения в начальной школе»

Кузнецова Светлана Георгиевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №40»

г. Сатка

 

Цель: показать эффективность технологии проблемного обучения.

Задачи:

-показать практическую значимость применения проблемных ситуаций;

-создание условий для развития творческой деятельности, путём включения в содержание уроков формы, приёмы и методы проблемного обучения.

 

Ход мастера – класса.

 

Проблема – это сформированная в сознании субъекта противоречие между знанием и незнанием, известным и неизвестным, реальным и нереальным. Проблема – это вопрос, требующий исследования. Чем больше будем исследовать, решать проблемы, тем больше будет развиваться интеллект ребёнка, его потребность в новых знаниях.

         С приемами создания проблемных ситуаций мы уже познакомились. Существуют определенные правила создания проблемных ситуаций.

Правила создания проблемных ситуаций.

1.     Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.

2.     Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала, преподавания и от степени его обобщения.

3.     Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

4.     Проблемными заданиями могут быть:

1)    усвоение;

2)    формулировка вопроса;

3)    практические здания.

Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.

5.     Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

6.     Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

При применении технологии проблемного обучения на уроках я использую разные формы организации деятельности учащихся.

 

Я предлагаю Вам попробовать на практике понять, что такое проблемная ситуация и попробовать найти способы ее решения. Почувствуйте себя сегодня учениками. Представляю Вам расписание нашего школьного дня.

1 урок – математика,

2 урок – русский язык,

3 урок – окружающий мир.

        

Урок математики.

Индивидуальная форма работы позволяет каждому ребенку самостоятельно найти решение проблемы и создать ситуацию успеха. Это очень важно для детей, особенно в первом классе.

            - Вы получили геометрическую фигуру. Как она называется? (квадрат, или прямоугольник, или четырехугольник)

- Что вы о ней знаете? (У него есть 4 равные стороны.)

- Попробуйте превратить квадрат в другую фигуру.

- Сделайте вывод. В какую фигуру и каким способом вы это смогли сделать? В какую фигуру вы смогли превратить квадрат?

- В пятиугольник, в восьмиугольник.

Знакомство детей с многоугольниками.

1-2 класс:

- дети находят решение совместно с учителем;

- предполагают;

- высказывают свои соображения;

- устанавливают несоответствия;

- объясняют свой выбор.

  Учитель использует диалоговую форму обучения и вводит работу в парах, группах.

 

Урок русского языка.

Работа в парах позволяет включаться в диалог со сверстниками, задавать вопросы, формулировать ответы на вопросы, слушать партнёра по общению, формулировать выводы.

Дети выполняют задания на карточках (приложение 1).

1.     Прочитайте предложение.

Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.

2.     Определи, какой частью речи являются выделенные слова.

3.     Определи их род и падеж.

4.     Что необычного вы заметили?

3-4 класс:

- дети, работая в парах, группах, выдвигают гипотезы;

- учатся проверять их состоятельность, опираясь на имеющийся опыт;

- приходят к новым знаниям;

- принимают решение и представляют его классу и учителю.

 

Урок окружающего мира.

Работа в группах формирует умение договариваться и приходить к общему решению, формулировать собственное мнение, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и т.д. Давайте проведем эту работу, используя метод мозгового штурма.

Я вам хочу предложить задачу, связанную с вашим жизненным опытом.

Наступил декабрь. Приближаются всеми любимые Новогодние праздники. Вы позвали гостей. Возникла проблема. Какое блюдо сделать основным на праздничном столе, если двое гостей не переносят запаха чеснока, а один гость – запах лука?

Возникла новая проблема. Все хотят есть форель или семгу, но денег хватает только на горбушу.

 

Давайте подведем итог школьных занятий. Я предлагаю вам высказаться о проведенном мастер-классе, используя прием «Снежный ком».

Первый человек начинает высказывание, следующий повторяет мое высказывание и продолжает его и т.д.

 

 

 


 

Приложение 1

Карточка № 25

1.     Прочитайте предложение.

 

Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.

 

2.     Определи, какой частью речи являются выделенные слова.

3.     Определи их род и падеж.

4.     Что необычного вы заметили?