Мастер -класс.
Тема:
«Использование нетрадиционной техники рисования
(рисование мятой бумагой)»
Цели:
1. Расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.
2. Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
1. Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;
2. Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционными техниками рисования.
3. Познакомить педагогов с техникой рисования мятой бумагой.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;
2. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.
Воспитывающие:
1. Способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.
2. Мотивировать участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Оборудование: Презентация,
ü Кисточки
ü Мятая газетная бумага
ü Палитра
ü Вода
ü Гуашевые краски
ü Плотный лист бумаги
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
(Слайд) Сегодня я предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования, а именно рисование мятой бумагой. (Слайд) Рисование – это искусство, рисование – это творчество. И с этим не поспоришь. А рисование нетрадиционными способами – это просто волшебство! Это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает не только детей, но и взрослых. Сегодня педагоги проявляют истинную изобретательность в выборе и придумывании различных оригинальных способов творчества. И это очень радует. (Слайд) Здесь главные критерии – новизна, увлекательность, удовольствие от процесса рисования. А еще, что, немало важно, неожиданный и просто завораживающий результат. Почти всегда позитивный!
Разрешите, я вам расскажу немного о них. (Слайд)
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать. (Слайд)
Свою большую эффективность
Они успели доказать. (Слайд)
Занятья нетрадиционные
Включают множество идей(Слайд)
Порою провокационные,
Но интересны для детей. (Слайд)
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент. (Слайд)
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет! (Слайд)
Я в детстве часто рисовала
Обычной палкой на земле. (Слайд)
Зимой окно запотевало-
Я рисовала на стекле. (Слайд)
А мой ребенок рисовал помадой
Моей любимой на своем лице. (Слайд)
И не успела я сказать: не надо! (Слайд)
Как он ее еще и съел. (Слайд)
Вот так мы постепенно и знакомимся (Слайд)
Со свойствами и качеством вещей. (Слайд)
Как здорово, что столько есть возможностей! (Слайд)
Как здорово, что столько есть идей!
- (Слайд) Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность — это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство.
Немного – немало прошло времени, как отыскали рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка. Это — нетрадиционные изобразительные техники. (Слайд)
«Нетрадиционные техники рисования — путь к свободе и творчеству». (Слайд)
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Ум ребенка — на кончике его пальцев».
Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Как правило, творческие способности любого человека скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».
Рисование — язык внутреннего мира маленького ребенка. (Слайд)
Дети любят рисовать, потому что рисование доступно — поводил кисточкой по листу бумаги — уже рисунок; оно выразительно — можно выразить свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно — помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно — рисуешь и обязательно что-то получается. (Слайд)
К тому же рисунок можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Рисование увлекательно, интересно, приносит радость от ощущения гармонии мира, в котором мы родились.
(Слайд)
Рисовать дети начинают рано. Они умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, главное — поводить по бумаге карандашом или кистью и сделать это быстро, не имея никакого замысла, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!» Это ситуация, с которой сталкивается каждый учитель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками посторонних людей.
Приобретая эти качества с детства, мы не просто сможем от них освободиться и во взрослой жизни. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в следующем:
(Слайд)
Чаше всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Еще известный художник Владимир Андреевич Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет». Обращаясь в свое детство, вспоминаем, какое значение каждый ребенок придает своим драгоценностям — камушкам, гвоздикам, цветным стеклышкам и т.д. Первым попавшим камушком, гвоздиком пробует порисовать на чем-либо.
(Слайд)
Какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много. Можно порисовать и пухом тополя, зубной щеткой, полой трубкой, гоняя по листу веселую капельку; тампончиком, получая пушистых зверьков; пальцем, ладошкой, даже лучиком солнца!
То, что близко и понятно ребенку, может помочь ему раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, побороть свою нерешительность. И любой новый материал и каждый приобретенный навык — предметы гордости ребенка.
Чем богаче материалы для работы детям: и нитки, и ватные палочки, и мел, и восковые мелки, и поролон, и гуашь с разными добавками (соль, манная крупа), тем больше свободы для творчества детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Я думаю, не стоит заострять внимание на том, чем же привлекательны нетрадиционные техники рисования? И так всем понятно, что с их помощью мы можем преобразить привычные предметы, придав этим обычным предметам необычный вид, оригинальное изображение. Несомненно, один и тот же предмет, изображенный в разной технике, будет выглядеть абсолютно иначе.
Особенностью данных работ является то, что более эффектно они выглядят, если на них смотреть с некоторого расстояния. Вообще, данная техника способствует развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия, зрительного восприятия, внимания и усидчивости, аккуратности.
И сегодня я познакомлю Вас с одним из нетрадиционных способов рисования. Но, сначала нам нужно немного подготовиться. (Слайд)
(Делают фон)
В наше время есть такие художники, которым для рисования просто кисти и краски не нужны и в своих экспериментах с материалами они шагают дальше. Я собрала подборку интересных авторов, которые рисуют не совсем привычными материалами и способами. Надеюсь, она вдохновит вас на творчество!
(Слайд) Элизабетта Рогаи
В своем творчестве Элизабета использует исключительно белые, красные и розовые вина, не придавая особого значения их букету или крепости. Единственный другой инструмент, который применяется Элизабеттой при создании картин, это уголь — им она делает наброски. Особенность ее работ в том, что цвет красок на полотне со временем меняется, так как вино стареет и приобретает новые оттенки. В результате получаются полотна, каждое из которых совершенно неповторимо.
(Слайд) Таринан фон Анхальт
Американская художница свои абстрактные картины создает при помощи потоков воздуха от реактивного двигателя самолета. Клиенты Таринан платят огромные деньги за возможность увидеть, как художница творит, ведь сам по себе этот процесс представляет собой небольшое шоу с риском для жизни. За создание одной абстрактной картины ценителю креатива придется выложить не меньше 50 тысяч долларов. Свою технику Jet Art использует также для декорирования одежды, которую демонстрирует на различных фэшн-шоу.
(Слайд) Подводные картины украинских художников
Украинские дайверы создают свои работы на глубинах от 2 до 20 метров в водах Черного и Красного моря. Художников настолько вдохновляет красота подводного мира, что они придумали необычный способ запечатлеть ее с помощью обычной краски и холста с нанесением водонепроницаемого клея. Под каждой картиной, помимо названия, указано море, соль которого определенная работа впитала и глубина, на которую пришлось погрузиться художнику. Выглядят картины действительно необычно.
(Слайд) Натали Айриш
Художница рисует поцелуями, а в качестве материала использует обычную губную помаду. В среднем на одну картину уходит около пяти тюбиков помады. Первой работой художницы был портрет Мерлин Монро – именно с этой актрисой у Натали ассоциируется красная помада. Художница призналась, что создание ее картин – непростой труд, ведь ей необходимо методично по определенной схеме оставлять поцелуи на холсте, постоянно меняя фокусировку глаз. На одну картину уходит минимум 3 часа.
(Слайд) Отман Тома
Багдадский художник при создании своих работ вместо привычных красок использует мороженое. Его работы похожи на акварельные рисунки и имеют широкую гамму. Художник всегда фотографирует свои работы с остатками мороженого и кистями на холсте, тем самым показывая небольшую часть процесса. Выглядит реально как акварель!
(Слайд 1,2) Игорь Аринич
Игорь Аринич с улыбкой называет себя «купьюрье»: картины он создаёт из подлинных банкнот советского периода. На его «Купание красного коня», выполненное по мотивам полотна Кузьмы Петрова-Водкина, ушло около 3 тысяч купюр и почти полгода кропотливой работы.
А мы сегодня будем рисовать натюрморт с цветами с помощью мятой бумаги. (Слайд)
Что можно изобразить, используя данную технику? (Слайд) Очень много. Особенно необычны пейзажи, растения, цветы, животные. (Слайд) Можно использовать этот способ рисования для изготовления поздравительных открыток, оформления тематических выставок, стендов и т.д. (Слайд)
Как в любой творческой работе, в этом способе нет
установленных требований и ограничений. (Слайд)
Какие именно цветы мы с вами будем рисовать, нам поможет
определить загадка.
Она кустиком растёт
И сиренево цветёт,
Правда, иногда бывает,
Белым цветом расцветает.
Её цветки душистые
И четырёхлучистые,
Все собраны в соцветья
И смотрятся в букете.
Она в мае расцветает.
Как кустарник называют?
(Сирень) (Слайд)
Цветы – символ красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному.
Итак, давайте приступим к работе: рисуем натюрморт: вазу с сиренью при помощи мятой бумаги. (Слайд1,2,3,4,5,6,7)
(Рисуем вазу)
Теперь берем лист газеты сминаем его в руках в шарик...
Разводим красный с синим, макаем шар из газеты в краску и ставим штампики в
понравившихся местах, где предположительно будут цветы сирени...
Далее добавляем в наш цвет белого, наш шарик сминаем еще
сильнее. Ставим штампики в наиболее светлых местах сирени
Добавляем еще белого и повторяем процедуру
Далее листики светло-зеленым, затем желтым выделяем светлую часть листа и белым
прожилки
Смешиваем синий с красным, проводим плоскость под вазой и слегка размываем
широкой кистью...
Рисуем блики белым на вазе...
и добавляем белых цветочков кисточкой в светлых местах перекрестными штрихами...
Работа Готова!
(Выставка работ) (Слайд)
Если Вы, как можно чаще будете использовать нетрадиционные техники рисования в своей жизни. На ваших глазах будет происходить чудо, вы увидите своих детей с совершенно другой стороны. Вам доставит огромное удовольствие наблюдать за тем, как дети раскрываются в процессе творчества, как они радуются своим неожиданным успехам, как учатся создавать прекрасное и неповторимое своими руками. Ведь не ново, что мы с вами сеем вечное, доброе, славное …
Творческих Вам планов и успехов, интересных и необычных задумок, успешной реализации творческих проектов! (Слайд) Спасибо за внимание. До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.