Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Ручеёк» города Гая Оренбургской области (МАДОУ №19)
462635, Оренбургская область, Гайский городской округ,
проспект Победы, 12А,
тел. (35362) 4-08-76 e-mail: madou19g.gai@yandex.ru
«Мастер-класс»
Тема: «Знакомство с блоками Дьенеша и их применение в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила и провела:
Макарова Марина Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ № 19
Гайский городской округ, 2025 г.
Добрый день, уважаемое жюри, коллеги!
Я рада приветствовать вас на мастер-классе, посвящённом знакомству с блоками Дьенеша. Это уникальная методика, которая позволяет развивать у детей логику, мышление, воображение и другие важные навыки. Сегодня мы подробно рассмотрим основные этапы знакомства с блоками Дьенеша и узнаем, как эффективно использовать их в работе с детьми. Я поделюсь с вами практическими советами и рекомендациями, которые помогут вам разнообразить образовательный процесс и сделать его более интересным и увлекательным для ваших воспитанников.
Я уверена, что полученные знания и навыки помогут вам в вашей профессиональной деятельности и позволят достичь новых успехов в развитии детей.
Методическое пособие, о котором пойдёт речь, создал Золтан Дьенеш — всемирно известный венгерский автор инновационной методики обучения детей, которую называют «новой математикой».
Что же такое логические блоки Дьенеша? Это набор из 48 логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами:
* формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные);
* цветом (красные, синие, жёлтые);
* размером (большие и маленькие);
* толщиной (толстые и тонкие).
В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Также к набору блоков прилагаются карточки-символы:
* цвет изображается пятном;
* форма — контурами фигур;
* толщина обозначается условным изображением человеческой фигуры (толстый или тонкий);
* размер показывается силуэтами домиков (большой или маленький).
Я успешно применяю этот дидактический материал в своей работе для того, чтобы:
* познакомить детей с сенсорными эталонами (цвета, формы, размера) при помощи логических блоков;
* ознакомить детей со знаками-символами и схемами;
* научить детей выявлять, абстрагировать, сравнивать, классифицировать и обобщать свойства предметов;
* потренировать детей в решении логических задач;
* развить интеллектуальные способности: умение планировать, анализировать, делать умозаключения, комбинировать;
* стимулировать развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, мышления, речи, воображения, памяти.
Логические блоки могут быть использованы в различных формах образовательной деятельности:
* на организованных занятиях (по формированию математических представлений, по конструированию и моделированию);
* при самостоятельной деятельности детей в математическом уголке (с развивающими, логико-математическими, дидактическими играми и упражнениями на логику);
* во время совместных или самостоятельных игр детей (сюжетно-ролевых, подвижных, настольно-печатных).
Знакомство с блоками Дьенеша состоит из нескольких этапов:
Первый этап — «Знакомство».
Прежде чем приступить к играм с блоками Дьенеша, на первом этапе детям предоставляется возможность самостоятельно изучить и исследовать блоки: достать их из коробки, рассмотреть и поиграть по своему желанию. В процессе игры дети обнаруживают, что у блоков разные форма, цвет, размер и толщина.
На этом этапе дети знакомятся с блоками без участия воспитателя, то есть самостоятельно.
На этапе знакомства с блоками Дьенеша дети решают следующие задачи:
*Исследование блоков и их характеристик (формы, цвета, размера, толщины).
*Развитие мелкой моторики и координации движений.
*Формирование умения самостоятельно воспринимать и анализировать информацию.
Второй этап — «Обследование».
На этом этапе дети тщательно изучают блоки. С помощью органов чувств они познают внешние характеристики предметов в их совокупности: цвет, форму, размер. Дети могут долго и сосредоточенно упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки по своему усмотрению. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и так далее.
На этом этапе решаются следующие задачи:
* развитие у детей зрительных и осязательных анализаторов;
* формирование умений изучать предметы и выявлять их новые качества и свойства;
* обучение группировке предметов по определённым характеристикам (цвет, размер, форма);
* подготовка к развитию навыков сравнения и обобщения.
Третий этап – «Игровой»
После того как дети познакомились с блоками и тщательно их изучили, им предлагается одна из игр. При выборе игр следует учитывать интеллектуальные способности детей.
Важную роль играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки гораздо интереснее, когда есть определённый стимул или цель.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Рыбалка», где дети учатся группировать блоки по цвету (синий и красный), развивая мышление, память и внимание. Задача — разложить рыбу (блоки) в вёдра соответствующего цвета: синего или красного.
Еще одна игра «Подарки для кукол» предлагает детям разобраться, какие подарки предназначены для маленькой куклы, а какие — для большой. Для этого нужно разложить маленькие блоки для маленькой куклы и большие блоки — для большой.
На этом этапе решаются следующие задачи:
* закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих этапах, развитие способности анализировать и синтезировать информацию, а также формирование умения применять полученные знания и навыки в новых условиях;
* развитие логического мышления, памяти, внимания, мелкой моторики и координации движений, творческой активности и воображения, а также умения работать в команде и помогать друг другу;
* формирование умения самостоятельно получать и обрабатывать информацию, исследовать предметы и находить в них новые характеристики и свойства, группировать объекты по определённым признакам (цвет, размер, форма);
* стимулирование интереса к играм с блоками Дьенеша.
На четвёртом этапе — «Сравнение» — детям предлагается находить сходства и различия между фигурами. Ребёнок начинает воспринимать информацию более целенаправленно и организованно. Важно, чтобы ребёнок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?». Я вам предлагаю найти отличия между блоками.
На этом этапе решаются следующие задачи:
* формирование умения находить сходства и различия между фигурами;
* развитие способности целенаправленно и организованно воспринимать информацию;
* понимание смысла вопросов о схожести и различии фигур;
* стимулирование интереса к изучению свойств объектов.
Следующий этап — «Поисковый».
На этом этапе в игру добавляются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по словесному заданию, опираясь на один, два, три или все четыре признака. Например, им предлагается найти и показать любой квадрат среди 48 блоков разной формы. Ребёнок ищет квадратные блоки, которых всего 12. Так дети учатся искать фигуру по одному заданному свойству (по форме). Затем задание усложняется: нужно найти фигуру по двум признакам, например, синий квадрат. После этого предлагается найти блок по трём заданным свойствам, например, большой синий квадрат. Область поиска ребёнка сужается до двух фигур, а заданные свойства увеличиваются до трёх (цвет, форма, размер).
Я вам предлагаю найти блок по заданным признакам. (Круг, маленький круг, маленький желтый круг, маленький желтый, тонкий круг)
На этом этапе решаются следующие задачи:
* формирование умения находить блоки по словесному заданию, опираясь на один, два, три или все четыре признака;
* развитие способности абстрагироваться от несущественных признаков и вести поиск только среди фигур с заданными свойствами;
* стимулирование интереса к изучению свойств объектов.
Шестой этап «Знакомство с символами»
На этом этапе нужно познакомить детей с кодовыми карточками.
Объяснить детям, что угадать блоки помогут карточки. Показать четыре карточки с геометрическими фигурами — они обозначают форму предмета. Затем показать три цветных пятна — это цвет фигуры. Предложить рассмотреть карточки с домиками (большой и маленький) — размер фигуры — и карточки с человечками (толстый и худой) — толщина фигуры.
Предложить ребятам игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках.
Я предлагаю вам стать «спасателями». В жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» (то есть ваша задача) — подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Сложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам.
На этом этапе решаются следующие задачи:
* формирование умения соотносить свойства блоков со схематичным изображением на карточках, создавать модели и находить замену свойствам, а также развитие навыков кодирования и декодирования информации;
* стимулирование интереса к изучению свойств объектов.
Седьмой этап «Соревновательный»
На этапе «Соревновательный» дети учатся с помощью карточек искать фигуры. Теперь они могут загадывать друг другу фигуру, которую нужно найти. Важно, чтобы в играх был наглядный дидактический материал.
В игру с блоками добавляется соревновательный момент. Есть задания, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Побеждает тот, кто ни разу не ошибётся при шифровке и поиске закодированной фигуры.
Давайте поиграем в игру «Рассели жильцов». В группе детского сада жили-были блоки, и домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было темно и тесно. Дети вместе с воспитателем решили поселить их в большом и просторном доме. Выигрывает тот, кто правильно разложил блоки по нужным признакам, соблюдая правила игры.
На этом этапе решаются следующие задачи:
* развитие умения быстро и правильно находить заданные фигуры;
* формирование навыка кодирования и декодирования информации с помощью карточек;
* воспитание умения соблюдать правила игры.
Восьмой этап «Отрицание»
На следующем этапе игры с блоками становятся сложнее: появляется значок отрицания «не», который в рисуночном коде обозначается перечёркиванием крест-накрест соответствующего кодирующего рисунка («не квадрат», «не красный», «не большой» и так далее).
Я предлагаю вам игра «Угадай, какую фигуру я загадала». Я выкладываю перед вами набор карточек, описывающих какой-либо блок. Затем прошу вас найти нужный блок. После того как вы справитесь с заданием, то теперь уже вы загадаете и опишете с помощью карточек какой-либо блок.
На этом этапе решаются следующие задачи:
* формирование умения использовать в играх и упражнениях значок отрицания «не»;
* развитие способности кодировать и декодировать информацию с помощью карточек, навыка логического мышления и умения самостоятельно загадывать и описывать блоки.
Необязательно строго следовать одному этапу за другим. В зависимости от возраста, с которого начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или пропускать некоторые этапы.
Есть специальные альбомы для детей разных возрастов. В них собраны разнообразные игры с блоками Дьенеша, а также схемы-рисунки, по которым можно их складывать.
Рекомендации по использованию логических блоков Дьенеша:
1. Используйте блоки Дьенеша регулярно, чтобы дети могли усвоить материал и закрепить полученные навыки. Систематичность в сочетании с творческим подходом поможет поддерживать интерес детей к обучению и способствовать их развитию.
2. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребёнка и предлагайте задания разного уровня сложности. Адаптируйте игры и упражнения под интересы и способности детей, чтобы они были доступны и интересны для каждого ребёнка. Это поможет детям чувствовать себя увереннее и продолжать развиваться.
3. Поддерживайте мотивацию детей, предлагая им разнообразные стимулы за успехи в обучении. Получайте обратную связь от детей о том, какие игры и упражнения им больше всего нравятся, а какие вызывают затруднения. Используйте эту информацию для корректировки программы обучения и улучшения процесса взаимодействия с детьми.
4. Объясняйте детям свойства фигур с помощью карточек-символов. Они помогут быстрее понять и запомнить характеристики блоков. Используйте карточки для объяснения заданий и проверки ответов. Это также поможет детям научиться кодировать и декодировать информацию.
5. Не ограничивайтесь только одним типом игр и упражнений с блоками. Проявляйте творческий подход при использовании блоков Дьенеша, создавайте новые игры и упражнения. Сотрудничайте с родителями, расскажите им о пользе использования логических блоков и предложите проводить игры и упражнения вместе с детьми дома. Всё это поможет сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам поделиться своими впечатлениями о мастер-классе. В моей коробочке лежат небольшие листочки с фразами, которые нужно продолжить.
Вот список фраз:
* сегодня я узнала…;
* было интересно узнать…;
* мне понравилось…;
* мне не понравилось…;
* мне запомнилось…;
* теперь я могу применять…;
* я попробую сама….
Пожалуйста, возьмите листочек и закончите фразу, которая вам больше всего нравится.
В наше время, когда информационный поток постоянно растёт и обстановка быстро меняется, обществу нужны молодые люди, способные проявлять инициативу, творчески мыслить и находить нестандартные решения. Я считаю, что занятия с логическими блоками Дьенеша могут помочь развить эти качества в детях.
На этом моё выступление подходит к концу. Благодарю за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.