Мастер-класс "Толерантность"
Оценка 4.9

Мастер-класс "Толерантность"

Оценка 4.9
doc
05.02.2020
Мастер-класс "Толерантность"
Толерантность — это умение жить в современном обществе. Умение быть терпимым – один из важных компонентов гражданского общества
мастер_класс_толерантность.doc

 Тема: «Развитие педагогической толерантности».

Если ты шипы посеешь,

виноград не соберешь"

 (Ас-самарканди).

Ведущий:

-Здравствуйте, уважаемые гости и коллеги!

-Сегодня наш разговор посвящён толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.

-Что же такое толерантность? В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом».

-Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

-Какой главный признак толерантности? (умение быть терпимым)

-Что такое терпимость? (Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным).

Работа с группами (по два человека) -задание в шариках:

 

-Инсценируйте споры в различных школьных помещениях.

-Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.

Группа 1 – в школьной библиотеке: 

Вы одолжили библиотечную книгу своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.

Группа 2 – в раздевалке спортзала:

Подруга одолжила у вас форму и не вернула.

Группа 3 – в классе:

Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.

Группа 4 – на перемене:

Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

Группа 5 – в школьном дворе:

Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась.

Группа 6 –  в столовой:

Ваш одноклассник вчера занял у вас 20 рублей на обед и обещал вернуть на следующий день. Вы понадеялись на его честность и сегодня денег с  собой не взяли. Вы подходите к нему в столовой, он говорит, что у него денег хватит только на себя.

-Запишите, как можно эффективнее достигнуть соглашения.

 

Работа с залом:

 

Ведущий:

-Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий.

У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

– Какая это сторона?

– Какие её формы проявления вы знаете? Предрассудки, войны, конфликты.

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

– Были ли мудрецы действительно мудрыми?

(У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии).

– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?

-Какой бы мог быть конец сказки?

(У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному).

 

Работа с группами:

- Зачитайте свои примеры.

-Скажите, что может породить конфликт? (девиантное поведение)

-А что это? (Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе).

-Да. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает, прежде всего, тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.

-Как же избежать конфликтов и девиантого поведения со стороны окружающих? (воспитывать и развивать  в себе чувство толерантности, умение прощать, быть терпимым к окружающим).

-А какие именно? (доброе чувство юмора, доброжелательность, гуманизм, хорошее отношение к другим людям, уважение мнения других, терпение, доверие, желание вместе делать что-то).

- Слово толерантность я изобразила в виде солнца.

-Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения и прикрепляют их на доску).

Вывод: Я считаю, что толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Важно стараться принимать себя и других, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в человеке. Педагог должен помочь ребенку отыскать то, что является его наивысшим достижением, и так как каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств, то эти наивысшие достижения помогут ему выстоять в любых ситуациях. Учитель должен помочь ребенку решить его проблему, которая мешает ребенку свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Наша задача донести до наших воспитанников, что мир, окружающий нас разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен. И чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема: «Развитие педагогической толерантности»

Тема: «Развитие педагогической толерантности»

Что такое терпимость? (Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть…

Что такое терпимость? (Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть…

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга

К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция

К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция

Важно стараться принимать себя и других, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в человеке

Важно стараться принимать себя и других, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в человеке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020