"Синдром профессионального выгорания и его профилактика"
Оценка 4.7

"Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

Оценка 4.7
Педсоветы +1
doc
психологическая работа +1
Взрослым
03.12.2018
"Синдром профессионального выгорания и его профилактика"
Для большинства современных людей профессиональные успехи имеют огромное значение и занимают одну из почетных ведущих строчек в рейтинге жизненных приоритетов. Сегодня я хочy вас познакомить с синдромом профессионального выгорания, как молодые педагоги вы должны знать, что именно профессиональное выгорание может стать серьезным препятствием на пyти к yспешной карьере.
доклад на семинар эмоц выгор.doc
Выступление на семинаре педагога­психолога  «Синдром профессионального выгорания  и его профилактика» Для большинства современных людей профессиональные успехи имеют огромное  СЛАЙД 1 значение и занимают одну из почетных ведущих строчек в рейтинге жизненных приоритетов.  Сегодня я хочy вас познакомить с синдромом профессионального выгорания, как молодые  педагоги вы должны знать, что именно профессиональное выгорание может стать серьезным  препятствием на пyти к yспешной карьере. Что же это такое профессиональное выгорание.  СЛАЙД 2 Профессиональное выгорание   — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса    и ведущий к истощению эмоционально­энергетических и личностных ресурсов работающего  человека. Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь  тех, кто работает с людьми: всех, чья деятельность невозможна без общения.  (Самодиагностика «Эмоциональное выгорание учителя») Прежде   чем   обратиться   к   симптомам,   по   которым   можно   определить   состояние «эмоционального сгорания»  давайте определим, свой уровень эмоционального сгорания, есть ли он y вас, если да то на  какой стадии. Определив свой yровень мы рассмотрим множества вариантов его профилактики. СЛАЙД 3 Перед вами бланки с вопросами, на которые надо ответить «да» или нет. По окончанию теста посчитайте все свои положительные ответы. Итак если y вас менее 10 баллов – y вас не отмечается синдром эмоционального  выгорания, если 10­15 баллов  то y вас только начинает формироваться синдром  эмоционального выгорания, если 15 и более баллов – это свидетельствyет о наличии  синдрома. Теперь каждый из Вас знает степень своего выгорания и так давайте перейдем  непосредственно к расшифровке симптомов сгорания. СЛАЙД 4 Выделяются три основные стадии синдрома  . Первая   стадия  —Приглушение   эмоций,   исчезновение   остроты   чувств   и   переживаний . Первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.   На    второй стадии  Негативные чувства к людям, с которыми приходится работать. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет. Третья   стадия  —   собственно  личностное   выгорание.   Приглушение   эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний.  Стадия может формироваться  от десяти до двадцати лет. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли,  действия. (цветок) СЛАЙД 5 Чувства: такие как стыд, вина, страх,  Мысли: несправедливость, неоцененность Действия: такие как критика, избегание, демонстративность 1 СЛАЙД 6 Если говорить о причинах возникновения синдрома выгорания, то они  определяются внутренними и внешними факторами.  К внутренним причинам можно отнести     неудовлетворенность своим статусом  «болезненный» трудоголизм   высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма   эмоциональная закрытость.  Во внешних факторах ученные выделяют три момента:    неэффективный стиль руководства работа в условиях временного дефицита. отсутствие сплоченного социального окружения. Но нельзя не учитывать и влияние социально­культурных факторов.  Также необходимо иметь в виду, что в течение своей педагогической деятельности каждый  педагог переживает кризисы  в эмоциональном выгорании:  в профессиональном становлении, находясь, длительное время    СЛАЙД 7 Кризис 1­го года Кризис 5­7 лет Кризис 12­15 лет Молодой специалист  находится во власти  юношеского  максимализма, уверен, что он уж точно будет  «совершенным»  педагогом, но  студенческие ожидания не всегда оправдываются в  школе.  Возникает y педагогов,  перешагнувших первую  пятилетку. Внутренний  «педагог» постепенно занимает в человеке слишком много  места,  тем временем вытесняя  и  внутреннюю маму, и   внутреннюю жену и т.п. Вся  текущая и порученная работа  выполняется на «ура!», а  учитель чувствует себя как  «загнанная лошадь» Чаще всего синдром  эмоционального выгорания  развивается к 40 годам — пику  биологического состояния  здоровья. Дети выросли, можно полноценно заняться карьерой,  но желания нет.  Учитель с  содроганием думает, что завтра надо идти на работу.   Педагогическая самооценка  занижена. Человек не  выдерживает длительного  общения, возникает  «аллергия  на людей». Основными методами борьбы с возникшим кризисом являются: ­ активизация профессиональных усилий и установление «верхней планки» своих  возможностей; ­ корректировка мотивов труда: поиск смысла труда, смысла работы в данной  организации. ­ повышение квалификации; ­ ориентация на карьерный рост, необходимо показывать, что ты стремишься стать  лучше, чем есть сейчас; ­ переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество,  изобретательство, новаторство). Нежелательным выходом является смена работы, уход в хобби, семью, быт. 2 Опыт работы показывает, что эффективным средством  напряженности, предотвращения «симптома профессионального выгорания»      является      использование способов саморегуляции и восстановления себя.      профилактики    Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием,  достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. СЛАЙД 8 В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:  эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);  эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);  эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности). Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим  средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения,  способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон  деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.  Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. СЛАЙД 9 Попробуйте задать себе вопросы:  Что помогает вам поднять настроение, переключиться? На бумаге,  составьте перечень этих способов.  Что я могу использовать из вышеперечисленного?  Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда  чувствуете напряженность или усталость. Наиболее распространенны следующие естественные приемы регуляции организма: – смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому­либо просто так. Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Сюда же можно отнести:   длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение,  танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе,  непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось  утомление.  В такие моменты можно использовать следующие способы. СЛАЙД 10 I   Способы, связанные с управлением дыханием Пример  Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и  сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1­2­3­4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается  вперед, а грудная клетка неподвижна); 3 – на следующие четыре счета проводится задержка дыхания; – затем плавный выдох на счет 1­2­3­4­5­6; – снова задержка перед следующим вдохом на счет 1­2­3­4.  Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно  спокойней и уравновешенней. II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Пример  Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных  движений: – движения большими пальцами рук в «полузамке»; – перебирание бусинок на ваших бусах; – перебирание четок; – пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, и на пять шагов  — выдох  III. Способы, связанные с воздействием слова Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система  есть высший регулятор человеческого поведения.  Пример .  Самопрограммирование – Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями. – Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова  «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»; «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»; «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом,  показывать образец выдержки и самообладания». – Мысленно повторите его несколько раз. Пример . Самоодобрение (самопоощрение) – В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. IV. Способы, связанные с использованием образов СЛАЙД 11,  Пример . « воздушный шар» (под релаксационную музыку) Удобно расположитесь на стуле. Послушайте инструкцию. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно  про себя сосчитайте от 10 до 1. Считая, старайтесь полностью расслабится. М   y  зыка релаксационная Вообразите   себе   гигантский   воздушный   шар   на   утопающем   в   зелени   лугу. Рассмотрите эту картинку как можно подробнее………. Вы подходите к воздушному шару….. и начинаете складывать все свои проблемы и тревоги в корзину шара. ….Когда корзина будет полной, представьте, как веревка воздушного шара сама отвязывается и он медленно   набирает   высоту.   …Шар   постепенно   удаляется,   превращаясь   в   маленькую точку и унося весь груз ваших проблем…… Вы делаете глубокий вдох и открываете глаза. Это упражнение поможет Вам расслабиться и снять напряжение. И в заключении давайте сделаем выводы как же все ­таки не сгореть на работе: СЛАЙД 12 4  стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;  научиться переключаться с одного вида деятельности на другой;  проще относиться к конфликтам на работе;  не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т.д.  Конечно, эти немудреные советы ­ всего лишь правила первой помощи. Но вспомним,  сколько трагедий случается из­за незнания элементарных приемов оказания этой самой  первой помощи себе, любимому, и окружающим!.. СЛАЙД 13 Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз, а тем более не приговор.  В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо  «звездой», либо «свечкой», чья участь ­ гореть и плакать. СЛАЙД 14 БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ !!!        СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!  5

"Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

"Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

"Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

"Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

"Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

"Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

"Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

"Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

"Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

"Синдром профессионального выгорания и его профилактика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2018