Мастер-класс в рамках «Содружества» учителей начальных классов
на тему:«Формативное оценивание как способ эффективности обучения
на уроках познания мира»
Цели и мастер-класса: Дать общее представление о системе формативного оценивания. В процессе проведения занятия в практической форме продемонстрировать участникам методы формативного оценивания на уроке, поделиться опытом формативного оценивания.
Ожидаемые результаты:
• учителя познакомятся с системой формативного оценивания.и методами использования каждого вида оценивания на разных типах уроков;
• участники мастер-класса смогут активно внедрять продемонстрированные приемы в свою практическую деятельность.
План мастер-класса:
I. Мотивация (Слайд 1)
1.Песня «Хорошее настроение».
2. Психологический тест « Определение настроения по цвету»
II. Введение в тему. (Слайд 2)
1.Решение задачи.
2.Формативное оценивание задачи по критериям в оценочных листах.
II. Теоретическая часть ( Презентация)
1.Игра «Пазлы»
2.Формативное оценивание игры «Пазлы» - смайлами «Улыбка»
III. Практическая работа в группах.
1.Задание для 1 группы:
Изготовление LED booka по теме : « Формативное оценивание».
Задание для 2 группы:
Изготовление тюльпанов из пластмассовых ложечек и гофрированной бумаги.
1. Критериальное оценивание работы в группах на оценочных листах.
IV. Рефлексия. Подведение итогов коучинга.
Ход мастер-класса
I. Мотивация (Слайд 1)
1.Песня «Хорошее настроение».
2. Психологический тест « Определение настроения по цвету»
Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию наш опыт работы. За годы педагогической деятельности мы поняли, что «Учитель не просто профессия, а часть жизни каждого человека. И эта часть должна быть самой лучшей».
Мы работаем в школе учителями начальных классов, и провели не одну тысячу уроков. Какой бы теме ни был посвящен урок, понимаешь, что он должен способствовать развитию учащихся. Каждый урок требует глубокого осмысления целого ряда вопросов: и самый главный из них: - Как правильно оценить знания ученика?
Школьная отметка является неотъемлемой частью учебного процесса, но, в то же время, не называет те умения, которые оценены учителем. Отметка не выражает стараний ученика, а является лишь количественным показателем.
Оценивание – это и процесс, и результат, который помогает учащимся увидеть сильные и слабые стороны выполняемой работы на уроке, вовремя скорректировать ее для достижения наилучшего результата. Результат оценивания – личностный рост ученика и достигнутое им индивидуальное качество знаний и уровень обученности.
II. Введение в тему: (Слайд 2)
1. Решение задачи.
А сейчас я хотела бы, чтобы вы решили простую математическую задачку прикладного характера:
В пачке 500 листов бумаги формата А4. За неделю во время СОРов в школе расходуется 1000 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в школу на 4 недели?
1). 1000: 500 =2 (п.) за 1 неделю
2) 4*2=8 (п.) на 4 недели
Итак, обменяйтесь листочками с решением задачи в парах. Оцените. Что вы заметили? Как вы оценивали?
А теперь давайте оценим решение задачи по следующим критериям:
Решение задачи содержит:
- Краткую запись;
- Решение по действиям;
- Пояснения к действиям;
- Записан Ответ.
Итак, получилось, что ваше правильное решение разбилось ещё на 4 мелких действия, которые в ходе решения вы должны выполнить. Какую оценку вы дали своему решению теперь?
Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы проводили взаимопрезентацию друг друга и решали задачу, т. е. вы были вовлечены в процесс взаимооценивания и сегодня мы с вами в процессе коучинга рассмотрим тему: «Формативное оценивание как способ эффективности обучения в начальных классах».
2. Формативное оценивание задачи по критериям в оценочных листах.
III. Теоретическая часть ( Презентация) (Слайды 3-10)
Игра «Пазлы»
1.Что такое формативное оценивание?
|
Это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением обучающегося поурочно, ежедневно. Оно помогает ученику и учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно идет процесс учения и обучения. |
2.Что является целью формативного оценивания?
|
Корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатов обучения. Для того, чтобы повысить внутреннюю мотивацию учащихся, очень важно организовать активные формы работы для формативного оценивания. Необходимо, чтобы учащиеся на каждом уроке могли испытывать удовлетворение от того, чему они научились |
3.Что вы знаете об активных методах обучения? (АМО)
|
Это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. |
4.Какие активные формы работы мы уже применяем? |
Например : Техника «Сигналы рукой». Техника «20 секунд». «Трехминутное эссе». Техника «Индекс» «Светофор». « Одноминутное эссе». «Речевые образцы» «Внутренний и внешний круг». Две звезды и желание» Волшебная линеечка». «Лесенка». «Самооценивание». |
5.Какой должна быть обратная связь?
|
Конструктивная - Эффективная - Мотивирующая - Своевременная - Корректная - Постоянная - Позитивная и т.д. |
6.Назовите виды обратной связи. |
-устная -письменная |
7.Для чего нужна обратная связь?
|
Обратная связь важна не только для учителя и учащихся, но и так же для их родителей. Она дает родителям понять, на каком этапе у ребенка есть трудности и своевременно ему помочь. |
1. Что такое формативное оценивание?
Формативное оценивание – это оценивание для обучения.
Это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением обучающегося поурочно, ежедневно. Оно помогает ученику и учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно идет процесс учения и обучения.
Формативное оценивание необходимо как учителю, так и ученику для того, чтобы проводить диагностику, как идёт процесс обучения/учения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности .
2. Что является целью формативного оценивания?
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.
Для того, чтобы повысить внутреннюю мотивацию учащихся, очень важно организовать активные формы работы для формативного оценивания. Необходимо, чтобы учащиеся на каждом уроке могли испытывать удовлетворение от того, чему они научились.
3. Что вы знаете об активных методах обучения? (АМО)
Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
4.Какие активные формы работы мы уже применяем?
Например:
Техника «Сигналы рукой».
1. Техника «20 секунд».
2. «Трехминутное эссе».
3. Техника «Индекс»
4. «Светофор».
5. « Одноминутное эссе».
6. «Речевые образцы»
7. «Внутренний и внешний круг».
8. Две звезды и желание»
9. Волшебная линеечка».
10. «Лесенка».
11. «Самооценивание».
5. Какой должна быть обратная связь?
Конструктивная
- Эффективная
- Мотивирующая
- Своевременная
- Корректная
- Постоянная
- Позитивная и т.д.
6. Назовите виды обратной связи.
Виды обратной связи:
-устная
-письменная
7. Для чего нужна обратная связь?
Обратная связь важна не только для учителя и учащихся, но и так же для их родителей. Она дает родителям понять, на каком этапе у ребенка есть трудности и своевременно ему помочь, позволяющая им уяснить, какие шаги необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Формативное оценивание игры «Пазлы» - смайлами «Улыбка»
IV. Практическая работа в группах.
Задание для 1 группы:
Изготовление LED booka по теме : « Формативное оценивание».
Задание для 2 группы:
Изготовление тюльпанов из пластмассовых ложечек и гофрированной бумаги.
Критериальное оценивание работы в группах на оценочных листах.
VII. Рефлексия. Подведение итогов мастер - класса.
- Подводя итоги нашего мастер - класса, вернёмся к началу. Вспомните, какие ожидания были у вас в начале мастер - класса. Определите для себя, оправдались ли они. Заполните, пожалуйста, листы отзывов.
Выслушиваются ответы по желанию.
Благодарим за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.