Мастер-школа для педагогов ДОУ
«Жестокое обращение с детьми в семьях»
Цель: расширение знаний педагогов ДОУ о работе с семьями находящимися в трудной жизненной ситуации по предотвращению жестокого обращения с детьми.
Задачи:
1. Расширение знаний о жестоком обращении с детьми.
2. Содействие в выявлении и оказании всесторонней помощи семье.
3. Формирование правильного представления о деятельности Центра по профилактике социального сиротства.
Ожидаемые результаты:
-педагоги ознакомлены с понятием и видами жесткого обращения с детьми.
-у педагогов сформированы умения распознания форм жестокого обращения с детьми и разработан алгоритм действий в сложившейся ситуации.
-тесное сотрудничество в работе с семьями находящимися в трудной жизненной ситуации.
Знакомство
1. Упражнение «Психологическая зарядка».
Ведущий: Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.
Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.
Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.
Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой
Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове
В мире не так уж редко встречается жестокое обращение с детьми. В современном обществе эта проблема является довольно серьезной, так как она представляет собой не просто нарушение прав маленького человека. Насилие над ребенком оставляет отпечаток на его нежной и ранимой психике, что зачастую приводит к непоправимым нарушениям развития.
Детский сад - это первое звено в системе образования по предотвращению насилия над детьми, первая линия защиты ребёнка. К тому же детский сад- это место, где легче всего осуществляется наблюдение за детьми разных возрастов. Поэтому мы провели выездные мастер-школы в детских дошкольных учреждениях Моршанского района.
2. «Виды, признаки и последствия жестокого обращения с детьми». презентация
Практическая часть:
1. Разбор случаев жестокого обращения с ребенком.
Ситуация 1: Алина, 3 года, ребёнок из полной обеспеченной семьи, посещает детский сад 3 месяца. Всегда приходит в красивой чистой одежде, ухожена, часто приносит дорогие игрушки. Недавно вы заметили, что у девочки появились заметные синяки на ягодицах, руках и спине. Она плачет и сопротивляется, когда её пытаются отвести в туалет, сидит, сжавшись в углу, или прячется всякий раз, когда ходит под себя. Кроме того, девочка выказывает сильный страх, когда кто-то из детей упоминает туалетную комнату.
Ситуация 2: Максим, 5 лет, посещает детский сад около года. В семье Максима две старших сестры – 9 и 12 лет. Мама домохозяйка, папа военный (подполковник). Ребёнок чрезмерно уступчив, предпочитает настольные игры, книги, на прогулке держится обособленно. Мало общается со сверстниками, часто болеет. Максим плохо кушает, просит воспитателя не говорить об этом отцу, который забирает его из детского сада чаще, чем мать.
Ситуация 3: Егор, 4 года, посещает детский сад 1 месяц. Ребёнок воспитывается в неполной семье (одинокая мать, 21 год, и прабабушка, 72 года). За время пребывания Егора в детском саду чаще всего утром его приводит прабабушка, мать появляется редко. У ребёнка чрезмерный аппетит, может доедать обед за другими детьми, остатки хлеба складывает в шкафчик. Мальчик может прийти в грязной одежде. С детьми складываются конфликтные отношения, т. к. Егор старается отнять понравившуюся игрушку у сверстников.
Ситуация 4: Софья, 6 лет, посещает детский сад с 2 лет. Воспитывается в неполной семье (одинокая мать, в браке не состояла). Девочка часто рассказывает, что у нее появляются «новые папы». Последнее время поведение девочки поменялось. Во время тихого часа воспитатели застают ее без нижнего белья, может забраться в кровать к мальчику. На вопрос воспитателя «Зачем она это сделала? ничего не отвечает. Во время игр раздевает кукол и укладывает их спать вместе.
2. Упражнение: «Как проявляются травмы прошлого».
Травма, которую пережил ребенок, может проявиться в поведении ребенка впоследствии самым неожиданном образом. Сейчас мы при помощи специальных упражнений попробуем увидеть, как это происходит. Сейчас мне нужна будет одна пара добровольцев. Выберите: кто из вас будет ребенком, а кто воспитателем. Сначала мне нужен один доброволец, с которым мы вместе выйдем за дверь: Сейчас вы должны изобразить ребенка, у которого в жизни случилось, что - то страшное, связанное для вас с цифрой 3. Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками». Сейчас я хочу пригласить воспитателя: «Научите ребенка считать до пяти»
(обыгрывание ситуации).
3. Рекомендации психолога при работе с семьёй в случаях выявления жестокого обращения с ребенком.
Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
Нельзя:
—
показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто
эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу
ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, руководителю).
Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:
6. Ритуал прощания: «Самым полезным для меня было…»
Ведущий: Наш тренинг подошел к концу: предлагаю завершить его так: мы будем передавать игрушку по кругу и продолжать фразу: «Самым полезным на тренинге для меня было….
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.