В данной работе педагоги знакомят присутствующих с храмами родного города, подводят к пониманию того, что храмы строились в память о великих событиях и в знак благодарности предкам за их добрые дела, дают представление об основании Собора Николы Белого, женского и мужского монастырей,
воспитывают духовно – нравственные чувства, раскрывая значение храма в жизни человека, как действие любви, добра, человечности.
МДОУ центр развития ребёнка детский сад № 34 «Звездочка»
Мастер – класс с педагогами
Тема: «Святыни Серпухова».
Воспитатели: Трунова Т. Н.
Лучинкина И.
Н.
Сусакина Н. Н.Серпухов 2013 год
Конспект НОД по образовательной области «Познание».
Возрастная группа: мастеркласс с педагогами.
Тема: «Святыни Серпухова».
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Чтение
художественной литературы».
Программные задачи:
1.Образовательная область «Познание»:
продолжать знакомить с храмами родного города, подвести к пониманию того, что
храмы строились в память о великих событиях и в знак благодарности предкам за их
добрые дела;
дать представление об основании Собора Николы Белого, женского и мужского
монастырей;
воспитывать духовно – нравственные чувства, раскрывая значение храма в жизни
человека, как действие любви, добра, человечности.
2.Образовательная область «Коммуникация»:
продолжать работу по обогащению бытового словаря;
пополнить словарь новыми словами.
3.Образовательная область «Художественное творчество»:
развивать продуктивную деятельность и детское творчество;
воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую
часть работы будет выполнять.
4.Образовательная область «Здоровье»:
формировать привычку сохранять правильную осанку в различных видах
деятельности.
5.Образовательная область « Чтение художественной литературы»:
развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения,
чуткость к поэтическому слову;
пополнять литературный багаж стихотворениями, рассказами.
Способы организации : сидя за столами (беседа), стоя (игра с колокольчиками),
сидя за столами (сбор храма).Оборудование: телевизор, видео файл, грамзапись колокольного звона, магнитная
доска, кроссворд большой, кроссворды на каждого участника, цветная бумага, макет
храма, маленькие колокольчики.
Словарная работа: монах, колокол, священник, купола, крест, иконы, молитва,
церковь.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций с изображением
церквей города Серпухова, собранный храм из треугольных модулей по типу оригами,
подготовленный материал для модулей.
Ход занятия:
Под колокольный звон входят два ведущих.
1ый ведущий:
Здравствуйте гости дорогие.
2ой ведущий:
Мы рады видеть вас сегодня у нас в гостях.
1ый ведущий:
Мы по улице идём,
На пригорке видим дом.
Не похож на все дома:
В небо смотрят купола.
2ой ведущий:
Крест сияет ярко ярко
И на сердце стало жарко.
В небе музыка поёт.
Колокол зайти зовёт.
1ый ведущий:
Мы заходим в этот дом,
Как красиво в доме том!
Я спросил тихонько: «Чей он?»
И услышал «Божий дом»
2ой ведущий:
Есть название у дома:
Называется он храм
И приходят в него люди
В воскресенье по утрам.
1ый ведущий:
Вы, наверное, догадались, что сегодня у нас речь пойдёт о русских святынях – храмах,
церквях, монастырях города Серпухова.2ой ведущий:
В нашем городе много монастырей, храмов, церквей. Но более подробно мы хотим
остановиться и рассказать вам о Высоцком Зачатьевском мужском монастыре, о
Владычном Введенском женском монастыре, о Соборе Николы Белого.
1ый ведущий:
Сегодня вы посмотрите небольшой фильм о возникновении монастырей.
( Наталья Николаевна включает фильм о монастырях, на протяжении всего фильма
звучит тихая музыка).
2ой ведущий:
Прибыв на Серпуховскую землю, князь Владимир стал подыскивать подходящее место
для перестройки крепости для защиты Москвы от врагов. Привлёк внимание его
высокий холм, который красиво располагался на левом берегу Нары. Место это носило
название «Высокое». Однако, решил он, что для Кремля это место непригодно,
слишком открытое. Здесь хорошо бы основать монастырь, который бы играл роль
укреплённого пункта. Как и Владычный женский монастырь, стоящий на другой
стороне реки, в 1374 году такой монастырь был основан и назван Высоцким. Его
строили со стенами, башнями и бойницами. Это был ещё один укреплённый пункт,
призванный быть на ряду с Владычным монастырём важным военным фортом города.
Высоцкий Зачатьевский монастырь заложил преподобный Сергий Радонежский. В
начале 20 века Высоцкий монастырь был одним из самых известных и благоустроенных
в России.
18 мая для православных жителей древнего города Серпухова уже много лет
совершается празднование в честь иконы Божьей Матери «Неупеваемая Чаша».
Почитаемый образ находится в Покровском храме Серпуховского мужского
Высоцкого монастыря.
1ый ведущий:
Владычный Введенский женский монастырь – один из древних монастырей Московской
области. Он был заложен в 1360 году на правом берегу реки Нары владыкой Алексеем,
митрополитом Московским. Строителем и первым настоятелем монастыря был монах
Варлаам. На опушке густого бора, остатки которого сохраняются до сих пор,
неподалёку от места слияния реки Оки и Нары преподобный Варлаам заложил
деревянную церковь во имя Введения Богоматери во Храм. Владычный монастырь
постепенно начал приходить в упадок. В 1737 году жил только один престарелый
иероманах. В 1806 году монастырь был обращён в женский и с того времени началось
постепенное возрождение древней обители. Позднее в обители появился двухэтажный
служебный корпус, была расширена монастырская территория, окружённая
оригинальной оградой с башенками и воротами. В начале прошлого столетия
монастырь почти полностью был разрушен, затем был отреставрирован и действует в
настоящее время.2ой ведущий:
Собор Николы Белого имеет особое значение для Серпухова. Примечательна его
история. Первоначально храм был деревянным.
«Только храм в честь Николая Чудотворца с 1649 года является уже каменным, отчего
стали называть его храмом Николы Белого.… Эта была первая каменная церковь в
городе» записано в истории Серпухова.
В 1831 году был составлен проект перестройки здания церкви. Возведённый в 1835 57
г. Храм Николы Белого был выстроен из кирпича и оштукатурен, а во внешнем декоре
имел белокаменные детали. К сожалению, собор постигла участь многих храмов
Серпухова, в 1929 году его закрыли.
По словам старожилов иконы собора, были снесены на р. Нара и сожжены на льду.
Собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нём находилась
городская Макаронная фабрика, что спасло храм от окончательного разрушения. В
1995 году собор был возвращён верующим.
12 июля 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил
Серпухов, где состоялось торжественное освещение кафедрального Собора Николы
Белого.
Многое сделано по благоустройству территории. Разбиты клумбы, устроен фонтан. В
ночное время Собор Николы Белого словно облит светом и как зажжённая свеча светит
всему городу.
При соборе сегодня имеется библиотека, действуют две воскресных школы: детская и
взрослая. Восстановлена полноценная приходская жизнь.
1ый ведущий:
Далеко по окрестностям разносится малиновый колокольный звон.
( Наталья Николаевна включает запись колокольного звона).
Мы предлагаем вам наполнить наше помещение переливами колокольного звона
(раздаём колокольчики).
2ой ведущий:
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола.
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
1ый ведущий:
Давайте под нашим руководством представим себя звонарями.
( Под звуки спокойной мелодии все играют на колокольчиках, затем 1 –ый ведущий их
собирает).
2ой ведущий:
А теперь мы хотим предложить вам поучаствовать в создании храма своими руками
(Наталья Николаевна выносит макет храма).1ый ведущий:
Макет создан из бумажных модулей в технике модульного оригами. Сейчас я покажу
вам, как собираются модули (показ сбора модулей, раздать всем по несколько модулей,
показать процесс соединения их).
2ой ведущий:
А теперь с вашей помощью мы закончим создание нашего храма. Вы сделаете
ступеньки, ведущие в храм.
Сбор модулей коллективно (5 минут).
В конце мастер – класса макет храма устанавливаем на столе.
1ый ведущий:
Светлым облаком сияет
На горе воздушный храм –
Точно с озера взлетает
Белый лебедь к небесам.
2ой ведущий:
А сейчас мы предлагаем вам разгадать кроссворд, ответы на который уже прозвучали в
нашей сегодняшней беседе (на магнитную доску помещён большой кроссворд, с уже
готовыми ответами).
У всех на столах лежат готовые отпечатанные кроссворды.
Даётся дополнительное время для разгадывания кроссворда (23 минуты).
1ый ведущий:
А теперь мы с вами все вместе разгадаем наш кроссворд.
2ой ведущий:
Мы будем читать по одному заданию, а вы у себя проверяйте.
1ый ведущий:
В чёрном, с чётками в руках, о душе своей в слезах, Богу молится … (монах).
2ой ведущий:
Чтоб мелодия простая, в предрассветной дымке тая, выводила к Церкви Божьей и к
Молитвам нас звала, бьёт звонарь в … (колокола).
1ый ведущий:
Кто ведёт службу в храме? (Священник).
2ой ведущий:
Кто невидимо охраняет нас, каждый день и каждый час? (Ангел).
1ый ведущий:Он Христа мучение, церкви – украшение? (Крест).
2ой ведущий:
Когда в душе не мир, а битва, защитой будет нам …(молитва).
1ый ведущий:
Есть в церкви они обязательно, глядят с них очи внимательно, кто мимо идёт – им
поклонится, и тихо, неспешно помолится. ( Иконы).
2ой ведущий:
Он людям всем любовь принёс, Спаситель наш…(Иисус Христос).
1ый ведущий:
Мы идём туда с надеждой, с болью в сердце иль бедой, если радость или праздник
постучались в дом родной. Там спокойно и надёжно: запах ладана, свечей. Как зовётся
это место? Отвечай – ка не робей. ( Церковь).
2ой ведущий:
Как называется место, где монахи живут вместе? (Монастырь).
1ый ведущий:
Вот мы с вами и разгадали кроссворд и нашли главное слово – монастырь.
2ой ведущий:
Кроссворд мы все составили правильно.
1ый ведущий:
Подошло к концу наше путешествие по святыням города Серпухова.
2ой ведущий:
Хочется нашу встречу завершить такими словами:
Колокола звонят из поднебесья,
Благословляя добрые дела,
1ый ведущий:
И нет на всей земле роднее места –
Наш славный Серпухов, храни господь тебя!
2ой ведущий:
И дарим вам небольшие сувениры в память о нашей встрече (раздаём всем гостям
магниты с изображением монастырей).