Мастер – класса для педагогов пошахматам. Тема. «Шахматы – как эффективное средство интеллектуального развития школьников».

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательность действий, методов и приемов в формировании педагогической деятельности.Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везения, поэтому ребенок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка.
Иконка файла материала Мастер- класс. Шахматы – как эффективное средство интеллектуального развития школьников.docx
Мастер – класса для педагогов.  Тема. «Шахматы – как эффективное средство интеллектуального развития   школьников». Цель. Передать свой опыт путем прямого и комментированного показа  последовательность действий, методов и приемов в формировании  педагогической деятельности. Содержание.       ­ Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта   ребенка   в   игровой   форме.   Для   ребенка   это   не   только   игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение   детей   шахматам   помогает   развитию   у   них   способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребенка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность. Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям   и,   строго   говоря,   везения,   поэтому   ребенок   учится   делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка.       Во­первых, занятия должны протекать в игровой, увлекательной форме и доброжелательной атмосфере.  «Сделать   серьезное   занятие   для   ребенка   занимательным   –   вот   задача первоначального обучения». К.Ушинский.           Во­вторых, чтобы обучение было развивающим, оно должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. А в – третьих, особенно на первых порах не забывать…сказку, загадки.      Ведь еще В.Сухомлинский отмечал: «Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений…» Всю работу по обучение детей игре в шахматы  выстраиваю поэтапно. Занятия первого этапа обучения представляют собой сказки, дидактические игры,   упражнения   и   творческие   задания   для   знакомства   освоения   детьми понятий:  «шахматы»,  «шахматные фигуры», «шахматная доска»,     Я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду. Когда­то давным­ давно в Персии жил Хан. Он провёл много войн. И наконец­то понял, что все ближайшие территории завоёваны. Что же делать? Ему стало скучно. Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Пустились визири во все страны искать занятие для своего господина. И вот, наконец,   первый   визирь   приехал   и   привёз   Хану   необыкновенную   птицу   с золотым   оперением   и   чудесным   голосом.   Хан   обрадовался,   но   птица   емубыстро надоела. Тогда второй визирь привёз хану кеглю золотую с камнями и научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану. Третий визирь вышел   вперёд,   положил   перед   Ханом   необычную   красивую   доску   и   начал расставлять перед ним фигурки, объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится воевать, но все территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно, много крови пролито. Вот тебе твоё войско. Здесь есть всё: и твой визирь и башни и конница и слоны, попробуй выиграть сражение. И начал объяснять правила игры.  Продолжение легенды… Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец­то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил «Король – умер! », что в переводе с персидского обозначает «Шах­мат! ». Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ. При   знакомстве   с   этой   темой   использую   чтение   и   инсценировка   сказок: «Приключение в шахматной стране», «Удивительные приключения шахматной доски», «Шахматная беседка». Дидактические   игры   –   инсценировки   по   мотивам   знакомых   сказок: «Шахматный колобок», «Шахматный теремок», «Шахматная репка». Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Прятки», «Шахматный кубик», «Шахматное домино», «Кто быстрее расставит фигуры»                 Творческие задания: «Шахматные загадки», «Вылепим шахматные фигуры», «Изготовим шахматную   доску»,   «Нарисуем   портреты    фигур»,   «Выложи   шахматную доску». На втором этапе обучения  знакомлю детей с особенностью хода шахматных фигур, изучаем шахматный алфавит, название шахматных полей. Для   освоения   этого   материала   использую   магнитную   шахматную   доску, диаграммы,   а   также   дидактические   игры   и   упражнения:   «Морской   бой», Составь доску, «Почта». «Назови адрес», «Лото», «Найди дорожку фигуре», «Шахматный алфавит», «Живые шахматы» Дети   выполняют   творческие   задания:   «Нарисуй   ход   фигурам»,   «Закрась диаграмму нужным цветом», « Выложи дорожки к домику фигур». Третий   этап   обучения   включает,   решение   несложных   шахматных   задач   и разыгрывание   мини­партий.   На   данном   этапе   также   знакомлю   детей   с понятиями: «шах», «мат», «пат», «ценность фигур», даю знания об основных принципах и правилах игры.    Для знакомства и обучения шахматной игре использую загадки, шахматные викторины,   стихи,   так   как   это   способствует   лучшему   усвоению,   такого сложного   понятия,   как   особенность   хода   каждой   фигуры.   Например,   при знакомстве   с   особенностью   хода   «коня»   я   использую   стихотворные строчки:                                                                                              Не мила коню неволя,                                                                                                Перед ним простор широк,покажу   использование   некоторых   игровых Очень ловко на два поля                                                                                      Совершает конь прыжок,                                                                              Замечательный прыжок:                                                                                            Поле прямо, поле ­ вбок!   Использую   компьютерные   игры:   «Динозавры   учат   шахматам»,     «Алладин волшебные   шахматы»   «Большое   шахматное   путешествие»,   «Шахматы   в сказках» «Шахматная информатика».   Такие игры позволяют делать процесс обучения   более   наглядным,   в   увлекательной   форме   знакомят   детей   с шахматной теорией и помогают овладеть практическими навыками игры, а также   помогают   реализовать   личностно   –   ориентированный   подход   к обучению. ­   Сейчас   на   практике   приемов, используемых мной при обучении детей игре в шахматы. «Волшебный мешочек» ­ игра для закрепления названия шахматных фигур.   Детям   предлагается   на   ощупь,   определить   какую   фигуру   они   взяли   в мешочке.                                                                                                                        В результате таких игр, дети учатся запоминать названия шахматных фигур «Шахматный кубик» ­ закрепить названия шахматных фигур, используемых на демонстрационной доске.      В   результате   таких   игр,   дети   знакомятся   и   осваивают   названия шахматных   фигур,   используемых   на   демонстрационной,   магнитной доске.                                                                                                    «Расставь   фигуры»  игра   ­   эстафета   на   закрепление   умение   быстро   и правильно   расставлять   фигуры   на   шахматной   доске   в   первоначальную позицию.                                                                                                                        Эта игра способствует развитию умения детей правильно расставлять фигуры на шахматной доске в первоначальную позицию. «Составь   шахматную   доску»  ­   закрепить   умение   о   последовательном расположении цифр и букв на шахматной доске (шахматной нотацией). Детям предлагается разрезанные шахматные доски на несколько частей, по команде их нужно составить.   Игры, такого содержания, помогают детям лучше запоминать цифры и буквы   шахматной   доски,   которые   необходимо   знать   для   записи шахматных партий.                                                                                     «Шахматный алфавит» ­ при помощи набора карточек с буквами дети должны разложить их в порядке следования на шахматной доске.                    Игра   способствует   развитию   умения   называть   буквы   шахматного алфавита. «Назови   адрес»  ­   закрепить   умение   называть   местоположение   фигуры   на шахматном поле.Игра   способствует   умению   находить   и называть   местоположение фигуры на шахматной доске, шахматная нотация. В   заключении   предлагаю   вам   маленькую   литературно­шахматную викторину: ­ Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с  шахматным автоматом? (Незнайка). ­ Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести  экс­чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры (электроник.) ­ Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе  одновременной игры. (Алиса Селезнева) ­ Человек из театра Карабаса Барабас – «весь клетчатый, как шахматная  доска» (Арлекин) ­ Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье.  (Алиса) ­ Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его  издали, другие коротышки говорили:»Глядите, вон идет шахматная доска»,  (Сиропчик).  ­ Использование разнообразных методов и приемов позволяет детям успешно овладеть азами шахматной игры, формированию устойчивого интереса к игре в дальнейшем. А также способствует развитию всех психических процессов: внимание, памяти, всех форм мышления; развитию воображения и творчества. Формирование   таких   ценных   качеств   личности,   как   усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решений.