Передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательность действий, методов и приемов в формировании педагогической деятельности.Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везения, поэтому ребенок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка.
Мастер – класса для педагогов.
Тема. «Шахматы – как эффективное средство интеллектуального развития
школьников».
Цель. Передать свой опыт путем прямого и комментированного показа
последовательность действий, методов и приемов в формировании
педагогической деятельности.
Содержание.
Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития
интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра,
доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания.
Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности
ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребенка сравнивать,
обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как
внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.
Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места
случайностям и, строго говоря, везения, поэтому ребенок учится делать
ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка.
Вопервых, занятия должны протекать в игровой, увлекательной форме и
доброжелательной атмосфере.
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача
первоначального обучения». К.Ушинский.
Вовторых, чтобы обучение было развивающим, оно должно включать
самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. А в – третьих,
особенно на первых порах не забывать…сказку, загадки.
Ведь еще В.Сухомлинский отмечал: «Сказка, игра, фантазия – животворный
источник детского мышления, благородных чувств и стремлений…»
Всю работу по обучение детей игре в шахматы выстраиваю поэтапно.
Занятия первого этапа обучения представляют собой сказки, дидактические
игры, упражнения и творческие задания для знакомства освоения детьми
понятий: «шахматы», «шахматные фигуры», «шахматная доска»,
Я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду. Когдато давным
давно в Персии жил Хан. Он провёл много войн. И наконецто понял, что все
ближайшие территории завоёваны.
Что же делать? Ему стало скучно.
Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие.
Пустились визири во все страны искать занятие для своего господина. И вот,
наконец, первый визирь приехал и привёз Хану необыкновенную птицу с
золотым оперением и чудесным голосом. Хан обрадовался, но птица емубыстро надоела. Тогда второй визирь привёз хану кеглю золотую с камнями и
научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану. Третий визирь
вышел вперёд, положил перед Ханом необычную красивую доску и начал
расставлять перед ним фигурки, объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится
воевать, но все территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно,
много крови пролито.
Вот тебе твоё войско. Здесь есть всё: и твой визирь и башни и конница и
слоны, попробуй выиграть сражение. И начал объяснять правила игры.
Продолжение легенды… Король проигрывал партию за партией, но интерес
его к игре не угасал. И вот наконецто долгожданная победа! Король вскочил
от радости и провозгласил «Король – умер! », что в переводе с персидского
обозначает «Шахмат! ». Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.
При знакомстве с этой темой использую чтение и инсценировка сказок:
«Приключение в шахматной стране», «Удивительные приключения шахматной
доски», «Шахматная беседка».
Дидактические игры – инсценировки по мотивам знакомых сказок:
«Шахматный колобок», «Шахматный теремок», «Шахматная репка».
Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Прятки», «Шахматный кубик»,
«Шахматное домино», «Кто быстрее расставит фигуры» Творческие
задания: «Шахматные загадки», «Вылепим шахматные фигуры», «Изготовим
шахматную доску», «Нарисуем портреты фигур», «Выложи шахматную
доску».
На втором этапе обучения знакомлю детей с особенностью хода шахматных
фигур, изучаем шахматный алфавит, название шахматных полей.
Для освоения этого материала использую магнитную шахматную доску,
диаграммы, а также дидактические игры и упражнения: «Морской бой»,
Составь доску, «Почта». «Назови адрес», «Лото», «Найди дорожку фигуре»,
«Шахматный алфавит», «Живые шахматы»
Дети выполняют творческие задания: «Нарисуй ход фигурам», «Закрась
диаграмму нужным цветом», « Выложи дорожки к домику фигур».
Третий этап обучения включает, решение несложных шахматных задач и
разыгрывание минипартий. На данном этапе также знакомлю детей с
понятиями: «шах», «мат», «пат», «ценность фигур», даю знания об основных
принципах и правилах игры.
Для знакомства и обучения шахматной игре использую загадки, шахматные
викторины, стихи, так как это способствует лучшему усвоению, такого
сложного понятия, как особенность хода каждой фигуры. Например, при
знакомстве с особенностью хода «коня» я использую стихотворные
строчки:
Не мила коню неволя,
Перед ним простор широк,покажу использование некоторых игровых
Очень ловко на два поля
Совершает конь прыжок,
Замечательный прыжок:
Поле прямо, поле вбок!
Использую компьютерные игры: «Динозавры учат шахматам», «Алладин
волшебные шахматы» «Большое шахматное путешествие», «Шахматы в
сказках» «Шахматная информатика». Такие игры позволяют делать процесс
обучения более наглядным, в увлекательной форме знакомят детей с
шахматной теорией и помогают овладеть практическими навыками игры, а
также помогают реализовать личностно – ориентированный подход к
обучению.
Сейчас на практике
приемов, используемых мной при обучении детей игре в шахматы.
«Волшебный мешочек» игра для закрепления названия шахматных фигур.
Детям предлагается на ощупь, определить какую фигуру они взяли в
мешочке.
В результате таких игр, дети учатся запоминать названия шахматных
фигур
«Шахматный кубик» закрепить названия шахматных фигур, используемых на
демонстрационной доске.
В результате таких игр, дети знакомятся и осваивают названия
шахматных фигур, используемых на демонстрационной, магнитной
доске.
«Расставь фигуры» игра эстафета на закрепление умение быстро и
правильно расставлять фигуры на шахматной доске в первоначальную
позицию.
Эта игра способствует развитию умения детей правильно расставлять
фигуры на шахматной доске в первоначальную позицию.
«Составь шахматную доску» закрепить умение о последовательном
расположении цифр и букв на шахматной доске (шахматной нотацией). Детям
предлагается разрезанные шахматные доски на несколько частей, по команде
их нужно составить.
Игры, такого содержания, помогают детям лучше запоминать цифры и
буквы шахматной доски, которые необходимо знать для записи
шахматных партий.
«Шахматный алфавит» при помощи набора карточек с буквами дети должны
разложить их в порядке следования на шахматной доске.
Игра способствует развитию умения называть буквы шахматного
алфавита.
«Назови адрес» закрепить умение называть местоположение фигуры на
шахматном поле.Игра способствует умению находить и называть местоположение
фигуры на шахматной доске, шахматная нотация.
В заключении предлагаю вам маленькую литературношахматную
викторину:
Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с
шахматным автоматом? (Незнайка).
Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести
эксчемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры (электроник.)
Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе
одновременной игры. (Алиса Селезнева)
Человек из театра Карабаса Барабас – «весь клетчатый, как шахматная
доска» (Арлекин)
Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье.
(Алиса)
Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его
издали, другие коротышки говорили:»Глядите, вон идет шахматная доска»,
(Сиропчик).
Использование разнообразных методов и приемов позволяет детям успешно
овладеть азами шахматной игры, формированию устойчивого интереса к игре
в дальнейшем. А также способствует развитию всех психических процессов:
внимание, памяти, всех форм мышления; развитию воображения и творчества.
Формирование таких ценных качеств личности, как усидчивость,
целеустремленность, самостоятельность в принятии решений.