Мастер класс «Актуализация возможностей проблемного усвоения»
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
воспитательная работа
3 кл
09.05.2018
За последние несколько лет четко обозначилась тенденция к изменению целей и приоритетных ценностей российского образования.
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию и к сотрудничеству для достижения совместного результата.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит признание ценностно-нравственного значения образования в современном обществе.
Перед педагогом возникает задача - обучать детей таким образом, чтобы они были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.Эта тема актуальна, я думаю, при работе по всем УМК. Я работаю по комплекту “Школа России”. Курс русского языка вмещает в себя очень большой объем знаний по орфографии, морфологии, синтаксису. Система заданий в учебнике (Канакина В. П. “Русский язык”) представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений, в которых учащиеся выступают в роли непосредственных участников процесса изучения материала. Проблемная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которую органично включен ученик как субьект деятельности.
Все сказанное обусловило выбор темы самообразования:
“Актуализация возможностей проблемного усвоения ”.
мастер-класс Шкурина О.И..doc
«Актуализация
возможностей
проблемного усвоения»
Шкурина Ольга Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ ООШ №12 п. Малая Горка Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес
к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту, вселить в
них радость сотворчества, то создавай такие условия,
чтобы искорки их мыслей образовывали царство
мыслей, дай им возможность почувствовать себя в
нем властелинами.
Ш. А. Амонашвили
показать эффективность технологии проблемного обучения.
Цель мастер класса:
Задачи :
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (познакомить коллег с данной технологией обучения)
РАЗВИВАЮЩАЯ ( расширить методическую базу учителей)
За последние несколько лет четко обозначилась тенденция к изменению целей и
приоритетных ценностей российского образования.
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения,
обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию и к сотрудничеству для достижения
совместного результата.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит признание
ценностнонравственного значения образования в современном обществе.
Перед педагогом возникает задача обучать детей таким образом, чтобы они были
способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.
Важнейшим приоритетом современного урока становится формирование общеучебных
умений и навыков, уровень освоения которых в значительной степени предопределяет
успешность всего последующего обучения.
Одним из способов, которые могут обеспечить подъем системы образования на новый
уровень в решении задач образования является проблемный подход.
По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:
решение научных проблем ( научное творчество) – теоретическое исследование, т.
е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства: в основе этого вида
проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;
решение практических проблем ( практическое творчество) – поиск практического
решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование,
изобретение; в основе этого вида проблемного обучения – постановка и решение
практических учебных проблем;
создание художественных решений
( художественное творчество) – худ.
отображение действительности на основе творческого воображения, включающее
рисование, игру, музицирование…
Какова же сущность проблемного обучения?
Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого
представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе
решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это
происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления,
воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций
(М.И. Махмутов)
Сущность проблемной ситуации заключается в следующем:
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в
случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности,
не может достичь цели известными ему способами действий.
Проблемная ситуация по сути является:
•
закономерностью продуктивной, творческой познавательной деятельности; •
причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий.
Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый
интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач
опирается на мотивационнопотребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут
учиться “для самих себя”. Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но
любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную
мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она
должна быть ему доступна.
Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют
возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность
интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной
ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их
познавательной деятельности. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой
целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы
значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная
ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить
детей наблюдать, сравнивать, делать выводы. Такая работа способствует подведению учащихся к
умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно
объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат
этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит проблемная ситуация, которая
внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся, и будет постоянным активизирующим
фактором.
Учитель же ненавязчиво корректирует деятельность учащихся, чтобы не нарушался принцип
научности при получении знаний.
Эта тема актуальна, я думаю, при работе по всем УМК. Я работаю по комплекту “Школа России”.
Курс русского языка вмещает в себя очень большой объем знаний по орфографии, морфологии,
синтаксису. Система заданий в учебнике (Канакина В. П. “Русский язык”) представляет собой
пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как
система конкретных наблюдений, в которых учащиеся выступают в роли непосредственных
участников процесса изучения материала. Проблемная ситуация позволяет решить задачи учебной
деятельности, в которую органично включен ученик как субъект деятельности.
Все сказанное обусловило выбор темы самообразования:
“Актуализация возможностей проблемного усвоения ”. Над этой проблемой я работаю 3ий год.
И прихожу к выводу, что возможности велики. Например, я думаю, у всех нас проблема – это
работа над каллиграфией школьника. Второй год мы приобретаем тетради по чистописанию ФГОС/
Т,В. Игнатьева под редакцией В.Г.Горецкого. И вот стала заметна наша работа. Дети радуются не
только своим успехам, но и успехам своих товарищей. Подводят итоги каждой написанной части,
высказывают своё мнение, ставят перед собой новые задачи для решения данной проблемы.
Так же хочется отметить , что решается проблема чтения стихов наизусть . Раньше это была,
действительно, большая проблема выучить большое стихотворение, при этом не допускать
большого искажения слов, ведь 76% учащихся моего класса – билингвы. Свои успехи мы
фиксируем на индивидуальных листах достижения. Дети очень любят смотреть свои папки.
При этом анализируют, ставят новые задачи, тем самым решают возникшие проблемы,
помогая друг другу.
Проблемное обучение помогает нам и в воспитательной работе. У нас в классе постоянно
действует информационная доска. Сначала оформление и подготовка материала было
полностью на учителе. Потом стали присоединяться более сильные ученики, дети, которые
любят рисовать, а сейчас уже практически весь класс принимает участие. Дети очень были
активны в таких рубриках, как «Календарь воинской славы», «День защитника Отечества» , «День 8 марта», «Выборы 2018». Ученики выступали с устными сообщениями,
рисунками, сочинениями, презентациями.
“Открытие” детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому
в этап актуализации знаний включаю задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Найди
лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличия, задания для развития вариативного мышления,
внимания, памяти и т.д.
Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией “затруднения” в деятельности.
Возникает проблемная ситуация с “затруднением”. В ее основе лежит противоречие между
необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без
сегодняшнего нового материала. Для вывода учеников из проблемной ситуации разворачивается
диалог.
Урок русского языка во 2 классе по теме “Сложные слова”.
Учитель
Ученик
– В словах, записанных на доске, выделите корень
(река, водица, лесной, дворник, гостить, мышеловка).
– Все согласны?
– Сколько мнений в классе?
– Какой же вопрос возникает?
(Ученик у доски выделил один корень.)
– Нет, в этом слове два корня.
(Возникновение проблемной ситуации.)
– Кто прав? Сколько корней в этом слове?
(Учебная проблема как вопрос.)
Объяснение нового материала считается одним из сложных этапов урока, поскольку дети получают
сведения неизвестные, либо частично известные. Традиционно объяснение существует и
осуществляет его учитель, предлагая учащимся знания в готовом виде. Проблемное обучение
предполагает иной подход: школьники под руководством учителя сами “получают” необходимые
сведения, т. е. как бы самостоятельно ведут исследования данного возраста.
При формировании категории рода имени существительного во 2 классе строю объяснение,
используя жизненный опыт учащихся. Так ребенку известно, что все люди делятся на мужчин и
женщин и соответственно слова, могут быть мужского и женского рода. Сначала примеры
подбираются по половому признаку (девочка, мальчик), с постепенным абстрагированием этого
понятия (средний род).
Соответственно этому строятся уроки объяснения, на которых применяются эти знания.
– Выпишите из словаря слова, обозначающие животных и птиц: воробей, ворона, сорока, корова,
собака, заяц, лиса, волк.
– Распределите их в две группы по любому признаку. (Ученики распределили их по трем
признакам: птицы, и звери, домашние животные и дикие животные, слова мужского и женского
рода.)
– Замените эти слова на более короткие ОН и ОНА.
– Прочитайте слова: окно, дерево, поле, здоровье. Можно ли эти слова соотнести со словами ОН и
ОНА?
– Значит, существует еще одна группа слов. Подберите к ней короткое слов.
– Прочитай слова.
1 2
3
Дедушка девочка облако юноша
река
поле
окно
стол земля
– Понимаешь, почему слова объединены именно в такие группы?
– Какой группой руководит слово ОН?
– Какими словами управляют слова ОНА, ОНО?
Вывод: слованазвания предметов, которыми командует слово ОН, – мужского рода. Слова –
названия предметов, которыми командует слово ОНА, – женского рода. Слова – названия
предметов, которыми командует слово Оно, – среднего рода.
Затем вывод соотносится с правилом в учебнике.
На уроках объяснения предлагаются следующие задания, позволяющие ученикам самостоятельно
вывести правило. Рассмотрим изучение имени существительного в 3м классе.
Тема “Одушевленные и неодушевленные имена существительные”.
Задание .Дается цепочка слов:
Машина, самолет, Маша, Жучка, Иртыш, Омск, лопата, Мурка, Москва.
– Можно ли среди этих слов выделить две группы?
– Если можно, то, по какому принципу? (По написанию.)
Вывод: одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?
– А по какому принципу еще можно разделить эти слова на две группы?
(Возникает проблемная ситуация.)
– На какой вопрос отвечают все эти слова.
Вывод: одушевленные существительные называют живые предметы и отвечают на вопрос кто?, а
неодушевленные существительные – неживые предметы и отвечают на вопрос что?
Использование проблемной ситуации на уроках математики.
на доске запись
2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21
Вижу, вы удивлены? (реакция удивления)
Почему? (примеры одинаковые, а ответы разные)
Значит, над каким вопросом подумаем? (почему в одинаковых примерах получились
разные ответы?)
Решите примеры. Вспомните алгоритм
367 – 143 534 – 216 328 – 174
А теперь решите ещё один пример: 400172 (фронтально на листочках)
Какие получились ответы? (разные)
Почему? (мы еще не решали такие примеры)
Чем этот пример отличается от предыдущих?
Какие примеры мы будем учиться решать?(где в уменьшаемом отсутствуют десятки
и единицы) Прием использования технологии «яркого пятна» Математика. 1 класс.
Тема: Числовой отрезок
В одном большомпребольшом городе жилбыл маленький Паровозик. Дома все его
любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда – он не умел
считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый умный Паровоз
посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые
Паровозик будет проезжать.»Ты построишь, сказал он, волшебный отрезок, который
называется «числовым отрезком». Он станет твоим верным другом и помощником и
научит решать даже самые трудные примеры».
Проблемная ситуация стимулирует детей на самостоятельный поиск способа решения, ведь только
что они все делали правильно. Дети могут обратиться за помощью к учителю или к учебнику.
Задача учителя состоит в том, чтобы направить детей на самостоятельное изучение нового
материала с помощью учебника. “А кто бы мог, с помощью учебника, найти ответ и устранить
возникшее затруднение?” – спрашивает учитель. Учащиеся самостоятельно справились с
поставленной задачей. Таким образом, была разрешена проблемная ситуация, а с ее помощью
закрепились умения работать самостоятельно с учебником.
Приложение
Диагностический материал.
1. Диагностика поведения ученика в проблемной ситуации.
Цель: проследить за действиями ученика в условиях проблемной ситуации. Обнаруживает ли
ученик проблемную ситуацию вообще, осознает ли ее, может ли найти пути выхода из проблемной
ситуации.
При этом учитывается самостоятельность действий ученика, помощь учителя. Ученику
предлагается для решения две проблемные ситуации. Учитель ставит знак “+” при положительном
исходе и знак “” – при отрицательном. После решения этих проблемных ситуаций ученику
предлагается еще две проблемные ситуации, чтобы исключить возможность ошибок.
1) – С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?
(предлагается рисунок:
при у за
пере под
катился
с вы
до)
На рисунке не указано, что вокруг слова “катился” приставки. Когда прозвучит ответ “При помощи
приставки”, предлагается образовать новые слова и выделить приставки.
2) – Можно ли записать одни цифры (числа) другими цифрами (числами)?
– Запиши двойку тремя пятерками. (Если ребенок затрудняется, учитель дает подсказку:
“Используй арифметические действия”. 2=(5+5):5
Далее предлагаются аналогичные ситуации.
3) Рисунок:
ик ищ енок
кот
– При помощи чего еще можно увеличить количество слов в русском языке?
Ребенок приходит к выводу: “При помощи суффикса”.
– Образуй при помощи суффикса новые слова.
4) – Как записать четверку тремя пятерками? 4=5(5:5)
2. Наблюдение.
Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся , определить соотношение
отвлекаемости и активности, выяснить степень эмоционального отношения к учебе.
Показатели:
активность (количество заданных вопросов, высказываний, имеющих познавательный
характер),
самостоятельность в выполнении заданий,
отвлекаемость (количество действий, не связанных с учебой).
Оценка в баллах:
– Если ученик задает вопросы, направленные на знание как фактического, так и теоретического
материала, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер, он редко
отвлекается, выполняет задания самостоятельно – 10 баллов. (Высокий уровень активности).
– Если ученик задает вопросы, направленные на знание только фактического материала, его
активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, при выполнении самостоятельной
работы нуждается в помощи – 5 баллов.
(Средний уровень активности.)
– Если ученик большую часть урока отвлекается. показывает низкий уровень активности, вопросы
не имеют познавательного характера, не умеет выполнять задания самостоятельно – 0 баллов.
(Низкий уровень активности.)
3. Анкетирование учащихся.
Инструкция для учеников: внимательно прочитай вопросы, выбери ответ.
1.
Тебе нравится в школе?
2.
3.
Утром ты всегда с радостью идешь в школу, или тебе часто
хочется остаться дома?
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно
приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался
дома?
4.
Тебе нравится, когда отменяются какиенибудь уроки?
5.
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
Да,
Не очень,
Нет
Иду с радостью,
Бывает поразному,
Чаще хочется остаться
дома
Пошел бы в школу,
Не знаю,
Остался бы дома.
Не нравится,
Бывает поразному,
нравится.
Не хотел бы,
Не знаю, 6.
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7.
Ты часто рассказываешь о школе родителям и друзьям?
Хотел бы.
Нет.
Не знаю.
Хотел бы.
Часто.
Редко.
Не рассказываю.
8.
Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? Мне нравится наш
9.
У тебя в классе много друзей?
10
Тебе нравятся твои одноклассники?
учитель.
Точно не знаю.
Хотел бы.
Много.
Мало.
Нет друзей.
Нравятся.
Не очень.
Не нравятся. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить
одну из важных задач, поставленных реформой школы, формировать у учащихся самостоятельное,
активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в
творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе
обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить школьников,
чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание
проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его
начальный момент.
Однако эффективное развитие творческого мышления обеспечивает лишь система проблемных
ситуаций.
Результаты моего наблюдения позволяют утверждать, что при использовании на уроках
системы проблемных ситуаций учащимся доступен более высокий уровень познавательной
деятельности, который, прежде всего, обеспечивает глубину и осознанность усвоения знаний.
Кроме того, включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под
руководством учителя помогает им овладеть элементарными методами науки и приёмами
самостоятельной работы.
Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать,
наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ
может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ,
отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы
создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.
Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению,
без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества. Человечество постоянно
развивается, поток информации постоянно увеличивается, но сроки ее интерпретации в школе
остаются прежними. Приоритет отдается осознанному усвоению знаний. При этом второстепенные не
столь значимые факты служат либо общим фоном развития данной научной области, либо вовсе не
принимается во внимание. Тем самым осуществляется координация наиболее значимых понятий, их
систематизация, позволяющая видеть не отдельные факты, целостную картину явления. Опора на
мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только
интеллектуальные, но и личностные качества учащихся. Учить, используя традиционные формы, не
оптимально. Поэтому именно за проблемным обучением будущее современной школы. Приемы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
Дополнительные сведения:
(мастеркласс)
«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того,
кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет
за своим наставником искать эти, же самые знания и овладевать
ими». (Шалва Амонашвили)
Притча о проблемах
Учитель взял в руки чашу с водой, вытянул ее вперѐд и спросил своих
учеников:
Как вы думаете, сколько весит эта чаша? Все оживлѐнно зашептались.
Примерно полкило! Триста грамм! Нет, четыреста! – стали раздаваться ответы.
Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу ее. Но сейчас это не важно. У меня вопрос:
что произойдет, если я буду так держать чашу в течение нескольких минут?
Ничего!
Действительно, ничего страшного не случится, – ответил учитель.
А что будет, если я стану держать эту чашу в вытянутой руке, например, часа два?
Вы устанете, а ваша рука начнет болеть.
А если целый день?
Вы очень сильно устанете. А рука онемеет и ее парализует, если вы не опустите ее, – сказал
один из учеников.
Как, повашему, вес чаши изменится оттого, что я ее целый день буду просто держать?
Нет! – растерянно ответили ученики.
А что нужно делать, чтобы все это исправить?
Просто поставьте чашу на стол! – весело сказал один ученик.
Точно! – радостно ответил учитель. – Так и обстоят дела со всеми жизненными
трудностями. Стоит подумать о какойнибудь проблеме несколько минут, и она окажется
рядом. Если думать о ней несколько часов, она начнет нас засасывать. Если думать о ней
целый день, она нас парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это, ни к чему
не приводит. Еѐ «вес» не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие.
Нужно решить еѐ, или отложить в сторону.
Мастер класс «Актуализация возможностей проблемного усвоения»
Мастер класс «Актуализация возможностей проблемного усвоения»
Мастер класс «Актуализация возможностей проблемного усвоения»
Мастер класс «Актуализация возможностей проблемного усвоения»
Мастер класс «Актуализация возможностей проблемного усвоения»
Мастер класс «Актуализация возможностей проблемного усвоения»
Мастер класс «Актуализация возможностей проблемного усвоения»
Мастер класс «Актуализация возможностей проблемного усвоения»
Мастер класс «Актуализация возможностей проблемного усвоения»
Мастер класс «Актуализация возможностей проблемного усвоения»
Мастер класс «Актуализация возможностей проблемного усвоения»
Мастер класс «Актуализация возможностей проблемного усвоения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.