Мастер - класс для педагогов ДОУ «Кукла своими руками»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 05.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал поможет познакомить коллег с русским народным промыслом и русскими традициями, в частности, с народным видом ремесла – изготовлением куклы из нитей; научит приемам изготовления куклы из волокнистых материалов в соответствии с народными традициям; кроме того, его можно использовать для приобщению к народному творчеству старших дошкольников, вызовет интерес к русскому народному творчеству и рукоделию. Данная статья содержит подробный пошаговый алгоритм изготовления куклы из ниток. Актуальность изготовления кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность. А это, как известно, стимулирует развитие речи у детей, развивает фантазию и образное мышление. Дети с удовольствием использовали изготовленных ими кукол в сюжетно-ролевых играх, испытывая чувство радости, от общения друг с другом.
Иконка файла материала наша кукла. мастер-класс.docx
Мастер ­ класс для педагогов ДОУ «Кукла своими руками» Цель  мастер­класса:   повышение   профессионального   мастерства   и   обмена опытом по изготовлению кукол. Задачи:  ­   познакомить   коллег   с   русским   народным   промыслом   и   русскими традициями;  ­ познакомить   с народным видом ремесла – изготовлением куклы из нитей; ­   научить   приемам   изготовления   куклы   из   волокнистых   материалов   в соответствии с народными традициям; ­ вызывать интерес и воспитывать любовь к русскому народному творчеству и рукоделию.  Уважаемые коллеги, послушайте пожалуйста, стихотворение Т. Гостюхиной Подарили куклу Мне на день рожденья. Это просто чудо, Радость и везенье. Бросила игрушки, Только с ней играю, Обо всём на свете С Машей забываю. Я кормлю  мою Милую подружку, Спать кладу в кроватку Машу на подушку. Мы гуляем с куклой, Делаем зарядку, Вместе привыкаем С Машенькой к порядку. Куклу берегу я, Я её лелею. С ней я стала лучше, Стала я добрее. ­Про кого это стихотворение? ( Про куклу) ­Как по­вашему, что такое кукла? (ответы) ­По словарю С. И. Ожегова «кукла ­ это детская игрушка в виде фигурки человека».Первые куклы появились в глубокой древности,  и с тех пор человечество не расстается с ними. С давних времен кукла была традиционной игрушкой русского народа. В русских семьях игры не считали забавой. Наоборот, они считали, чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток  и благополучие в семье. Играя в куклы, дети получали знания об окружающем мире, девочки учились рукоделию.                Кукла   не   рождается   сама:  создает   ее   человек.   Кукол   делали   по определенным правилам. Непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла   не   имела   лица.  По   народным   поверьям, кукла "с   лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Игра с такой   безликой куклой побуждала   ребенка   воображать,   фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях. Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла,  которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что­то такое, от чего становится теплее на сердце. Актуальность изготовления  кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление кукол обеспечивает   хорошую   тренировку   пальцев,   способствует   выработке движений   кисти,   развивает   точность.   Как   известно,   все   это   стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию и образное мышление. Дети с удовольствием   использовали изготовленных ими кукол в сюжетно­ ролевых играх, испытывая чувство радости, от общения друг с другом. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой, находить общие решения. Куклу   ­   самоделку   можно   использовать   как   украшение   домашнего   или выставочного интерьера, как подарочный сувенир. (Показать вариант куклы). ­А как вы думаете из чего раньше, изготавливали кукол? (ответы) ­Правильно, но не только, также их делали из глины, бересты, соломы, пакли, кожи,   тряпичных   лоскутков,   бисера, ниток,  Сегодня   мы   с   вами   будем изготавливать кукол. Но куклу мы будем выполнять необычную, а из ниток, а называется она – Мартиничка. Куклы бывают ­ игровые, обрядовые и обереговые. Игровые предназначались ребенку в малом возрасте (Куватка­дарилась, когда ребенок рождался). Обрядовые   выполняли   функцию   талисманов   и   оберегов   (Купава   – изготавливалась   на   праздник   Ивана   Купалы,   Неразлучники   –   дарились   на свадьбу). Кукла оберег спасала от опасностей (Бессоница, Травница).На Руси обрядом «закликания» весны начинался цикл весенних праздников. Наряду   со   сложными   ритуальными   действиями,   в   которых   главными участниками  были  детвора   и  молодёжь,  обязательным  атрибутом  являлись маленькие нитяные куколки. Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому   кукол   называли   мартеничками,   «вязали»   парами.   Такие   куколки развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением   ребенка   в   семье   неразлучная   пара   свадебных   кукол   чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на могучем родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и кукол на плече свадебной пары. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами.  Материалы   и   инструменты:   для   изготовления   куколки   понадобятся цветные льняные нитки, картон шириной 10 см, ножницы. Раньше для   изготовления   кукол   нельзя   было   использовать   колюще­режущие предметы.   А   вместо   картонок   использовали   подручный   материал,   даже пальцы.        Мы с вами станем мастерами – искусниками из древнего русского села. Кукол   мы   будем   делать   из   ниток,   с   помощью   тех,   же   приемов,   что   и старинные   мастера:   цветная   нитка   для   перевязывания   пучков   будет одновременно и украшением. Она изображает ожерелье, поясок и манжеты, которые тоже имели в одежде древнего человека защитный смысл; других украшений мастер не делал. Перед   тем   как   приступить   к   выполнению   работы,   повторим   правила   т/б. Ножницами мы сегодня будем пользоваться крайне мало, но все же. С ножницами не шути,  Зря в руках их не крути. И, держа за острый край,  Другу их передавай. Лишь окончена работа – Ножницам нужна забота:  Не забудь ты их закрыть И на место положить. Ход работы.        Из каких частей состоит кукла? Правильно: туловище, голова, руки, ноги. Сначала   заготовим   пучок   из ниток   для   туловища   куклы.   Для   этого   вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок   нужной   толщины.   Нитку   наматываем   свободно,   чтобы   картонка   нестягивалась; но провисать нитки не должны. Теперь разрежем нитки с одного конца картонки ­ получится пучок нужной нам длины и толщины. Перевяжем в середине этот пучок веревочкой, сюда можно привязать косу, если кукла женского рода. Также веревочкой перевяжите, часть пучка, получаем голову. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку   вдоль   короткой   стороны.   Перевяжите   манжеты   веревочками   на концах пучка. Это будут руки, просуньте этот пучок через пучок­туловище, перевяжите веревочкой снизу, отделяя туловище. Если это кукла женского рода – оставляем ее в платье: пучок ниток свободно свисает, чтобы сделать мальчика разделите нижний пучок на две равные части и свяжите каждую из них   в   низу.   Сделанные   вами   куклы   остаются   вам   на   память,   спасибо   за сотрудничество!