Мастер-класс для родителей "Играем, речь развиваем"
Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
дефектология
Детсад—1 кл
23.03.2017
Данный мастер-класс рассчитан на аудиторию родителей дошкольников и младших школьников. Целью данной разработки является ознакомление родителей с возможными формами и приёмами работы по автоматизации звуков в речи, расширения словарного запаса ребёнка, развитие связной речи в домашних условиях. Показать на практике возможный дидактический и игровой материал. Обратить внимание родителей на значимость логопедических занятий с ребёнком.
Мастер-класс Играем речь развиваем.docx
Мастеркласс для родителей
учителялогопеда Натальи Александровны Сигодиной
«Играемречь развиваем»
С ребенком надо делать все через игру…
Д. Б. Эльконин
Цель: оказывать помощь родителям в организации и проведении занятий в домашних
условиях по развитию речи ребёнка.
Задачи:
расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних
•
условиях;
дать представление об алгоритме работы над автоматизацией звуков;
•
•
обучить практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной,
дыхательной гимнастики, познакомить с речевым материалом по автоматизации поставленных
звуков;
•
ребёнка дома;
сформировать представление о разнообразии методов и приемов по развитию речи
Оборудование: презентация, буклеты для родителей, пособия по развитию
артикуляционного аппарата, речевого дыхания, дидактические игры и упражнения на
развитие звукопроизношения и формирование всех речевых компонентов; методическая
литература.
ПЕРВЫЙ ЭТАП Вступление
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем,
характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у
детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние
общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоциональноволевая сфера,
творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то
затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть
свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подталкиевает к
поиску интересных детям методов и форм в коррекционной работе.
Особое значение в коррекционнопедагогическом процессе воспитания и обучения
детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми нарушениями приобретает
игра, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы
формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дети
отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда или
родителя – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе
коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой.
Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и
взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно
отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а
затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже
знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
ВТОРОЙ ЭТАП Практическая часть
1. Станция. «Артикуляционная гимнастика. Автоматизация звука»
Знакомство родителей с основными правилами работы со звуком, артикуляционными
упражнениями и методические рекомендации к ним.
Игры и упражнения для развития артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
Знакомство родителей с основными параметрами правильного ротового выдоха и
упражнениями, направленными на развитие правильной воздушной струи.
Игры и упражнения по автоматизации звуков.
Как работать со звуком
Проговорите звук совместно с ребенком.
Уточните положение губ, зубов, языка при произнесении данного звука.
Используете ли вы голос при произнесении звука.
Нарисуйте букву, обозначающую этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина.
Придумайте игры со звуком, над которым работали.
Проговорите речевой материал на этот звук.
Методические рекомендации
Внимательно прочитайте описание упражнения артикуляционной гимнастики. Попробуйте
выполнить его перед зеркалом.
Гимнастика проводится ежедневно по 5—10 мин. (Просоночное состояние!)
Упражнения выполняются сидя перед зеркалом.
Каждое упражнение выполняется по 57 раз.
Игровой материал
1.1 Дидактическая игра «Город N» (автоматизация звука)
1.2 Дидактическая игра «Рыбалка» (Дифференциация звуков РЛ)
1.3 Дидактическая игра «Почтальон» (Звуковой анализ слова, определение позиции
звука в слове)
2. Станция «В мире звуков» (фонематический слух)
Фонематический слух – это умение различать звуки. Если это умение не
сформировано, ребенок воспринимает не то, что ему говорят, а то, что он слышит, это не
всегда совпадает со сказанной фразой или словом.
Игровой материал: 2.1 Угадай предмет по звуку.
2.2 «Чечётка» (повтори ритм)
3. Станция «Красиво говорим» (расширение словарного запаса и
формирование связной речи
Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития.
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка
родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций,
подготавливают условия для успешного обучения в школе.
У ребенка в возраст (67лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений
звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.
Возрастает речевая активность: ребёнок не только задает вопросы сам и отвечает на
поставленные вопросы взрослого, но и охотно, и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и
впечатлениях.
Речь считается связной, если для нее характерны:
содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится);
точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и
словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию);
логичность (последовательное изложение мыслей);
ясность (понятность для окружающих);
правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого.
Но при этом воздействие взрослого зависит от активности ребенка в условиях речевой
деятельности. При этом необходимо вести целенаправленную систематическую работу по
обучению рассказыванию с использованием эффективных приемов, способствующих развитию
интереса к данному виду речевой деятельности.
Игровой материал:
3.1 Игра "Только весёлые слова"
Играть лучше в кругу. Ктото из играющих определяет тему. Нужно называть по
очереди например, только «весёлые» слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй:
"Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только «зелёные» слова (например, огурец, ёлка,
карандаш и т. д.), только «круглые» (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
3.2 "Автобиография"
Вначале ктото из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя
предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его
внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь.
Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и
перевоплотиться в какойлибо предмет или явление. Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От
небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе...". (Лампочка).
3.3 Игра «Воздухнебовода» (ассоциативный ряд)
Игра проводится в кругу. Ктото из взрослых называет какоелибо слово, допустим,
"мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это
слово?
Дальше ктото из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок,
услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит
предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?
Мёд пчела боль – больница – таблетки – вода – река и т. д.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП Подведение итогов.
Игра – это всегда эмоции, а там, где есть эмоции, там активность, там внимание и
воображение, там работает мышление.
Таким образом, использование игровых технологий даёт больше возможности для
развития не только речи у детей, но и повышается
речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
обеспечивается психологический комфорт;
дети запоминают большее количество речевого материала;
активизируются высшие психологические функции (память, внимание, мышление
Хочется надеяться, что игры, представленные на мастер – классе, пригодятся Вам в
занятиях с детьми.
Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности.
Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким
победам!
ПОМНИТЕ!
Чем больше ребёнок читает, тем богаче его словарный запас, тем более развита его речь.
Лист обратной связи для родителей. (приложение)
Мастер-класс для родителей "Играем, речь развиваем"
Мастер-класс для родителей "Играем, речь развиваем"
Мастер-класс для родителей "Играем, речь развиваем"
Мастер-класс для родителей "Играем, речь развиваем"
Мастер-класс для родителей "Играем, речь развиваем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.