Мастер-класс «Использование ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе, как средство развития творческих способностей обучающихся
Оценка 5

Мастер-класс «Использование ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе, как средство развития творческих способностей обучающихся

Оценка 5
Субтитры
doc
чтение
2 кл—4 кл
06.01.2017
Мастер-класс «Использование ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе, как средство развития творческих способностей обучающихся
презентация к мастер-классу
мастер - класс Никитина О.В. МКОУ СШ№11.doc

МАСТЕР-КЛАСС

«Использование ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе, как средство развития творческих способностей обучающихся»

(Слайд 1)

 

Ход занятия

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Никитина Оксана Владимировна, учитель начальных классов, рада приветствовать вас на мастер-классе: (Слайд 2)

«Использование ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе, как средство развития творческих способностей обучающихся».

 

- Каждый раз, готовясь к очередному уроку, мы задаем себе одни и те же вопросы:

- Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение?

- Как организовать собственную деятельность и деятельность обучающихся?

- Как развить творческую способность школьников?

 

Вступительная часть

         21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Стандарты второго поколения задают новый вектор развития начального общего образования. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технологических средств.  

- Как вы думаете, чему способствует использование ИКТ на уроках?

- Конечно, вы правы.

 

 Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет: (Слайд 3)

-организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;

- усилить образовательные эффекты;

- повысить качество усвоения материала;

- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- развивать творческую способность обучающихся;

- овладевать практическими способами работы с информацией, позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

 

- А какие информационно - коммуникационные технологии используете вы на уроках литературного чтения и чем они удачны на ваш взгляд?

- Я с вами согласна. А чего вы ожидаете от мастер-класса?

 

-  Я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Маша и медведь» и определить, о каком виде экранных средств пойдет речь в мастер- классе. (Слайд 4)

(Маше скучно. Создать свой мультфильм.)

 

Так и из этого сюжета мы видим, как Миша увлекает Машу творчеством,  увлекательным занятием.

- А можем ли мы на уроках создать с учениками начальных классов фильм?

(Нет. Да, но это кропотливая работа и занимает много времени.)

 - А чем можно заменить создание фильма? (Диафильмом)

- А давайте вспомним, что такое диафильм? (Слайд 5)

- Диафильм - это слайд-шоу, на котором  размещены последовательно кадры какой-нибудь сказки или рассказа. Под каждым кадром обычно находится текст к нему.

- Я думаю, что все на уроках литературного чтения создавали с детьми диафильмы. А какие они у вас получались? (рисованные)  (Слайд 6)

- На уроках литературного чтения, начиная уже со 2 класса,  ребята создают рисованные диафильмы к произведениям. Ну, например, к  произведению А.Курляндского «Ну, погоди!» (показ)

- А с помощью, каких средств учащиеся создают диафильм?   Давайте вспомним и создадим с вами коллаж  с помощью этих средств.  Я прошу выйти от каждой  группы по одному участнику и выбрать картинки, которые помогают детям создать рисованный диафильм.  ( альбом, краски, кисти, ножницы, карандаши, журналы, книга, компьютер, клей, скотч, газета, цветная бумага)

- Я согласна с вами, что все эти средства помогают создать рисованный диафильм.

- А давайте рассмотрим положительные стороны рисованного диафильма.

- Согласна. А недостатки   здесь могут быть?

- В наше время родители очень заняты работой, и поэтому им некогда уделять внимание детям. Для них они покупают компьютеры, и поэтому ученики уже с первого класса хорошо ориентируются в них, пользуются интернетом.

 Развитие творческих способностей при работе с художественными текстами у детей младшего школьного возраста – проблема, которая стала для меня предметом серьезного изучения.  Работа учителя по развитию творческих способностей учащихся начальной школы складывается, из трех качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности.  (Слайд 7)

Во-первых, наблюдательность, речевая и общая активность, общительность, хорошо натренированная память, привычка анализировать и осмысливать факты, воля, воображение. 

Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих само выразиться индивидуальности ученика через различные виды искусства. 

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе конструирования.

 (Слайд 8) Развитию творческого воображения способствуют такие виды творческих работ, как словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста,  инсценирование, составление рассказа о герое, сочинение сказки, составление диафильма.

- Мои ученики принимают участие в городских конкурсах, где раскрывают свое творчество. ( Слайд 9,10,11) В этом году мы приняли участие в городском конкурсе «Открывая книгу – открываешь мир» и заняли призовые места.

- Составить диафильм можно в разных программах, например Movavi Video, Pivot Animator  и в других программах, но я хочу предложить программу доступную для детей младшего возраста.

- Я хочу с вами поделиться приемом создания диафильма, используя компьютер, интернет и программу Power Point.  (Слайд 12)  Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер, используют его как игрушку. Используя компьютер, я объединила учителя, учеников и родителей.

И ставлю перед собой следующие цели: (Слайд 13)

 

Образовательные: 

- учить выполнять основные операции   с помощью программы Power Point;

- сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения, набирать текст на клавиатуре;

- сохранять набранные тексты и редактировать их; устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв;

- искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.

Развивающие: расширять словарный запас детей, развивать творческие способности и кругозор;

Воспитательные: воспитывать у ребенка интерес к предмету, к новому виду деятельности, воспитывать позитивное восприятие компьютера как инструмента творчества, самовыражения и развития.

 -  Создание диафильма — непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, звукооператор. Перед тем как начать работу над созданием диафильма мы с ребятами   искали в  толковом словаре значение  этих слов.

- Я предлагаю и нам вспомнить, какую работу выполняет каждая профессия для создания диафильма. Возьмите файл №1, где находятся названия профессий и их определения и соотнесите их. (Слайд 14-15)

 

Кинорежиссер

Руководящий участник процесса создания фильма, отвечающий за художественную и сценическую составляющие картины.

Сценарист

  Сочиняет оригинальный сюжет или же адаптирует существующий для съёмки фильма. 

Художник-постановщик

Переводит сценарий (литературную основу фильма) в изобразительный ряд. Разрабатывает эскизы, чертежи декораций, мебели, подбирает реквизит, помогает  в изготовлении декораций.

Звукооператор

Осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.

Редактор

Работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание в соответствии с требованиями определённого жанра, готовит к печати издание. 

Монтажёр

Соединяет  отдельные фрагменты в исходное   композиционно целое произведение.

Субтитр

 Текст, который отображается на экране в любой момент просмотра. Отражена, прежде всего, речь людей и персонажей в кадре, но иногда, таким образом, отображаются дополнительные комментарии. Обычно субтитры оформляют как текст, написанный шрифтом среднего размера и расположенный в нижней части экрана. 

 

- После этой работы, обучающиеся делятся на группы и распределяют роли. Я предлагаю выполнить и вам эту работу. (Бейджики с профессиями )

- Прежде чем создавать диафильм  учащиеся уже 3 класса умеют: (Слайд 16)

-определять тему и главную мысль произведения;

-характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;

-выявлять авторское отношение к персонажам;

-выделять эпизоды из текста;

-озаглавливать иллюстрации и эпизоды;

-составлять картинный план;

-ориентироваться в произведении;

-графически иллюстрировать прочитанное и др.

Сформированность данных умений позволяет работать над созданием диафильма.  (Слайд 17)

Цель составления диафильма – создание творческой интерпретации текста.

(Слайд 18-19)

- У каждой группы на столе лежит текст Константина Ушинского «Жалобы зайки», по которому мы сегодня будем создавать диафильм. Прочитайте его и поработайте коллективно над сценарием по плану-памятке, кратко описывая изображение  каждого слайда. Давайте договоримся, что не более пяти кадров.

 

№ кадра

Изображение

Субтитр

Заставка

Зайка, название произведения, автор 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концовка

 

 

 

 

- При создании кадров диафильма используем программу Power Point . Чтобы создать   диафильм, для этого нужны были легко узнаваемые повторяющиеся объекты, пейзаж. Поэтому я решила научить детей операциям   копирования и вставки изображения.

Используя  Интернете нашли картинки  с изображением животных, пейзаж и декорации, скопировали  и сохранили их в папку. Вот такую папку  мы уже приготовила для вас, картинки анимированные. 

1)    Посмотрите на рабочий стол в компьютере, найдите папку, которая называется «Для диафильма», откройте её и рассмотрите  картинки.

2)    Теперь откройте программу Power Point . Первый слайд мы создадим с вами вместе. Посмотрите на свою заполненную карточку, что у вас должно быть изображено на этом кадре. Подумайте, в какое время года зайка будет жаловаться на свою судьбу.  Выберите понравившийся пейзаж, скопируйте ее правой кнопкой мышки. Теперь разместите ее на первый слайд и растяните  ее. Это  фон.

3)    Теперь выбираем героя – зайчика. Не забывайте, какого цвета шкурка   должна быть  у него. Выполняем туже работу.

4)     Теперь, посмотрите на панель инструментов, найдите вставку, нажмите на неё. Переместите на кадр и напечатайте автора. Дальше работаем над шрифтом и цветом. Та же работа проходит над названием текста.

5)    Создаем новый кадр, пользуясь заполненной таблицей, не забывая ваши роли. Время 15 минут. Не забываем, что нужно внизу писать титры.

6)    Можно озвучить диафильм, пользуясь записью звука. (показ)

7)    Защита проектов. Демонстрация диафильмов.

 

- Пользуясь этой программой, дети оформляют свои творческие работы. (показ) (Слайд 20-22)

 

Заключение. (Слайд 23)

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.  

 Спасибо вам за помощь.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Дает корова молоко».

Век XXI- век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны! (Слайд 23)

Рефлексия.

 

- Я предлагаю вам высказать  свое мнение с помощью цифр, используя веер. Вы должны поднять ту цифру, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем мастер-классе. Но сначала давайте прослушаем фразы к каждой картинке.

- Большое спасибо за участие! Я думаю, что мастер-класс, сегодня прошёл не зря, может кто-то вспомнил, а кто-то  научился чему-то новому, но я рада, что вам понравилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая деятельность может развиваться при работе над составлением рисованного диафильма. Рисование раскадровки используется в разных целях, ведь в общем смысле раскадровка – это изложенная в последовательности расположенных кадрах-картинах некоторая история или текст. Рисование раскадровки может носить и более творческий характер, если прочитать детям небольшое литературное произведение и попросить их самостоятельно передать содержание этого рассказа или стихотворения в раскадровке. Перед детьми встает задача создания зрительного ряда: им надо представить и место действия, и облик героев, изобразить те предметы, которые фигурируют в повествовании. Каждая группа, создавая отдельные кадры, знает, что выполняет часть общей работы всего коллектива, значит, следует ответственно подходить к выполнению задания. На создание кадров уходит от 2 до 5 минут (при условии, что группа состоит из 4-5 человек). Когда диафильм будет создан ,   то все они демонстрируются. Этот текст или пишется под ним или просто запоминается тем ребенком (несколькими детьми), который потом будет его читать. Заглавие диафильма, автор текста, художники-иллюстраторы указываются в специальных титрах или просто озвучиваются. Но ведь диафильм сопровождается словами. Ученики, конечно же знают какой текст будет за кадром.. Появление кадра обсуждается зрителями, т.е. дети сами решают, отражает ли созданный кадр их общий авторский замысел, верно ли подобраны оттенки и передано настроение героев. Происходит в какой-то степени защита проекта. Собственно диафильм готов.  

 

 

 

 

 

 

 

 Используя ИКТ в учебном процессе, учитель организовывает разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, делает активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные  эффекты.


МАСТЕР-КЛАСС «Использование ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе, как средство развития творческих способностей обучающихся» (Слайд 1)

МАСТЕР-КЛАСС «Использование ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе, как средство развития творческих способностей обучающихся» (Слайд 1)

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет: (Слайд 3) -организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями; - активизировать познавательную деятельность учащихся; -…

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет: (Слайд 3) -организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями; - активизировать познавательную деятельность учащихся; -…

Нет. Да, но это кропотливая работа и занимает много времени

Нет. Да, но это кропотливая работа и занимает много времени

Во-первых , наблюдательность, речевая и общая активность, общительность, хорошо натренированная память, привычка анализировать и осмысливать факты, воля, воображение

Во-первых , наблюдательность, речевая и общая активность, общительность, хорошо натренированная память, привычка анализировать и осмысливать факты, воля, воображение

Развивающие: расширять словарный запас детей, развивать творческие способности и кругозор;

Развивающие: расширять словарный запас детей, развивать творческие способности и кругозор;

Субтитр Текст, который отображается на экране в любой момент просмотра

Субтитр Текст, который отображается на экране в любой момент просмотра

Изображение Субтитр

Изображение Субтитр

Та же работа проходит над названием текста

Та же работа проходит над названием текста

Век XXI - век открытий, Век инноваций, новизны,

Век XXI - век открытий, Век инноваций, новизны,

Творческая деятельность может развиваться при работе над составлением рисованного диафильма

Творческая деятельность может развиваться при работе над составлением рисованного диафильма

Используя ИКТ в учебном процессе, учитель организовывает разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, делает активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, позволяет повысить качество учебного материала…

Используя ИКТ в учебном процессе, учитель организовывает разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, делает активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, позволяет повысить качество учебного материала…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017