Мастер- класс «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках в начальной школе как средство развития познавательного интереса младших школьников»
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Мастер- класс «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках в начальной школе как средство развития познавательного интереса младших школьников»

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Руководства для учителя
docx
информатика +1
Взрослым
11.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Мастер класс.docx
Мастер класс «Использование информационно – коммуникационных  технологий на уроках в начальной школе как средство  развития познавательного интереса младших школьников» Цель: познакомить преподавателей с опытом работы по активизации познавательной  деятельности младших школьников путем использования ИКТ – технологий,  формировать у преподавателей представление о простых приемах работы  со Smart  Board; о целесообразности использования интерактивной доски в образовательном  процессе «Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, ­ я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда» Древняя мудрость Эта древняя  мудрость, на мой взгляд, очень точно отражает те требования, которые  предъявляются к современному уроку в условиях реализации Федерального   Государственного Образовательного Стандарта.  А сегодня эти слова станут эпиграфом к нашему занятию. Обучение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача  педагога состоит в том, чтобы включить каждого обучающегося в деятельность,  обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей –  познавательные мотивы. Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу  и самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современного  образования. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от  сформированности у обучающихся познавательных интересов. Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм,  методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно  достигаются в традиционном обучении Основные приемы активизации познавательной деятельности обучающихся: 1.Создание на уроке учебной проблемной ситуации. 1 2.Использование тестов. 3.Практические работы. 4.Использование опорных схем. 5.Использование информационных технологий. 6.Использование здоровье сберегающих технологий. 7.Использование исторического материала. Сегодня я остановлюсь на информационно – коммуникационных технологиях Предлагаю вам сыграть со мной в детскую игру «Верю ­ не верю» 1) Верите ли вы, что задача современного учителя сформировать у обучающегося  потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний? 2) Верите ли вы, что школьникам на уроке предлагается осваивать огромное  количество информации? 3) Верите ли вы, что возможно использование только традиционных методов  обучения для реализации современных задач образования? 4) Верите ли вы, что телевидение, компьютерные технологии  оказывают большое  влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира? 5) Верите ли вы, что компьютерные технологии могут полностью заменить живое  слово учителя? 6) Верите ли вы, что компьютер может облегчить труд учителя, заинтересовать  детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала? 7) Верите ли вы, что учителю нет необходимости использовать информационно­ коммуникационные технологии на уроке?  Компьютер уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Наступило время, когда  без него нельзя представить себе и общеобразовательную школу. Быстрое  развитие компьютерных  технологий и мультимедийных средств заставляет  учителя, использовать все это многообразие на уроках. Информационные  технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы учеников, дают большие возможности  для творчества учеников и педагога, позволяют реализовывать новые формы и  методы обучения. При организации учебного процесса информационные  технологии становятся средством активизации познавательной деятельности  учащихся  и достижения ими более высоких образовательных ресурсов. При  этом  одновременно решается проблема устранения перегрузок учащихся Рассмотрим все вышесказанное на практике. Я предлагаю выполнить вам  задание. Необходимо распределить слова в 2 группы: 1. Слова с орфограммой «Безударные гласные в  корне слова» 2. Слова с орфограммой «Парные согласные в корне  слова» Один человек работает на интерактивной доске занятие «Вихрь», 2 а другой записывает слова в два столбика на доске. Вкус, мячи, шкаф, река, юбка, вода,  снег, ряды, порт, зима, шкаф,  молоко, ёрш, трава, шапка, число ­ Кто справился быстрее с заданием? (на ИД) ­ Какой вид работы был наиболее интересным? (на ИД) ­ А какое задание наиболее функционально с точки зрения учителя? С какой  группой слов можно продолжить работу? ( со словами, которые записаны на  доске) ­ Как решить эту проблему? Сделать задание интересным и более  функциональным и при этом сэкономить время на уроке? Предлагаю вам  составить занятие на интерактивной доске, которое позволит решить эту   проблему.  Выполнить группировку объектов, и в дальнейшем продолжить  работу с созданными группами. Перед вами слайд для создания занятия в программе Smart. Для экономии  времени я уже расположила необходимые картинки и надписи на слайде.  Это делается также как и в программе Power Point. Иллюстрации  загружаются через вкладку «Вставка». Текст вставляем выбирая на панели  инструментов знак «Текст». Далее открываем вкладку «Конструктор занятий», выбираем объект,  который хотим сделать объектом занятия. Выбираем «Правка» на объекте  появятся горизонтальные линии. Слева во вкладке объекты перетащить  объекты в область принять или отклонить. Во вкладке «Параметры»  выбираем параметры анимации. Для объектов, которые приняты – нет  анимации, для объектов, которые отклонены – вернуть назад. Нажимаем  кнопку «Готово». Теперь выбираем второй объект занятия и повторяем все  операции.   ­ В какой последовательности выполняем действия?  Мы составили алгоритм. Пользуясь алгоритмом выполните все операции со  вторым объектом. Занятие готово.  Распределите теперь слова в 2 группы.  ­ Какие задания можно предложить выполнить с этими группами слов? ­ На каких еще уроках можно использовать такой вид работы? Такие задания можно выполнять не только на интерактивной доске, но и на  компьютере, проецируя на экран, если установить на компьютер  программное обеспечение Smart. Только все передвижения придётся  выполнять мышкой на компьютере. Можно организовать индивидуальную  работу на ноутбуках. 3 Еще мне хотелось бы показать наиболее интересные, на мой взгляд,  возможности использования презентации Power Point при работе на  интерактивной доске Презентация «Путешествие по природным зонам России» Слайды на этой презентации соединены гиперссылками. Управлять слайдами и объектами можно прикосновениями на ИД Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели  поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. При использовании  компьютера на уроке, информация представляется не статичной неозвученной  картинкой, а динамичными видео ­ и звукорядом, что значительно повышает  эффективность усвоения материала. Использование ИКТ возможно на разных этапах урока. Например такой  мультфильм можно использовать на этапе целеполагания. (Урок  окружающего мира 2 класс «Значение воды для всего живого на земле. Загрязнение  водоемов») м/ф «Капля» Посмотрите видеофрагмент и скажите, к чему он призывает людей? Почему нужно охранять воду? Сейчас огромные возможности для активизации познавательной деятельности  открывает сеть Интернет. Например: при изучении темы «Воздух. Состав  воздуха» можно предложить детям просмотр  видеоролика «Если на планете 5 секунд не будет кислорода» Литературное чтение На уроке литературного чтения в 4 классе изучается произведение Антуана де Сент  Экзюпери «Маленький принц». Предлагаю ребятам такую форму работы. Прослушивание отрывка из сказки «Маленький принц» ­Далее детям задаются вопросы: ­ Как вы думаете. Почему автор  так серьезно отнесся к проблеме баобабов? Не  подразумевает ли он под баобабами нечто важное, имеющее отношение  к человеку?  Что именно? 4 ­ Конечно же, под баобабами подразумеваются не сами деревья, которые наносят  вред маленькому астероиду. Речь идет о загрязнении нашей планеты. И об  обязанности каждого человека следить за порядком на планете. А начинать, конечно  же, стоит со своего дома, двора, улицы. Не нужно забывать, что инфомационно – коммуникационные технологии  подразумевают не только работу с компьютером и в сети Интернет, а это еще  и умение извлечь необходимую информацию из различных источников. А это  работа с диаграммами, таблицами, текстами. Отличным,  на мой взгляд,   приемом являются КОМПЕТЕНТНОСТНО­ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ,  которые  развивают способность ставить и решать познавательные задачи,  осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации,  позволяют проявлять умение создавать личностно­значимые продукты  познавательной деятельности.  У вас на столах в конвертах лежат примеры таких  заданий. Я предлагаю вам их выполнить. Математика  Выступление группы №2 Решите задачу. Задачи экологического характера использую на уроках математики. Задачи экологического характера помогают глубже проникнуть в тайны  природы, являются дополнительным материалом для расширения кругозора  учащихся. Пользуясь диаграммой, ответьте на вопросы. Год 250 200 150 100 50 0 Вид мусора Консервная банка Батарейка Пластиковая бутылка Полиэтиленовая пленка Жевательная резинка Резиновая покрышка Сколько времени потребуется, чтобы полностью разложились: ­ пластиковая бутылка __180___ ­ жевательная резинка_100____ 5 ­ полиэтиленовая пленка__200__ ­ батарейка _110___ ­ консервная банка__10__ ­ резиновая покрышка __80__ Расположите полученные числа в порядке убывания. ___200.   180,   110.  100,   80, 10 _ Используя   материал   для   справок,  впиши     в  таблицу   названия   деревьев   в порядке возрастания средней продолжительности их жизни. Для справок: береза  ­150 лет, дуб – 7 веков, ель – 5 веков, ольха – 70 лет, осина – 1 век, пихта – 3 века, ясень – 300 лет, сосна – 400 лет,  учитывая условие,  что средний возраст дерева  больше или равен 100 годам, но меньше 500 лет. Лиственные  Название  ольха осина береза ясень дуб Средний возраст 70 лет 1 век 150 лет 300 лет 7 веков Хвойные Название  пихта сосна ель Средний возраст 3 века 400 лет 5 веков ­ Это еще одна форма работы, которая позволяет формировать навык  учащихся по работе с таблицами и диаграммами. При наличии в классе компьютера строить диаграммы и заполнять таблицы  можно в электронном виде. ­ Чему учились на сегодняшнем занятии? ­ Где вам могут пригодиться эти знания? Спасибо за внимание! 6
скачать по прямой ссылке