Мастер-класс "Как хорошо уметь читать"
Оценка 4.9

Мастер-класс "Как хорошо уметь читать"

Оценка 4.9
Лекции +1
doc
чтение
3 кл
20.01.2017
Мастер-класс "Как хорошо уметь читать"
Публикация является частью публикации:
Как хорошо уметь читать.doc
Мастер­класс «Как хорошо уметь читать!» Как хорошо уметь читать!  Не надо к маме приставать,  Не надо бабушку трясти:  "Прочти, пожалуйста, прочти!"  Не надо умолять сестрицу:  "Ну, прочитай еще страницу".  Не надо звать,  Не надо ждать,  А можно взять  И почитать! Итак, я начинаю мастер­класс «Как хорошо уметь читать!» Кто не помнит эти замечательные строки Валентина Берестова. Восклицание. что значит  хорошо уметь читать? И КАК этому научить? В программе «Чтение и начальное литературное образование» образовательной системы «Школа 2100» в пояснительной записке говориться: Цель  уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.  Грамотный   читатель   в   нашем   понимании   –   это   человек,   у   которого   есть   стойкая привычка   к   чтению,   сформирована   душевная   и   духовная   потребность   в   нем   как   средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Интерес к самому  процессу чтения  тесно связан  с его мотивированностью.  Как  же сделать   чтение   мотивированным?  Как  реализовать  принцип   идейно­художественной значимости для ребенка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? Размышляя над проблемой учебных успехов и неудач наших детей, все чаще приходишь к выводу, что, перефразируя знаменитое "счастье – это когда тебя понимают",  на Ученическое счастье – это когда ты понимаешь.  Ведущим методом обучения литературному чтению становится анализ художественного произведения, в процессе которого младшие школьники овладевают читательскими умениями. При работе с художественными текстами я использую  метод творческого и объяснительного чтения,   направленность   которого   выражается,   прежде   всего,   в   стремлении   сделать   чтение актом   сотворчества   с   создателем   текста.   Ведь   истинное   чтение   ­   это   чтение,   которое,   по словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Наиболее трудным является анализ стихотворений. Обратимся к стихотворению С. А. Есенина «С добрым утром!» (по программе 3 класс, 1 семестр),  и   на   его   примере   я   попытаюсь   вам   показать   применение  метода   творческого   и объяснительного чтения, а результат вы увидите в конце мастер­класса. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» Уже из названия стихотворения нам понятно, что речь в нем пойдет о наступлении утра. Общее   ощущение   утра   действительно   остается   у   нас   в   душе   от   этих   строк.   Но   каждая конкретная   строка   порой   ставит   детей   в   тупик.   Постараемся   разобраться   в   есенинских образах.  «Задремали звезды золотые...» — метафора: ночью яркие звезды живут своей жизнью, а к утру, на рассвете, они начинают гаснуть, будто дремлют.  Эпитет «золотые» не только указывает нам на цвет звезд, но одновременно передает их ценность, эмоционально окрашивает первую строку.   Затон — вдавшийся в берег речной залив.  «...Задрожало   зеркало   затона...» — метафора:   затон   в   этом   стихотворении представляется нам круглым, как круглое, на ручке зеркальце русской красавицы, в которое смотрится природа. Когда вода затона неподвижна, она отражает мир, как зеркало. Но вот подул легкий утренний ветерок, и вода слегка заколыхалась.  Заводь — небольшой залив в реке или озере с замедленным течением. Брезжит — рассветает, чуть светиться. «...Брезжит   свет   на   заводи   речные...» — рассвет   только   начинается,   небо   едва окрасилось светом зари, берега еще темны, но вода отражает этот свет, умножая его. Обратим внимание на точное употребление глагола. «...И румянит сетку небосклона» — глагол румянит словно бы намекает нам на то, что заря — прекрасная   румяная  девушка,  таким   образом  Есенин  олицетворяет   зарю.  Почему  в строке   возникает   метафора   «сетка   небосклона»?   Какой   образ   можно   представить?   Есенин рыбачил на Оке, и он мог вообразить себе ночное небо огромной сетью, в которой золотые звезды — как узелки, между которыми натянуты нити­лучи. Этой сеткой небо ловит утреннюю зарю. Прочитать 1 строфу. Следующая строфа показывает нам новый этап утра: поэт переводит взгляд на берег, где уже посветлело. Солнце поднимается над горизонтом: Улыбнулись   сонные   березки, Растрепали   шелковые   косы. Шелестят   зеленые   сережки, И горят серебряные росы.       «Улыбнулись сонные березки...» — олицетворение, эпитет «сонные» усиливает созданный при помощи глагола образ. «...Растрепали шелковые косы» — широко распространенная в устном народном творчестве метафора, представляющая нам длинные ветви берез косами девушек.  «Шелковые» — устойчивый   эпитет,   использующийся   в   фольклоре,   например   травы шелковые. «Шелестят зеленые сережки...» — поэт помогает нам рассмотреть детали. Сначала мы видим весь небосклон, любуемся целой картиной, затем начинаем рассматривать внимательно все то, что дорого поэту. «Зеленые сережки» помогают нам ясно представить себе начало лета. С другой   стороны,   сережки — слово   многозначное,   это   не   только   соцветие   в   виде   кисти мелких   цветов,   но   и   излюбленное   женское   украшение.   Эта   многозначность   помогает   нам укрепить   сравнение   березки   с   девушкой,   а   следующая   строка   подсказывает   нам   образ огнем. драгоценных горящих камней, на         солнце         «...И   горят   серебряные   росы» — кто   видел,   как   переливается   роса   в   момент   восхода солнца,   тот   никогда   не   забудет   этого   зрелища.   Но   почему   поэт   использует   эпитет «серебряные»? Когда солнце еще не осветило травы, роса кажется дымчатой, белой, холодной, унизывает тонкие пушистые волоски растений, как ювелиры унизывают украшения маленькими шариками серебра. Но вот взошло солнце, и в каждой росинке зажглась радуга. Прочитывается 2 строфа. У   плетня   заросшая   крапива Обрядилась ярким перламутром И,   качаясь,   шепчет   шаловливо: «С добрым утром!» Последняя строфа показывает нам, как обычная, всем надоевшая крапива, на которую никто не обращает внимания, вдруг превращается в чудесное растение, которое дарит поэту ощущение   не   всегда   доступной   человеку,   но   прекрасной   жизни   природы.   Сам   человек сливается с миром, чувствует свое единство с небом, водой и растениями:        Плетень — изгородь из сплетенных прутьев и ветвей. Перламутр — ценное   вещество   с   переливчатой   окраской,   составляющее   твердый внутренний слой некоторых раковин. «...Обрядилась   ярким   перламутром...» — метафора   (поэт   сравнивает   капли   росы   с перламутром). «…шепчет шаловливо…» ­ как шепчет и почему? – радуется поэт новому дню.  музыку и представьте себе картинку.

Мастер-класс "Как хорошо уметь читать"

Мастер-класс "Как хорошо уметь читать"

Мастер-класс "Как хорошо уметь читать"

Мастер-класс "Как хорошо уметь читать"

Мастер-класс "Как хорошо уметь читать"

Мастер-класс "Как хорошо уметь читать"

Мастер-класс "Как хорошо уметь читать"

Мастер-класс "Как хорошо уметь читать"

Мастер-класс "Как хорошо уметь читать"

Мастер-класс "Как хорошо уметь читать"
Скачать файл