«Только успех поддерживает интерес ученика к учению». К.Д. Ушинский
«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения».
В.А. Сухомлинский
Детство – важнейший период человеческой жизни.
И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Детство начинается с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель.
Призвание учителя
есть призвание высокое и благородное.
Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот,
у кого есть внутренняя уверенность в том,
что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко
и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Л.Н.Толстой
Традиционная практика контрольно-оценочной деятельности
педагог выступает в качестве единственного контролера и оценщика на уроке, а учащиеся и их родители не обладают такими полномочиями;
осуществляется оценка только результатов обучения, а сам процесс усвоения знаний остается без внимания;
значительный объем времени на уроке тратится на контроль;
содержание контроля в большинстве случаев не афишируется;
используется рейтинговая либо бальная система оценок;
оценка часто используется как средство оказания давления на учащихся.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
выступают в качестве регуляторов деятельности человека
предоставляют информацию об успешности протекания процесса
предоставляют информацию о наличии каких-либо сложностей
Традиционный подход к контролю знаний характеризуется множеством отрицательных последствий, поэтому в современной школе необходимо сделать так, чтобы оценки являлись стимулом развития мышления, способствовали повышению активности и успеваемости учащихся.
Федеральные государственные стандарты образования предполагают переосмысление:
педагогической деятельности;
оценочной практики.
В соответствии со Стандартом предполагается использование системы оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы на каждом уровне.
ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ОЦЕНИВАНИЯ
тестирование
модульная система оценки качества знаний
рейтинговая система оценки качества знаний
мониторинг качества знаний
учебное портфолио
Активная оценка включает следующие смыслы
рефлексия;
обучающая оценка;
размышление над процессом обучения;
осмысление результатов своей деятельности;
оценка, которая позволяет лучше учиться и улучшает процесс учения-обучения;
оперативная оценка;
бальная и вербальная оценка;
самооценка и взаимооценка;
применяемые методы обучения;
средство обратной связи педагог-учащийся;
представление информации, которая помогает учащимся лучше учиться;
перманентная оценка и оценка, которая сопряжена с мониторингом качества обучения;
участие учащихся в оценке хода работы и достигнутых результатов.
ребенок постоянно видит собственные успехи;
дети видят свои ошибки и осуществляют работу над ними;
ребенок может управлять личным обучением и собственной деятельностью;
ребенок понимает, в каком направлении он двигается;
ребенок знает, что ждет его дальше и не боится ошибаться;
у педагога изменяется представления о своей роли и роли ученика в процессе обучения.
Преимущества использования
методики активной оценки
ребенок постоянно видит собственные успехи;
дети видят свои ошибки и осуществляют работу над ними;
ребенок может управлять личным обучением и собственной деятельностью;
ребенок понимает, в каком направлении он двигается;
ребенок знает, что ждет его дальше и не боится ошибаться;
у педагога изменяется представления о своей роли и роли ученика в процессе обучения.
Преимущества использования
методики активной оценки
обеспечение более качественного планирования:конспект, план, реферат, технологическая карта урока обладают потенциалом обратной связи;
создание возможности отслеживать процесс обучения: задается соответствующий инструментарий;
оказание эмоционального воздействия на ребенка: обратная связь является мотивирующим фактором;
формирование адекватной самооценки у учащихся;
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ПРИМЕНЕНИЕ
АКТИВНОЙ ОЦЕНКИ
создает в классе благоприятную и дружескую атмосферу
усиливает у детей ощущение собственной значимости
повышает мотивацию
к обучению
повышает уровень самостоятельности учащихся
создает условия для сотрудничества между педагогом и учащимися
приобщать учеников к целям занятия;
понимать то, чего он (педагог) хочет достичь на занятии;
акцентировать внимание обучающихся на том, для чего им будут нужны приобретенные знания;
акцентировать внимание обучающихся, на что следует обращать внимание в процессе работы;
систематически осуществлять проверку степени достижения поставленных целей;
оказывать помощь обучающимся в проведении оценки своей деятельности и достижения поставленных в начале занятия целей.
Активная оценка и педагог
знает, зачем и чему он должен научиться;
знает, на каком этапе освоения материала он находится в данный момент;
педагог акцентирует внимание на том, что ребенок сделал хорошо, а чему еще должен научиться;
регулярно самостоятельно осуществляет контроль и оценку своей деятельности и достигнутых результатов;
на основании самоконтроля и самооценки осуществляет работу над ошибками и развивает собственную деятельность;
отвечает за достигнутый прогресс в учении;
использует знания и умения своих одноклассников.
Активная оценка и учащийся
ЭЛЕМЕНТЫ
АКТИВНОЙ ОЦЕНКИ
цели урока
критерии достижения обозначенной цели
ключевой вопрос
техника постановки вопросов
самооценка
взаимооценка
организация обратной связи
ЦЕЛИ УРОКА
Элементы активной оценки
цели определяет и формулирует педагог;
формулировка целей должна быть понятна детям;
привлечение детей для определений учебных целей;
принятие цели урока каждым обучающимся как собственной значимой цели;
правильно поставленная цель урока позволяет учащимся точно знать, что и как предстоит делать;
дети совместно с педагогом в конце урока определяют, чему им удалось научиться.
КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
предоставление информации об уровне достижения цели урока;
учащийся узнаёт о требованиях, предъявляемых к результатам изучения темы, перед началом ее изучения;
ребёнок самостоятельно отслеживает свои успехи, определяя, что он уже изучил и над чем должен поработать;
увеличивается ответственность и самостоятельность ребёнка;
озвучивание требований перед изучением темы делает открытым процесс обучения.
Элементы активной оценки
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
В работах ставится не балл, а отзыв относительно выполненной работы, комментарии в устной или письменной форме.
Обратная информация содержит три обязательных элемента:
положительные аспекты работы учащегося;
что требует исправления;
как следует выполнить исправления.
Элементы активной оценки
Каждый ребенок получает информацию о том, что делать дальше:
«слабый» узнает, над чем и каким образом работать, чтобы усовершенствовать умения и навыки и усвоить материал;
«сильный» получает еще более интересное и сложное задание, которое может выходить за рамки программы.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Элементы активной оценки
Обратная информация может исходить:
от педагога;
от другого учащегося:
задача педагога – подготовка группы учащихся к применению взаимной оценки;
учащиеся должны четко знать о принципах изложения обратной информации;
дети должны помнить о том, что, подавая обратную информацию, они обращаются к критериям успеха;
от самого обучающегося.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Элементы активной оценки
КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС
направлен на развитие познавательной деятельности;
способствует активизации мышления;
учащиеся открывают более широкий контекст проблемы;
побуждает детей искать ответы и более активно участвовать в процессе обучения.
Элементы активной оценки
Педагогу следует помнить, что ребенок может поправить выполненное задание с помощью педагога или, сравнив свою работу с образцом, осознать, что он усвоил, а что нет. На этом принципе основывается самооценка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.