Представленный материал носит информационный характер и направлен , прежде всего , на знакомство аудитории с такой формой работы , как мастер -класс. Определено место данной формы работы , как одного из вариантов взаимодействия с родительской общественностью дошкольников с целью передачи знаний и умений.файл представляет собой текстовый документ из 9 страниц, из которых 1 страница - титульный лист и 8 страниц непосредственно информационный материал .
Мастер класс как современная форма работы с
родителями дошкольников
Ключевые слова: мастеркласс, образование, педагог и др.
Расскажи, и я забуду.
Покажи, и я запомню.Дай попробовать, и я пойму.
Древняя китайская мудрость
Мастеркласс – это понятие мы встречаем все чаще и чаще: на телевидении,
радио, в различной литературе… Мастерклассы одинаково успешно
проводят во многих областях человеческой деятельности: в сфере
декоративноприкладного искусства и дизайна, в сфере пищевой индустрии, в
сфере экономики и бизнеса. В последнее время о мастерклассе все чаще
стали говорить и в области образования.
Педагог за ограниченное количество времени пытается продемонстрировать
свой профессионализм, показать особенности своей методики и обучить ей.
Все это и многое другое выдвигает сегодня мастеркласс в ряд особо
приоритетных, перспективных и оригинальных способов передачи
знаний.
Для более глубокого изучения данной формы работы представляется
необходимым обратиться к происхождению и определению
слово «мастеркласс» происходит от
основополагающего понятия:
английского master – лучший в какойлибо области и class – занятие, урок
Появившись в русском языке, данное понятие почти сразу получило самое
широкое значение. В литературе возникли десятки определений, в которых
наиболее часто мастерклассом называют семинар, проводимый специалистом
в какойлибо области знаний.
Ключевые же свойства педагогического мастеркласса, на мой взгляд,
отражены в следующем его определении.
Мастеркласс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена
опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является
демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания
при активной роли всех участников занятия .
Обобщая представленное выше определение, можно заметить, что мастеркласс преимущественно отвечает на вопрос «как?», при этом значительно
сокращается словесное изложение темы, а в центр обучения выносится
демонстрация методов, приемов профессионального мастерства.
Специалисты по интенсивным технологиям считают мастеркласс
эффективной формой обучения. Однако тому, как обеспечить проведение
мастеркласса на качественно высоком уровне, тем более в образовательной
сфере, к сожалению, на сегодняшний день, почти никто не обучает.
Цель моего выступления
формирование у педагогов комплекса
компетенций в области организации и проведения мастеркласса в
образовательной сфере.
Итак, мастеркласс – это форма занятия, в которой сконцентрированы
такие характеристики:
вызов традиционной педагогике;
личность учителя с новым мышлением;
не сообщение новых знаний, а способ самостоятельного их построения с
помощью всех участников занятия;
плюрализм мнений;
Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие особенности мастер–
класса, а именно:
1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся
стереотипы.
2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий
провести обмен мнениями.
3. Создание условий для включения всех в активную деятельность.
4. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание
различных ситуаций.
5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и
участников мастеркласса.
6. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не
навязываться участникам.
7. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
8. Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный
поиск.Следует обратить внимание при подготовке мастеркласса на то, что в
технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а
передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или
технология. Передать продуктивные способы работ – одна из важнейших
задач для Мастера. Позитивным результатом мастеркласса можно считать
результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими
способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к
самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно
технологически сложный процесс с определенными требованиями к его
организации и проведению.
Требования к организации и проведению мастеркласса
Мастеркласс как локальная технология трансляции педагогического опыта
должен демонстрировать конкретный методический прием или метод,
методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен
состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для
решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания
участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути
исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.
Мастер– класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по
предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления
знаниями других участников.
Основными элементами технологии проведения мастер – класса,
методическими приемами является индукция, самоконструкция,
социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое
конструирование знания, рефлексия.
Индукция. Системообразующим элементом мастер – класса является
проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность
каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка,
воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чемто загадочное
и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное
психическое – вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в
процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний
о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен
занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов;
представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним,
определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через
период незнания прийти к открытию, присоединить к имеющемуся знаниюновое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная
ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями,
которые он может вызвать у участников.
Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога
вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно,
нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию этой
потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть
личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении,
эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в
процессе мастеркласса должен стремиться реализовать все эти потребности,
но приоритет отдается развитию потребности саморазвития.
Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направит действия на
создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли,
что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы –
необходимое средство для стимулирования интереса.
Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста,
рисунка, проекта.
В технологии проведения мастеркласса обычно используется определенный
алгоритм поиска решения педагогической проблемы.
Примерный алгоритм проведения мастеркласса:
выделение проблемы
панель
объединение в группы для решения проблемы
работа с материалом
представление результатов работы
обсуждение и корректировка результатов работы
Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он
дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме,
для решения которой и проводится мастеркласс. В ходе обмена мнениями у
участников мастеркласса могут возникнуть мысли как в поддержку
высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит
уточнение и корректировка формулировки проблемы мастеркласса.
Важнейший элемент технологии мастеркласса – групповая работа (малые
группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, поинициативе участников). Мастер может корректировать состав групп,
регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств
участников (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность,
лидерство и т.д.) Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит
придумать способ их решения. Причем, участники свободны в выборе метода,
пути поиска, темпа работы. Каждому предоставлена независимость, в выборе
пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив.
Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление,
сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств,
иными словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в
отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные
способности всех участников мастеркласса, дает им возможность
самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные
способы познания каждого педагога.
Афиширование – это представление результатов деятельности участников
мастеркласса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов и др.)
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова “озарение”,
“инсайт”, “понимание”. Понимание различное: себя, других, приема, метода,
технологии. Разрыв – это внутреннее осознание участником мастеркласса
неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний
эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску
ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в
других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а
здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера,
коллеги, участника мастеркласса. Такой же процесс можно наблюдать в
лабораториях ученого, исследователя, когда длительный поиск приводит их
не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному
пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений,
возникших у участников в ходе мастеркласса. Это богатейший материал для
рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер
класса, для дальнейшей работы.
В форме мастеркласса можно продемонстрировать:
программу (сложный, долговременный путь); отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности
педагог;
методы работы;
4.инновационные моменты деятельности;
Формы:
Лекция.
Практическое занятие.
Интегрированное занятие (лекционнопрактическое).
Например:
Т – П – Т
Теория – практика – теория.
Цель 1 (теоретического) этапа: осветить авторскую программу.
Цель 2 (практического ) этапа: показать формы и методы осуществления
программы ( показать работу, а не результат работы)
3 этап теоретический: в форме ответов и вопросов ( если проходит активно,
мастеркласс результативен ).
Распределение времени на этапах:
1. – 30 минут.
2. – 60 минут.
3. – 30 минут.
Позиция Мастера
При подготовке и проведении мастеркласса важно не только придерживаться
вышеописанного алгоритма, но и правильно определить собственную позицию
Мастера.
Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советника,
помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения
в освоении способов деятельности.
Проводя мастеркласс, Мастер никогда не стремится просто передать знания.
Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными,
разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то,
что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действиянаправлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую
атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.
Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в
общении.
Мастер работает вместе со всеми, он равен участнику мастеркласса в поиске
знаний и способов деятельности.
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер
класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для
самооценки педагога, его самокоррекции.
Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определенный
стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность,
общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения.,
мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.
Авторские технологии, представляемые в рамках мастеркласса, не обладают
свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несет
идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов,
элементов учительского мастерства. Это личностнопроцессуальная,
аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно
фиксируется на бумаге, но она передается путем примера, подражания через:
– речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
– мимику и жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на
лице; пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением
участников);
– умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой,
аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
– искусство общения: психологическая избирательность, способность к
педагогическому вниманию, эмпатия;
– педагогическую импровизацию: умение работать по плану “в голове”,
привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
– психологическую зоркость, умение вычислять “гениев” и поддерживать
“отстающих”;
– коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
– чувство времени.
Критерии качества подготовки и проведения мастеркласса1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее
представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в
педагогике, методике и практике образования.
2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и
уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения
инновационных идей.
3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов
обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и
соответствующих тенденциям современного образования и методике
обучения предмета; способность не только к методическому, но и к
научному обобщению опыта.
4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение
каждого в активную творческую деятельность по созданию нового
продукта деятельности на занятии.
5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их
сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным)
6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника
мастеркласса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно
участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей
деятельности.
7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),
наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации
(“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения,
рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая хоризма,
способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию,
степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль
общения, культура интерпретации своего опыта.
Использование данных методических рекомендаций позволит, на мой взгляд,
обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер
классов в рамках распространения педагогического опыта работников
образовательной системы.