Мастер- класс как современная форма работы с родителями дошкольников

  • Работа с родителями
  • doc
  • 09.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленный материал носит информационный характер и направлен , прежде всего , на знакомство аудитории с такой формой работы , как мастер -класс. Определено место данной формы работы , как одного из вариантов взаимодействия с родительской общественностью дошкольников с целью передачи знаний и умений.файл представляет собой текстовый документ из 9 страниц, из которых 1 страница - титульный лист и 8 страниц непосредственно информационный материал .
Иконка файла материала Мастер- класс как современная форма работы с родителями дошкольников.doc
Мастер­ класс как современная форма работы с родителями дошкольников Ключевые слова: мастер­класс, образование, педагог и др. Расскажи, и я забуду.  Покажи, и я запомню.Дай попробовать, и я пойму.  Древняя китайская мудрость Мастер­класс – это понятие мы встречаем все чаще и чаще: на телевидении,  радио, в различной литературе… Мастер­классы одинаково успешно  проводят во многих областях человеческой деятельности: в сфере  декоративно­прикладного искусства и дизайна, в сфере пищевой индустрии, в  сфере экономики и бизнеса. В последнее время о мастер­классе все чаще  стали говорить и в области образования. Педагог за ограниченное количество времени пытается продемонстрировать свой профессионализм, показать особенности своей методики и обучить ей.  Все   это   и   многое   другое   выдвигает   сегодня  мастер­класс   в   ряд   особо приоритетных,   перспективных   и   оригинальных   способов   передачи знаний. Для   более   глубокого   изучения   данной   формы   работы   представляется необходимым   обратиться   к   происхождению   и   определению  слово   «мастер­класс»  происходит   от основополагающего   понятия: английского master – лучший в какой­либо области и class – занятие, урок  Появившись в русском языке, данное понятие почти сразу получило самое широкое значение. В литературе возникли десятки определений, в которых наиболее часто мастер­классом называют семинар, проводимый специалистом в какой­либо области знаний. Ключевые   же   свойства   педагогического   мастер­класса,   на   мой   взгляд, отражены в следующем его определении. Мастер­класс –  это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом   обучения   и   воспитания,   центральным   звеном   которой   является демонстрация   оригинальных   методов   освоения   определенного   содержания при активной роли всех участников занятия . Обобщая   представленное   выше   определение,   можно   заметить,   что   мастер­класс   преимущественно   отвечает   на   вопрос   «как?»,   при   этом   значительно сокращается   словесное   изложение   темы,   а   в   центр   обучения   выносится демонстрация методов, приемов профессионального мастерства. Специалисты   по   интенсивным   технологиям   считают  мастер­класс эффективной формой обучения. Однако тому, как обеспечить проведение мастер­класса на качественно высоком уровне, тем более в образовательной сфере, к сожалению, на сегодняшний день, почти никто не обучает. Цель   моего   выступления   ­     формирование   у   педагогов   комплекса компетенций   в   области   организации   и   проведения   мастер­класса   в образовательной сфере. Итак,   мастер­класс   –   это   форма   занятия,   в   которой   сконцентрированы такие характеристики:  вызов традиционной педагогике;    личность учителя с новым мышлением;   не сообщение новых знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия;   плюрализм мнений;  Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие особенности мастер–  класса, а именно:  1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся  стереотипы. 2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий  провести обмен мнениями. 3. Создание условий для включения всех в активную деятельность. 4. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание  различных ситуаций. 5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и  участников мастер­класса. 6. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не  навязываться участникам. 7. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание. 8. Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный  поиск.Следует обратить внимание при подготовке мастер­класса на то, что в  технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а  передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или  технология. Передать продуктивные способы работ – одна из важнейших  задач для Мастера. Позитивным результатом мастер­класса можно считать  результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими  способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к  самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно  технологически сложный процесс с определенными требованиями к его  организации и проведению. Требования к организации и проведению мастер­класса Мастер­класс как локальная технология трансляции педагогического опыта  должен демонстрировать конкретный методический прием или метод,  методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен  состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для  решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания  участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути  исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер– класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по  предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления  знаниями других участников. Основными элементами технологии проведения мастер – класса,  методическими приемами является индукция, самоконструкция,  социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое  конструирование знания, рефлексия. Индукция. Системообразующим элементом мастер – класса является  проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность  каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка,  воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем­то загадочное  и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое – вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в  процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен  занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов;  представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним,  определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через  период незнания прийти к открытию, присоединить к имеющемуся знаниюновое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная  ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией). Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями,  которые он может вызвать у участников. Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога  вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно,  нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию этой  потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть  личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении,  эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в  процессе мастер­класса должен стремиться реализовать все эти потребности,  но приоритет отдается развитию потребности саморазвития. Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направит действия на  создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса. Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. В технологии проведения мастер­класса обычно используется определенный  алгоритм поиска решения педагогической проблемы. Примерный алгоритм проведения мастер­класса:  выделение проблемы   панель  объединение в группы для решения проблемы  работа с материалом  представление результатов работы  обсуждение и корректировка результатов работы Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он  дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме,  для решения которой и проводится мастер­класс. В ходе обмена мнениями у  участников мастер­класса могут возникнуть мысли как в поддержку  высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит  уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер­класса. Важнейший элемент технологии мастер­класса – групповая работа (малые  группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, поинициативе участников). Мастер может корректировать состав групп,  регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств  участников (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность,  лидерство и т.д.) Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит  придумать способ их решения. Причем, участники свободны в выборе метода,  пути поиска, темпа работы. Каждому предоставлена независимость, в выборе  пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив.  Построение, создание результата группой и есть социоконструкция. Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление,  сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств,  иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в  отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные  способности всех участников мастер­класса, дает им возможность  самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные  способы познания каждого педагога. Афиширование – это представление результатов деятельности участников  мастер­класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов и др.) Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова “озарение”,  “инсайт”, “понимание”. Понимание различное: себя, других, приема, метода,  технологии. Разрыв – это внутреннее осознание участником мастер­класса  неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний  эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску  ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в  других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а  здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера,  коллеги, участника мастер­класса. Такой же процесс можно наблюдать в  лабораториях ученого, исследователя, когда длительный поиск приводит их  не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному  пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием. Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений,  возникших у участников в ходе мастер­класса. Это богатейший материал для  рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер­ класса, для дальнейшей работы. В форме мастер­класса можно продемонстрировать:    программу (сложный, долговременный путь); отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности  педагог;  методы работы;  4.инновационные моменты деятельности; Формы: Лекция. Практическое занятие. Интегрированное занятие (лекционно­практическое). Например:  Т – П – Т Теория – практика – теория. Цель 1 (теоретического) этапа: осветить авторскую программу. Цель 2 (практического ) этапа: показать формы и методы осуществления  программы ( показать работу, а не результат работы) 3 этап теоретический: в форме ответов и вопросов ( если проходит активно,  мастер­класс результативен ). Распределение времени на этапах: 1. – 30 минут. 2. – 60 минут. 3. – 30 минут. Позиция Мастера При подготовке и проведении мастер­класса важно не только придерживаться вышеописанного алгоритма, но и правильно определить собственную позицию  Мастера. Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советника,  помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения  в освоении способов деятельности. Проводя мастер­класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания.  Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными,  разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то,  что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действиянаправлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую  атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в  общении. Мастер работает вместе со всеми, он равен участнику мастер­класса в поиске знаний и способов деятельности. Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер­ класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для  самооценки педагога, его самокоррекции. Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определенный  стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность,  общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения.,  мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.  Авторские технологии, представляемые в рамках мастер­класса, не обладают  свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несет  идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов,  элементов учительского мастерства. Это личностно­процессуальная,  аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно  фиксируется на бумаге, но она передается путем примера, подражания через: – речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи); – мимику и жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на  лице; пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением  участников); – умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой,  аутогенной тренировкой, отсутствие скованности; – искусство общения: психологическая избирательность, способность к  педагогическому вниманию, эмпатия; – педагогическую импровизацию: умение работать по плану “в голове”,  привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями; – психологическую зоркость, умение вычислять “гениев” и поддерживать  “отстающих”; – коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию; – чувство времени. Критерии качества подготовки и проведения мастер­класса1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее  представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в  педагогике, методике и практике образования. 2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и  уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения  инновационных идей. 3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов  обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и  соответствующих тенденциям современного образования и методике  обучения предмета; способность не только к методическому, но и к  научному обобщению опыта. 4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового  продукта деятельности на занятии. 5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их  сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным) 6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер­класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно  участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей  деятельности. 7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),  наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации  (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения,  рефлексии (самоанализа, самокоррекции). 8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая хоризма,  способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию,  степень готовности к распространению и популяризации своего опыта. 9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль  общения, культура интерпретации своего опыта. Использование данных методических рекомендаций позволит, на мой взгляд,  обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер­ классов в рамках распространения педагогического опыта работников  образовательной системы.