Мастер-класс "Кейс-технология"
Оценка 4.6

Мастер-класс "Кейс-технология"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
4 кл
13.02.2019
Мастер-класс "Кейс-технология"
Кейсовая технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами. В нашей же стране кейс-метод апробируют всего лишь 5-6 лет, а в начальной школе и того меньше. Поэтому сказать, что я - мастер в применении этой технологии нельзя. Я делаю только первые шаги и пытаюсь найти единомышленников для обмена опытом. В педагогической литературе даётся определение кейсовой технологии: «Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием.. …Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)».
Кейс технология.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №22» г.Сыктывкара Мастер класс  «КЕЙС­ТЕХНОЛОГИЯ  КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ» Подготовила: Забоева Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов Цель:   актуализация   знаний   педагогов   о   применении   метода   кейсов   в   учебно­ воспитательном процессе. Сыктывкар, 2018 год  Задачи:  1. Расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно­образовательном процессе; 2. Формировать навыки практической работы над кейсом. Участники: педагоги, три группы. Дидактический   материал:   ручки,   кейсы   (по   количеству   участников),   презентация.   портфель  Оборудование   и   материалы:   мультимедийный   проектор, Ожидаемые результаты:   экран, Получат знания:  что представляет собой кейс­технология;  особенности применения данного метода в обучении;  какие учебные задачи решаются при использовании кейс­технологий в учебном  процессе;  разновидности кейс­технологий, соответствующие разным целям обучения;  правила и алгоритм разработки кейсов для обучения; Выработают умения:  анализировать конкретные ситуации (кейсы);  применить метод анализа конкретной ситуации в обучении; План проведения: 1. Введение – 1 мин. ­ вступительное слово.  2. Основная часть – 6 мин. ­ теоретические основы кейс­метода;  3. Практическая часть ­7 мин. ­ работа с кейсом; ­ защита кейса. 4. Подведение итогов работы – 3 мин. ТЕОРИЯ.  Я не ошибусь, если скажу, что каждый из вас коллег, присутствующих здесь, мечтает о проведении интересных уроков. Меня эта проблема волнует тоже, поэтому постоянно нахожусь в творческом поиске. В одной из статей автора Щукиной Г.И. (известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы) я прочла, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя; содержания учебного материала; применения современных обучающих технологий.    Думаю, что каждый из нас понимает, что первые два пункта не всегда в нашей власти, а вот последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. В период перехода   на   новые   стандарты   одной   из   главных   задач,   стоящих   перед   учителем является   путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.  Для достижения этой задачи целесообразно применение методов интерактивного обучения в преподавании.   Я   подробнее   остановлюсь   на   такой   разновидности   интерактивного метода, как кейс–метод.   педагогического   повышение   мастерства   учителя Кейсовая технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами. В нашей же стране кейс­метод   апробируют   всего   лишь   5­6   лет,   а   в   начальной   школе   и   того   меньше. Поэтому сказать, что я ­ мастер в применении этой технологии нельзя. Я делаю только первые шаги и пытаюсь найти единомышленников для обмена опытом. В педагогической литературе даётся определение кейсовой технологии: «Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием.. …Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач­ситуаций (кейсов)». Кейс­метод развивает: ­ аналитические умения (умение классифицировать, выделять существенную и  несущественную информацию, анализировать её); ­ практические умения (использование на практике знаний, методов, приёмов в  работе с информацией); ­ творческие умения (творческий подход в решении проблемы); ­ коммуникативные умения (умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения,  убеждать оппонентов, умение кооперироваться в группы и др.); ­ социальные умения (оценка поведения людей, умение примерять ситуацию на себя,  определять причины её возникновения и др.) ­ развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом  акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на  сотворчество учителя и ученика!) Возможности кейс – технологии в обучении. При   кейс­технологии   не   даются   конкретные   ответы,   их   необходимо   находить самостоятельно.   Это   позволяет   учащимся,   опираясь   на   собственный   опыт, формулировать   выводы,   применять   на   практике   полученные   знания,   предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. Цели кейс­технологии:  отработка умений работы с информацией  активизация познавательной деятельности  повышение мотивации к учебному процессу  умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации  приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения  выработка навыков критического оценивания различных точек зрения,  осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки Виды кейсов: ­Практические Реальные   жизненные   ситуации,   детально   и   подробно   отраженные.   Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. ­Обучающие: Отражают   типовые  ситуации,  которые  наиболее   часты  в  жизни.  Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни ­Научно­исследовательские: Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам. К методам кейс­технологии, активизирующим учебный процесс относятся: 1.  Метод   ситуационного   анализа  (метод   анализа   конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения) 2.Метод инцидента ­ В центре внимания находится процесс получения информации. Цель       метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...». 3.Метод   ситуационно­ролевых   игр   ­  Цель ­   в   виде   инсценировки   создать   перед аудиторией правдивую историческую, социально­психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра. 4.Метод разбора деловой корреспонденции ­ («баскетметод») Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации,   ситуации,   проблеме.   Учащиеся   получают   от   преподавателя   папки   с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель ученика     — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. Примерами использования метода могут служить кейсы по истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов. 5.Игровое   проектирование   ­  Цель —   процесс   создания   или   совершенствования проектов.  Участников  занятия  можно разбить  на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. 6.Метод   дискуссии   ­  Дискуссия —   обмен   мнениями   по   какому­либо   вопросу   в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии. В педагогической литературе делается акцент на то, что в начальной школе не все перечисленные   методы   приемлемы.   При   использовании   каждого   из   перечисленных методов   обучающиеся   получают   пакет   вопросов,   на   которые   им   необходимо   найти ответы   для   понимания   сути   проблемы.   Содержание   кейсов   может   быть   самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по русскому языку по любой из тем и т. д. Использовать кейс­технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс­ технологии. Практический совет по созданию кейса выглядит таким образом. Как создать кейс? Вначале нужно ответить на три вопроса: Для кого и чего пишется кейс? 1. Чему должны научиться дети? 2. 3. Какие уроки они из этого извлекут? Структура кейса:  Название  Ситуация – случай из реальной жизни   Факты ­ объективная информация  Вопросы и задания для работы с кейсом. Работа ученика с кейсом I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения; V этап   —   решение   кейса   —   предложение   одного   или   нескольких   вариантов последовательности   действий,   указание   на   важные   проблемы,   механизмы   их предотвращения и решения. Действия учителя в кейс ­ технологии ­ создание кейса или использование уже имеющегося; ­ распределение учеников по малым группам (4­6 человек); ­   знакомство   учащихся   с   ситуацией,   системой   оценивания   решений   проблемы, сроками выполнения заданий; ­ организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; ­ работа с кейсом; ­ организация презентации решений в малых группах; ­ организация общей дискуссии; ­ обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; ­ оценивание учащихся преподавателем. Как   правило,   кейс   состоит   из  трех   частей:   вспомогательная   информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. ПРАКТИКА Вооружившись теоретическими знаниями, я начала с малого. Первая апробация была проведена на внеклассном чтении. После беседы по содержанию сказки «Колобок», детям были предложены в группах пакеты с заданиями и через некоторое время они должны были высказать свои мнения – итоги обсуждения в группе. Я предлагаю вам сейчас принять на себя роль учеников и поработать с кейсом – время работы в группе7 минут. Время на выступление 2 минуты. Кейс, разработанный на основе реальной ситуации Проблема: организация рабочего времени. Конкретная   ситуация:   Жизнь   педагога   до   предела   насыщена   запланированными делами и внезапными событиями. Если к вечеру припомнить и перечислить их все, не верится, что это картина всего, лишь одного дня. А ведь завтра предстоит такой же, если еще не более напряженный. Вашему вниманию представлен дневник педагога. Понедельник На планерке сказали всем в пятницу провести родительские собрания. Снова придется думать,   что   включить   в   повестку   собрания.   Может,   пригласить   психолога,   чтобы выступил. А что! Отличная идея! Остается только решить, чем их занять еще минут 30­ 40. Ну ладно, я подумаю об этом завтра или послезавтра, ведь время еще есть. Вторник Сегодня  всех  «обрадовали» ­ к  нам  едет  ревизор!  Такой  ревизор,  что  даже  Гоголь отдыхает! Вся документация к пятнице должна быть в полном порядке, а у меня КОСы до сих пор не разработаны. Да и к собранию надо подготовиться, а я даже еще не садилась. Нужно срочно что­то делать! Хотела на неделе организовать экскурсию на предприятие по просьбе ребят. Но чувствую, что тоже не успеваю. Среда Весь день была на работе – уроки, уроки плюс еще совещание и проверка тетрадей, Интернет,   Вконтакте.   Навела   порядок   на   рабочем   столе,   расставила   по   местам учебники. Послезавтра СОБРАНИЕ! Ужас, как я могла снова дотянуть до последнего момента?! К созданию КОСов до сих пор не приступала. Четверг Боже, спасибо тебе за Интернет! Весь вечер и ночь просидела за компьютером, даже собаку   было   некогда   выгулять,   не   то,   что   детей.   Составляла   план   выступления   на собрании, искала материал. В интернете нашла чьи­то готовые КОСы, время будет – подкорректирую их под себя. Пятница Ну, все, дело сделано! Даже психолога успела поймать утром и уговорить прийти на собрание. Немного стыдно перед ней за то, что не предупредила ее заранее. А так все прошло   хорошо.   Документацию   для   проверки   сдала.   Но   чувство   какое­то отвратительное…   В   следующий   раз   ни   в   коем   случае   не   затягивать!   Все   делать вовремя!!! Задание 1:  Подчеркните   деятельность (действия)   педагога,   которые   возникли   в   течение недели. 2. Что нужно сделать для того, чтобы справиться с возникшими делами Варианты развития событий 1. Убрать многозадачность (уроки, родительское собрание, работа  Вконтакте, и др.) 2. 3. Задание   2:  Из   выделенного   Вами   перечня   дел   педагога,   выберите   3   наиболее значимых для Вас.   Обозначьте: 1мероприятие знаком «!»;  2 мероприятие знаком «+»;  3 мероприятие «­» Заполните таблицу, оценив каждое мероприятие по предложенной шкале, проставляя соответствующие обозначения около каждого критерия. Обязательные Важные Срочные Жесткие Приятные Необязательные Не важные Несрочные Гибкие Неприятные Сделайте   аргументированный   вывод   о   приоритетности   мероприятий. __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ Задание 3: Составьте план подготовки наиболее приоритетного мероприятия. План подготовки Срок выполнения 1. 2. 3. 4. 5. Критерии шкалы  Обязательные – необязательные В зависимости от должности у нас есть профессиональные обязанности (заполнение журнала,   проведение   собрания).   Они   так   называются,   потому,   что   независимо   от желания мы обязаны их провести. Кроме того у нас есть еще необязательные дела, они появляются либо по нашей инициативе, либо с подачи учеников, родителей, коллег и т.д. (экскурсии, различные конкурсы, празднование, корпоративы).  Важные – не важные Важность дела зависит от наших ценностей и от того значения, которое приобретают эти дела в конкретной ситуации. Расставить приоритеты и определить важность дел можно, ответив на простой вопрос: «А почему именно это сейчас для меня важно?».  Разговор «по душам» с нарушителем дисциплины важен для решения проблемы мирным путем.   Проведение   мероприятия,   предложенного   ребятами,   важно   для   установки доверительных и уважительных отношений с группой.  Срочные – несрочные Срочными называются те дела, выполнение которых в самое ближайшее время от нас требуют   другие   люди   или   обстоятельства   (подготовка   «Классного   часа»   на   завтра; встреча с родителями после уроков). Но если мы затянем с выполнением несрочных дел, они могут стать очень даже срочными.   Жесткие – гибкие Жесткими называют дела, выполнение которых привязано к конкретному времени. А гибкими – дела, которые, можно сделать в любой момент. Например: Праздничный вечер, приуроченный ко Дню учителю, будет нелогично перенести на месяц. Встречу с известным деятелем можно провести в те дни, когда он будет свободен. А уборку в кабинете можно перенести на несколько дней, а может и недель.  Приятные – неприятные Согласитесь, что есть дела, одна мысль о которых вызывает у нас самые неприятные ощущения. Сталкиваясь с ними, мы восклицаем: «Что угодно, только не это», «Ну вот, опять»…Для кого­то нет приятнее занятия, чем составить отчет о работе с родителями. Кейс­метод – это не ответ на вопросы учителя, не пересказ произведения, а умение  мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания.  В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся к  предмету, развивает коммуникабельность, умение слушать товарища и грамотно  излагать свои мысли. Результаты работы с кейсом: 1.   2. Учебные – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков. Умение работы с текстом Освоение методов анализа Образовательные – как результаты образованные самими участниками  взаимодействия, реализованные личные цели обучения. Появление опыта принятия решений, решения проблем Повышение уровня коммуникативных умений Опыт работы в группе    Вывод  В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс­методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7­10 лет высокую мотивацию к учёбе. А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству,   чувство   лидерства   и   ответственности   за   решение   группы,   и   даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики. И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам, не бояться использовать кейс­ метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или   умений,   сколько   на   развитие   общего   интеллектуального   и   коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования. Необходимо   учитывать   цели   и   задачи   каждого   занятия,   характер   материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных   и   интерактивных   технологий   обучения,   когда   они   взаимосвязаны   и дополняют друг друга. Я хочу поблагодарить Вас за сотрудничество и пожелать Вам творческих успехов.

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"

Мастер-класс "Кейс-технология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019