Городской мастеркласс
«Метод «Интеллект карты –
как инновационная форма работы с информацией»
Дата – октябрь 2017 г.
Васильева О.Г., директор, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД
СЮТ Устиновского района
Слайд Текст выступления
1
2
3
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые
требования, определяющие главную цель современной школы –
формирование творческой и активной личности ученика. И учить таких
детей тоже должны творческие и активные учителя, педагоги.
Разрешите представиться. Меня зовут О.Г. Васильева. Рассказ о себе.
План проведения мастер класса (цели и задачи) в виде интеллект карты.
На занятии будем использовать методы интерактивного взаимодействия
друг с другом. Для создания рабочего настроя я прошу немного поработать.
Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста,
изобразите все ассоциации, которые связаны с этим словом. И вы,
уважаемые участники, мысленно представьте образ, а потом мы обменяемся
мнениями.
Итак, слово “рубль”. Изобразите то, что связано с этим словом.
Посмотрим на результат. Поверните, пожалуйста, свои листы к аудитории.
Скажите, пожалуйста, какой метод мы использовали для представления
понятия «рубль». Какие приемы вы использовали для создания данного
опорного конспекта? Что же такое опорный конспект?
Понятие опорного конспекта «Опорный конспект представляет собой
схематичноразвернутый, лаконично и четко изложенный базовый план
урока. Он включает основные схемы, рисунки, определения, названия,
фамилии, даты, причинноследственные связи, заключения и выводы по
изучаемой теме»
Игра «пессимисты» и «оптимисты»
«оптимисты» Ответьте на вопрос – Мне необходима информация об
Опорном конспекте для того, чтобы… Т.к. ОК это…
«пессимисты» Ответьте на вопрос Мне не нужна информация об Опорном
конспекте, потому что… Т.к. ОК это… Время 1 минута
(Представление информации рабочими группами)
Вывод: Система опорных конспектов для нас интересна тем, что: позволяет
удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические
рецепты традиционной системы. Но Система обладала единственным
недостатком: она не включала в себя четких правил составления карточек.
Их качество зависело от интуиции, опыта и знаний педагога.
С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал настолько
хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и
дать ему второе дыхание. Не стоит только повторять ошибок прошлого. А
любые предлагаемые схемы работы с ним рассматривать как один из
многих возможных вариантов.
Второе дыхание опорного конспекта методом
интеллект карт
4
Требования к уровню знаний ученика
Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания,
применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с
различной информацией, анализировать, обобщать, самостоятельно
критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача
учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где
участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят
диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании выше
сказанных умений мне помогает метод интеллекткарт.
Метод интеллекткарт предложен американским психологом Тони
Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт
Петербургского университета Бершадская Елена Александровна. С
теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на
сайте Михаила Евгеньевича Бершадского.
Интеллекткарта – это графическое выражение процесса мышления.
Вспомните, пожалуйста, сказку «Волшебник изумрудного города» А.М.
Волкова. Страшила сказал «Мое самое заветное желание
получить мозги! ... — Если бы у тебя были мозги в голове, ты был бы как
все люди! Мозги — единственная стоящая вещь у вороны… и у человека!»
Знаешь Элли… Эффективность карт связана с устройством человеческого
мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за
логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм,
5
6
7 812
восприятие цветов, воображение, представление образов,
размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая
информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные
способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную
картину, способность ассоциативного мышления.
Посмотрите внимательно … Это – одна из картинок, позволяющая понять,
какое полушарие вы используете: правое или левое.
Если вы видите эту картинку такой, как она есть, вы используете левое
полушарие.
Вглядитесь, и вы увидите, что фигура сдвигается – значит, вы стали
использовать правое полушарие.
Вы можете переключаться от одного изображения к другому и обратно.
Смотрите очень внимательно, чтобы задействовать правое полушарие (вы
войдете в странное состояние, похожее на гипноз или полное отключение
мышления).
Начните снова думать и сознательно смотрите на картинку, и вы вернетесь к
ее первоначальному виду – и в левое полушарие.
Вам понравится это упражнение, если вы используете правое полушарие
своего мозга.
1315
Эволюция – от старого к новому.
16
17
18
19
Для чего нужна интеллект карта. Интеллекткарты задействуют оба
полушария, формируют учебнопознавательные компетенции обучающихся,
развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они
являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания
информации, развития памяти, мышления, речи.
Традиционные способы переработки информации трудоѐмки и
неэффективны. Бьюзен утверждает: «Традиционное конспектирование ведет
к неоправданным потерям времени, а именно:
записывается много ненужной информации;
теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;
теряется время на повторное прочтение ненужной информации;
теряется время на поиск ключевых слов.
Интеллект карта способна…
Составление интеллекткарт от руки...
Интеллекткарты помогают при работе над планами: 2021
Примеры составления карт + листы бумаги (работа на компьютере)
22
23
24 25
Самостоятельная работа
Рефлексия «Чемодан, мусорка, мясорубка»
Спасибо за внимание
Мастер-класс «Метод «Интеллект - карты – как инновационная форма работы с информацией»
Мастер-класс «Метод «Интеллект - карты – как инновационная форма работы с информацией»
Мастер-класс «Метод «Интеллект - карты – как инновационная форма работы с информацией»
Мастер-класс «Метод «Интеллект - карты – как инновационная форма работы с информацией»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.