Мастер -класс «Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников»
Оценка 4.9
Лекции
doc
воспитательная работа
4 кл
19.07.2018
Из опыта работы по курсу ОРКСЭ, по модулю "Светская этика". Мастер -класс по работе с притчами на уроках ОРКСЭ, классных часах, направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Знакомит с функциями притч, с приёмами их использования на примере отдельной притчи.
Роль притч в духовно-нравственном развитиии.doc
РОЛЬ ПРИТЧ В ДУХОВНОНРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Учитель: Белозёрова Наталья Николаевна МБОУ «Основная общеобразовательная школа
№ 7»
Восточная притча гласит:
Давнымдавно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками,
самый способный из них однажды задумался: «а есть ли вопрос, на
который наш мастер не смог бы дать ответа?» он пошёл на цветущий луг,
поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка
цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он
подошёл к мастеру и спросил:— скажите, какая бабочка у меня в руках:
живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и
был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил
мастер своему ученику? Не глядя на руки ученика, мастер ответил:— всё
в твоих руках.
Какие два пути выбора стояли перед учеником? Какой путь выбрали бы вы?
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
Нравственность, уважение, любовь – основа нашей жизни. Каждый человек
должен стремиться к тому, чтобы стать лучше, чтобы его внутренний мир
становился богаче, ярче, полнее.
Поэтому вопрос духовнонравственного воспитания детей является одним из
ключевых в современном обществе. Характерными причинами сложной
ситуации явились:
отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого
поколения,
спад культурно досуговой деятельности с детьми и молодежью;
отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.
На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и
насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё
более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных
ценностях вытесняются материальными, формируются вредные привычки у
детей младшего школьного возраста.
Поэтому важнейшей целью современного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является
воспитание
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина
России.
В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих
инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс
развития личности, принятия духовнонравственных, социальных, семейных и
других ценностей.
Ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой
трансляции, передаче от их носителей – учителя своим ученикам. Педагог
может лишь создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру,
помочь ему определиться в ней. Но это вовсе не означает, что он должен стать
бесстрастным посредником: его ценности и смыслы должны быть вовлечены в
диалог. Только в таком общении, где один перед другим раскрывает свои
ценности, «в этой встрече двух душ рождается духовноценностное,
мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных
установок и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий»
Важным опорным материалом, на котором строится духовнонравственное
воспитание и развитие младших школьников могут стать притчи.
С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и
поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история,
используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона
мира.
Притча – это не просто история, занимательный рассказ обо всем на свете, в
них мудрость веков. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные
лабиринты сознания.
Темы притч: мудрость, долголетие, знание, любовь к ближнему, усердие,
самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным,
семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие,
честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в
ней, веселье, здравый рассудок.
Она близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью
заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на
место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение
событий, а сообщение о них.
Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в
том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего
воздействует на ум, сердце и волю ученика. С одной стороны, притча
усиливает интерес к религиозному источнику, из которого она взята, с другой
стороны, она заставляет работать духовно, воздействуя на чувства,
стимулируя нравственный выбор ученика.
Притчи обладают определёнными свойствами. Это:
1) краткость, 2) они не требует доказательств,
3) подсказывают способы разрешения конфликтной ситуации,
4) дают возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не
используя агрессивность. В них осуждается не человек, а порок,
5) строятся притчи на сравнении,
6) предполагают мыслительную деятельность.
Притчи различных традиций имеют свои особенности. Так, например, в
буддийских, иудаистских притчах обычно действуют конкретно названные
лица, что даёт привязку к реальному месту и времени, а в христианских –
действующие лица чаше всего не определены, обобщены.
С помощью притч каждая традиция раскрывает для самых простых умов
глубочайшие тайны своего учения. Создателей притчи интересует не
характер конкретного героя, а определенный набор нравственных качеств
человека данного мировоззрения, выявляемый ситуацией. Образы и ситуации
внешнего мира в притчах следует рассматривать, прежде всего, как «игру
символов».
Притчи различных традиций объединяет одно – стремление показать с
различных точек зрения законы нашей Вселенной, проявляющиеся в нас самих
и вокруг нас в любой момент времени. Притчи несут позитивный смысл,
который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на
самоопределение личности.
Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть,
заставят их посмеяться над своими ошибками. Всем вам известны строки из
стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти,
словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем
случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.
Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем
прорастут и дадут свои всходы.
В модулях ОРКСЭ причта играет особую роль. На самом деле, как
показывает опыт преподавания ОРКСЭ, дать глубокие знания детям не всегда
получается. Объем информации – огромный, а дети в своей массе –
неподготовленные. Поэтому учитель стоит перед выбором: либо ты им даешь
сухую информацию, либо – пытаешься воспитывать, чтото обсуждая на
жизненных примерах. Для себя я решила: пусть лучше ученики получат
меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный
разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когдато в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом.
Благодаря своей краткости и иносказательному языку она может передать то,
что мы хотим сказать, не впадая в морализаторство, которое отталкивает
ученика. К сожалению, наши дети любую мораль или замечание воспринимают
как: «А она меня сегодня ругала».
Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет
думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате
обсуждения притчи мы на уроке приходим к какомуто общему мнению (а не
учитель сообщает детям готовое «правильное» решение).
Какие функции несёт притча?
Вопервых, она может быть «зеркалом», в котором мы видим самих себя.
Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со
своими мыслями и переживаниями. То же самое мы наблюдаем при изучении
басен, когда говорим о свойствах ребенка, не давая ему самому ценностной
оценки. В притчах говорится о комто постороннем, но учитель может задать
детям вопрос: «Никто здесь себя не узнает?» Не надо поднимать руку, а
просто попробовать честно ответить самому себе на этот вопрос.
Притча может быть моделью какойто конфликтной ситуации, и предлагать
ее разрешение.
Притча служит посредником между людьми, позволяет посмотреть на их
взаимоотношения со стороны, посмотреть опосредованно на саму
конфликтную ситуацию. Мы можем мягко, в щадящей форме, помочь ребенку
найти выход из нее.
Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где,
собственно, она уместна? Притча уместна для мотивации в начале урока,
чтобы помочь детям побыстрей включиться в него. Когда на уроке ОРКСЭ мы
говорим о том, для чего же нужно делать добро, я начинаю с притчи о
счастье.
Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на
его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме
подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как
то раз к яме подошел необычный человек.
Тут я делаю паузу и предлагаю детям продолжить историю. Это, кстати, –
один из многих вариантов работы с притчей...
Эта история кончается так: человек спросил у счастья, чего оно само
хочет. – «Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей
дорогой. А счастье… побежало за ним следом… Мы говорили на уроке о том, что такое добро, о том, что настоящее добро –
умножает добро, и его нужно возвращать любому человеку…
В учебнике Е.И.Николаевой "Я в мире людей", про которому работает наша
школа в каждую тему включены притчи разных религий. Их можно
использовать для обсуждения той или иной темы, или в качестве документа
для анализа, или для рефлексии в конце урока.
Можно попросить детей придумать название притчи, найти подходящие по
смыслу пословицы,
продолжить притчу,
проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые
понятия, инсценировать ее, вставить пропущенные слова.
поговорки или загадки,
Методисты предлагают несколько вариантов работы с притчей.
Способы использования притч в учебном процессе:
Обсуждение основной идеи и смысла истории;
Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
Иллюстрация рассказа (рисунки, картинки, фотографии, изображения);
Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
Выделить ключевые понятия;
Инсценировка по рассказу (истории) ;
Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
Связь содержания притч с современной жизнью;
Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной
исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной
роли и т.п.);
Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)
Подбор пословиц, поговорок.
Сравнение нескольких притч ( притчи разных культур) с одинаковыми
ценностями
Определение ценностей, которые отражает притча.
Так как гуманизм и толерантность являются ключевыми принципами и
фундаментальными ценностями, на которых базируется преподавание курса
«Основы религиозных культур и светской этики», притчи могут быть
использованы для того, чтобы показать недопустимость насмешек над
другими людьми, уважение их взглядов и традиций.
Например можно использовать следующую притчу:
Одно селение находилось в глубоком горном ущелье, далеко от дорог,
городов и селений. Жители долгие годы не общались ни с кем посторонним. От предковпастухов они получили традицию всегда ходить
с посохом и веревкой, шить свою одежду из шкур овец. Они не
представляли, что у когото их не может с собой быть
Однажды в селение случайно забрел путешественник, который
прибыл из дальних мест. Его сразу же обступила толпа любопытных. Они
с нескрываемым изумлением разглядывали странника и смеялись, потому
что ни посоха, ни веревки у него с собой не было, да и одет он был
непонятно во что. На него показывали руками и хватались за голову.
Не стерпев, пришелец воскликнул: «Довольно потешаться надо мной!
Лучше на себя посмотрите! От мала до велика все ходят с посохами, как
древние старики, а одеты, как будто только что вышли из пещер».
Удивились местные жители и сказали: «Мы всегда так жили и похожи
друг на друга как две капли воды. Испокон веков это повелось и не тебе
указывать, что нам иметь с собой. Если ты ненормальный, то не следует
обвинять в этом других!
Вопросы для обсуждения:
Как можно озаглавить эту историю?
Кто прав, а кто виноват в этом споре?
Почему между местными жителями и путником не было
взаимопонимания?
Как вы могли бы рассудить спорящих?
Какова главная мысль этой истории?
Есть ли в нашей современной жизни примеры, которые похожи на
ситуацию из этой притчи?
Можно ли навязывать другим свои идеалы красоты?
Как должен вести себя культурный человек в данной ситуации?
Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и
её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы
начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть
бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и
проецируется в беспредельность. Притча делает сознание более гибким и
подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность
слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям.
Приведу несколько примеров организации работы с притчами. Вот
притча, которая мы рассматриваем с детьми в теме "От добрых мыслей к
доброму делу." Все дети когданибудь совершают ошибки. Да и взрослые
тоже. Однако очень важно, чтобы каждый человек понимал: ранит любой злой
поступок и действие, и слово, и взгляд, и даже мысль. Притом ранят и
разрушают они не только жизнь того человека, против которого направлены,
но и жизнь того, кто их совершает.
Притча «Гвозди». Жилбыл мальчик, который был вспыльчив и нетерпелив. Его отец дал ему
мешочек с гвоздями и велел забивать по одному гвоздю в садовую ограду
каждый раз, когда он будет терять терпение или с кем то ссориться.
В первый день мальчик забил 37 гвоздей в ворота сада. В течение
следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых
гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось. что сдерживаться легче,
чем забивать гвозди...
Наконец, наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя.
Тогда он пошёл к отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по
одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет
терпения.
Дни шли за днями, и вот наконец мальчик смог сказать отцу, что он
вытащил из ограды все гвозди.
Отец привёл сына к ограде и сказал "Сын мой. ты хорошо вёл себя, но
посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как
раньше. Когда ты с кем то ссоришься и говоришь вещи, которые могут
сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Неважно,
сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется"
Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная.»
ребенок читая её
примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими
мыслями и переживаниями, позволяет посмотреть на взаимоотношения отца и
сына, видит способ разрешения конфликтных ситуаций.
Вопросы.
1. Как ты понимаешь слова "душевная рана"?
2. Можно ли залечить душевную рану? Как?
3. Чему учит эта притча?
Найти ключевые понятия: терпение, вспыльчивость, душевная рана и т.д
В этой притче просматриваются все её функции:
Сформулировать вопросы, используя технологию критического мышления:
тонкие вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (кто? что? когда?
может? будет? мог ли? как звали? было ли? согласны ли вы?) и толстые,
проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы (почему?
почему вы думаете? почему вы считаете? в чем разница? предположите, что
будет, если? что если?.) Учащимся легче выполнять данную работу в группах.
Данную притчу можно также инсценировать, проиллюстрировать,
привести примеры из собственной жизни. Проанализировать название
притчи "Гвозди". Что оно символизирует. Подобрать своё название притчи.
Домашним заданием может быть подбор пословиц и поговорок.
Применяю также на уроках групповую форму работы над притчей.
Учащиеся в группах работают по плану. Большое место отвожу самостоятельной работе в группе, обычно исследовательского характера.
Ребята работают с историческими материалами, заполняют таблицы, пишут
мини – сочинение из 56 предложений на предложенную тему.
Например, рассказываю притчу:
Притча о маме.
Однажды за день до своего рождения ребенок спросил у Бога:— Я не знаю,
зачем я иду в этот мир. Что мне там делать?
Бог ответил: — Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с
тобой. Он все тебе объяснит.
— А как я пойму его, ведь я не знаю его языка?
— Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех
бед.
— Как и когда я должен вернуться к Тебе?
— Твой ангел скажет тебе все.
— А как зовут моего ангела?
— Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты для начала будешь
называть его — мама.
Дети работают в группах и отвечают на вопрос:
Кто такой ангел?
Почему неважно, как зовут ангела?
Что для вас является важным в отношениях с мамой?
Напишите 5 предложений о маме…
Таким образом, кратко резюмируя, следует сказать, что притчи в курсе
ОРКСЭ использовать не только можно, но и желательно. При этом они не
должны заучиваться и навязываться школьникам в качестве готовых рецептов,
а способствовать обсуждению, внимательности при чтении, пониманию
символики и т.п.
Притчи помогут разрешить конфликтную ситуацию, благодаря
аллегории, другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы
быть агрессивно воспринято при прямом указании. Притчи позволяют не
осудить человека, но осудить порок. Они несут позитивный смысл, который
глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение
личности, имеют творческую основу, духовно и интеллектуально развивают
учащихся.
Можно выделить следующие преимущества работы с притчами:
1. Привлекают и удерживают внимание.
2. Иллюстрируют и усиливают устную речь.
3. Сводят к минимуму непонимание.
4. Усиливают запоминание.
5. Помогают пересмотреть жизненные позиции за довольно короткий период
времени.
Закончу своё выступление я притчей, которая приведена в учебнике "Я в мире людей" при знакомстве с религией Иудаизм.
Притча о том, что обо всём сложном можно рассказать доступно и кратко:
"Рассказывают, что однажды к еврейскому мудрецу Гилею пришёл
язычник и сказал:
– Я приму иудаизм, если ты объяснишь мне суть Торы (священная
книга иудаизма) за то время, которое я смогу простоять на одной ноге.
Гилей ответил: – Не делай другому того, что ненавистно тебе
самому. Это вся Тора, остальное – толкование".
Эти слова называют "золотым правилом нравственности", которое
содержится во всех религиозных культурах и светской этике.
Список литературы и источников:
1. Емельянова Т.В, Савченко К.В Методика работы с текстами на уроках
ОРКСЭ.//www.orkce.org
2. Елисов А. Жанр притчи и ее нравственный смысл.//pritcha
elisova.ucoz.ru
3. Левитский А.В.
Методологические особенности преподавания
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики»: Учебнометодическое пособие. – Екатеринбург, 2011. – 73 с.
4. http://pritchi.ru
Мастер -класс «Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников»
Мастер -класс «Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников»
Мастер -класс «Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников»
Мастер -класс «Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников»
Мастер -класс «Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников»
Мастер -класс «Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников»
Мастер -класс «Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников»
Мастер -класс «Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников»
Мастер -класс «Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.