Мастер-класс на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности по химии в условиях реализации ФГОС"
Оценка 4.6
Семинары
docx
химия +1
Взрослым
29.03.2019
Подробное описание, как происходит организация проектно-исследовательской деятельности по химии в конкретной школе конкретным учителем. Предлагаются некоторые советы другим учителям, рассказывается о значении проектно-исследовательской деятельности для введения федерального государственного образовательного стандарта. А также идет речь о результатах такой организации, которые достиг педагог со своими учащимися.
Организация проектно-исследовательской деятельности.docx
Автор: Выскребенцева Светлана Вячеславовна
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №1 станицы Крыловской МО Крыловский район Краснодарский край
«Организация проектноисследовательской деятельности по химии в условиях
реализации ФГОС»
Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) общего
образования преследует основную цель — формировать познавательный интерес учащихся
к учебной деятельности, создавать условия для их саморазвития и непрерывного
образования. В связи с этим, возникает насущная необходимость увеличить долю
самостоятельной работы в образовательном процессе за счет использования новых
источников информации на уроках и внеурочной деятельности.
Химия – один из самых сложных предметов в школе, не зря он вводится в систему
образования самым последним – в 8 классе. И самостоятельность учащихся при изучении
такого сложного предмета не может не пугать учителя. Но администрация школы, в
которой я работаю, в прошлом учебном году в учебный план внесла за счет инвариативной
составляющей новый предмет исследовательская деятельность по химии. Правда всего
0,5 часа в неделю, то есть 17 часов за год.
Самым сложным оказалось правильно спланировать и организовать уроки по новому
учебному предмету. Одно дело – работать с 34мя учащимися, которые изначально
мотивированы и готовы к самостоятельной работе на кружке, и совсем другое – работа со
всем классом на уроке. К каждому нужно найти подход, каждого организовать,
сподвигнуть к самостоятельной работе, проконтролировать.
В общем, задач стояло очень много. Но решать их нужно было, и быстро. Прошлый год
во всех смыслах получился экспериментом, как для детей, так и для меня, как учителя. Но
одно я для себя уяснила за тот год работать с целым классом очень сложно, не
продуктивно, а главное – для сильных ребят – не всегда интересно! Поэтому в этом
учебном году у администрации я попросила проводить этот предмет по полугодиям – в
одном классе в 1м полугодии мне поставили часы, а в другом классе – в этом полугодии.
Сами классы я разбила на группы по количеству месяцев в полугодии. То есть первая
группа работает в сентябре, вторая группа – в октябре и так далее. Таким образом, для
каждой группы отводится по времени ровно один месяц. Да, для долгосрочных проектов
этого времени будет мало, но и дети сейчас такие, что им нужно всё и сразу, и результат
увидеть чуть ли не сею секунду! Поэтому для 8х классов я посчитала это время самым
оптимальным. Для сильных деток подбирала проекты посерьезнее и посложнее, чтобы
можно было отправить их на конкурсы. Для слабеньких учащихся соответственно – чтото
попроще и полегче. Но в любом случае, все учащиеся были задействованы и вовлечены в
исследовательскую деятельность. Ведь в глубине души каждый ребенок, не зависимо от
того, как он учится, хочет быть маленьким исследователем, хочет самостоятельно
добиться какихлибо результатов, проведя свой собственный эксперимент.
У каждого в группе была своя роль: ктото готовил вопросы для анкетирования и
проводил его с учащимися школы, ктото искал теоретический материал по выбранной
проблеме, ктото планировал эксперимент. Сами опыты проводили вместе, вместе их
анализировали и делали соответствующие выводы. А вот оформлять работу я предлагала
каждому индивидуально. И лучшую оформленную работы мы отправляли на конкурсы.
И уже в этом году такая форма организации дала свои результаты. Вопервых,
некоторые проекты получились настолько удачными, что их отправили на районные и
зональные конкурсы научноисследовательских работ. Вовторых, две работы «Исследование чипсов» и «О пользе и вреде Пепсиколы»
носили метапредметный характер. Поэтому вместе с детьми были организованы Дни
здоровья, в рамках которых были проведены общешкольные линейки с выступлением о
вреде фастфуда и пропагандой здорового образа жизни. Выступления сопровождались
небольшими опытами, что еще больше усиливало эффект на слушателей. А для самих
выступающих получилась своеобразная публичная защита исследовательского проекта, что
безусловно способствует формированию у учащихся таких качеств, как мобильность,
толерантность, активность, креативность мышления, настойчивость в достижении цели и
др.
Итак, исследовательская деятельность учащихся как нельзя лучше реализует все
задачи ФГОСа, гармонично дополняет традиционную систему обучения и имеет свои
преимущества:
помогает создавать условия для получения навыков самостоятельного поиска
и обработки необходимой информации;
процесс обучения становится индивидуализированным и самомотивируемым, выходит за
рамки урока по мере повышения интереса ученика к исследовательской работе;
повышается самооценка учеников, занимающихся исследованиями, развиваются их
творческие способности;
учащиеся коллективно осуществляют мыслительную деятельность и получают навыки
презентации себя и своей работы в различных формах — устной, письменной,
с использованием современных технических средств.
Кроме того, работа учащихся над исследовательскими проектами в области химии
помогает им не только знакомиться с теоретическим материалом, самостоятельно
определять содержание и структуру проекта, но и приобретать навыки работы
с химическими реактивами и лабораторной посудой, участвовать в планировании
экспериментов.
Мастер-класс на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности по химии в условиях реализации ФГОС"
Мастер-класс на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности по химии в условиях реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.