Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся
Оценка 4.9

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Оценка 4.9
Повышение квалификации +1
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
30.06.2017
Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся
Модель организации научно-исследовательской деятельности.docx
1 Модель организации научно­исследовательской и творческой деятельности учащихся   Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает В.О. Ключевский Актуальность в контексте современных требований к образованию В современном образовательном процессе актуальной и одновременно сложной является проблема     целенаправленной     организации     исследовательской     деятельности   обучающихся. Важность  этой  проблемы  связана  с  новой  ролью  школы,  призванной обеспечить  овладение учащимися   универсальными   знаниями   и   способами деятельности,   а   также   технологиями, которые   им   пригодятся   в   будущем.   В   этой ситуации,   безусловно,   ведущими   ресурсами   являются     новые     знания     Поэтому личности   образовательная     практика     современных   школ   ориентируется     не     только     на     применение   и   исследовательская     деятельность.   исследовательского метода   обучения,   но   и   на   целенаправленную   организацию   и   развитие исследовательской деятельности обучающихся.  Об     этом     свидетельствуют     нормативные     документы     системы     общего     среднего образования   (Концепция   государственных   образовательных   стандартов   второго поколения, Национальная   образовательная   инициатива   «Наша   новая   школа»).   Согласно   этим   документам современный   образовательный   процесс   ориентирован   на   субъектно­творческий     характер деятельности  современного  ученика:  «исследовательские проекты,  творческие  занятия,  в  ходе которых  школьники  научатся  изобретать, понимать  и  осваивать  новое,  быть  открытыми  и способными     выражать     собственные   мысли,     уметь     принимать     решения,     формулировать интересы  и  осознавать  свои возможности».   Настоящее время  требует нового человека ­ человека творческого, активного, неординарно мыслящего, способного нестандартно решать поставленные задачи, т.е. человека исследователя, способного осваивать новые знания на протяжении всей жизни. Модернизация   образования   ориентирует   на   развитие   познавательной   самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Известно, что в основе исследовательской деятельности человека лежит ориентировочно­исследовательский рефлекс (по И.П. Павлову), относящийся к группе безусловных рефлексов саморазвития, ориентированных на освоение новых пространственно­временных сред, обращённых к будущему, т.е. потребность в исследовании   заложена   генетически.   Поэтому,   на   мой   взгляд,  одним   из   важнейших   условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности,   результатом   которой   является   развитие   у   учащихся:   логического   мышления, Татаркина Галина Валерьевна, учитель химии, биологии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 МО Абинский район Краснодарского края 2 самостоятельности, способности к самоорганизации, созидательной деятельности, способствует приобретению жизненного опыта. А также надпредметных компетенций выпускника – умения работать с информацией, находить общий язык с другими людьми, ориентироваться в сложных жизненных   ситуациях,   вести   дискуссию;   одним   словом   жить   в   высокотехнологичном конкурентном мире.   Характеристика ведущих идей педагогического опыта Один из  философов как­то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно оставаться в голове ученика? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам и  способствовать развитию творческих способностей. Отрабатывая в ходе инновационной деятельности  данную проблему, я исходила из основной мировоззренческой   идеи   выдающегося   новатора   педагогики   В.В.   Давыдова   о   том,   что   школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем всех, без исключения, несмотря на разное имущественное положение семей, а также наследственные задатки детей. Рассмотрение     практических     вопросов     организации     ученических     исследований   дает   становится основание   самостоятельной  подсистемой  в  системе  общего  среднего  образования,  которая представлена   исследовательская     полагать,     что     деятельность     учащихся   в урочной и внеурочной работе общеобразовательного учреждения. Это приводит  к  применению разных     организационных     форм     и     методов     обучения,   обеспечивающих     реализацию предложенных  В.А.  Пиявским,  функций исследовательской деятельности:   поиск проблемы для исследования;   научное осмысление проблемы;   выдвижение ключевых идей и формирование плана решения проблемы;   освоение или создание необходимых обеспечивающих средств;   реализация отдельных составляющих плана решения проблемы;   синтез отдельных результатов в целостное решение проблемы;   оформление результата;   ввод результата в научный обиход, защиту и сопровождение решения;   внутренний критический анализ решения.  Поскольку  освоение  учащимися  новых  способов  получения  знаний  через собственные исследования   сближается   с   логикой    научно­познавательного   процесса,  поэтому   должны применяться  и  развиваться  все  перечисленные  функции.   Создание   условий   для   индивидуального   обучения,   основой   которых   является принцип сотрудничества,   партнерства   ученик­учитель   основанные   на   совместных   действиях   стали Татаркина Галина Валерьевна, учитель химии, биологии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 МО Абинский район Краснодарского края 3 определяющими   в   конструкции   моего   педагогического   опыта   по   теме   «Создание   модели организации научно ­ исследовательской и творческой деятельности учащихся».   Цели и задачи педагогического опыта Основной педагогической   целью   моей   работы   является   формирование   целостной системы  психолого­педагогического сопровождения учащихся, создание максимально возможных вариантов   выбора   образовательных   маршрутов   обеспечивающих   раскрытие   индивидуальных способностей каждого. Исследовательская работа – это целостная система, основанная на умениях учащихся. Она включает   в   себя   взаимосвязанные   действия,  направленные   на   формирование   устойчивого интереса  школьников и развитие общеучебных предмету умений и к             навыков  учащихся.    Поэтому   главная   моя   задача   как   педагога   это:  во­первых,   создать развивающую среду, где каждый мог бы реализовать свои способности и интересы; во­вторых, увидеть перспективу интересов ребенка, создать атмосферу сотрудничества учителя и ученика, выявить   школьников   с аналитическим   и   творческим  мышлением и   содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.  Реализация поставленных задач позволяет мне   обучать   учащихся   не   только   навыкам   исследовательской   работы   и   разным   способам обработки результатов исследования, но и воспитывать бережное отношение к природе родного края, понимать самоценность природы, считать высшей ценностью гармоничное развитие природы и общества. Самостоятельно выполненная работа это  маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции и увлекающая его в активный познавательный процесс. Поэтому ожидаемый результат всей моей работы  ­   развитие активной  жизненной позицией, умеющего противостоять любым трудностям. личности, воспитание творческой       выпускника   с Реализация поставленных целей и задач по формированию партнерских отношений между учителем   и   учеником,   овладение   технологиями развивающего   обучения,   определило   и   пути формирования у меня нового педагогического мышления.   Характеристика содержания деятельности  Анализируя  успешность   выпускников,   занимающихся   исследовательской   деятельность   в школе,   можно   сделать   выводы:   исследовательская   работа   не   только   способствует   усвоению универсального  алгоритма  научного  исследования,  но и способствует формированию   научного Татаркина Галина Валерьевна, учитель химии, биологии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 МО Абинский район Краснодарского края 4 мировоззрения, вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, позволяет определить предметную область дальнейшего обучения и быть успешными людьми. Таким   образом,   организация   научно­исследовательской   деятельности   учащихся способствует   развитию   социально­активной   личности, самоорганизации.   ее   самосовершенствованию   и Актуализация вопроса о подготовке учащихся к активному познанию окружающего мира обозначила  проблему   педагогического   сопровождения   данной   личности. Чтобы   оценить степень  успешности, необходимо видеть динамику качественных и количественных изменений в деятельности   учащихся,   выстроить   индивидуальную   траекторию   обучения   и   освоения исследовательских навыков и умений.   Научно­исследовательскую работу с использованием разнообразных научных методик может выполнить далеко не каждый ученик, а заниматься исследованием может каждый. Важно создать условия для реализации этих способностей. Много лет занимаясь этим вопросом и анализируя результаты своей  работы, пришла к выводу, что начинать обучать элементам исследования надо с начальной   школы.   В   младших  классах   учащихся   необходимо   обучать   только   элементам исследования, так как они  легко выполняют эту работу   под руководством учителя. В результате этой   работы   каждый   ребенок   должен   овладеть   элементарными   умениями   самостоятельной познавательной деятельности такими как: ­ умениями  работать с литературой ­ умениями  проводить лабораторные и практические работы по инструкциям ­ умениями  наблюдать, фиксировать полученные результаты и на их основе делать выводы. ­ умения формулировать цели, задачи и проблемы исследования. Необходимо заметить, что на сегодняшний день общепризнанных универсальных методик обучения   исследовательской   деятельности   нет.   В   то   же   время   практика   показывает,   что самостоятельные исследования школьникам вполне доступны. Для того чтобы развить у ребят навыки исследования все наблюдения и исследования должны быть систематичны и планомерны. При   этом   необходимо   учитывать   общее   развитие   ученика,   имеющийся   у   него   запас   знаний   и умений.   В   связи   с   этим,   в   исследовательской   деятельности   целесообразно применять дифференцированный подход к учащимся. С ребятами, имеющими низкие учебные возможности проводить   простые   наблюдения   за   растениями,   животными,   природными   объектами.   С   более сильными   учащимися   проводить  работы   исследовательского   характера,   ставить   несложные эксперименты. Татаркина Галина Валерьевна, учитель химии, биологии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 МО Абинский район Краснодарского края 5 К сожалению, данная форма работы не дает 100% вовлечение детей в активный учебный процесс,   но   позволяет   через   системную   максимальную   индивидуализацию   образовательного маршрута   каждого   школьника,   организовать  учебный  процесса   с   учетом   индивидуальных способностей,   возможностей   и   запросов   учащихся. Такая   форма   работы   позволяет   мне максимально   реализовать   индивидуализацию   обучения   школьников   и   частично реформировать классно­урочную систему обучения, которая реализуется мною во внеурочное время в системе дополнительного образования.  Проводимая работа с учащимися на уроках, позволяет мне выбрать группу учащихся для выполнения исследовательских работ более сложного характера. И только с детьми 8­9 класса я  приступаю   к   исследованиям   научного   характера.  Чтобы   получить   ожидаемый  результат исследование   необходимо   проводить   2­3   года.   Время   окончания   исследовательской   работы приходится на  10­11 классы, когда учащиеся уже осознанно относятся к своей работе и могут дать не только эмоциональную  оценку результатам своего труда, но и качественную.         Модель организации научно­исследовательской и творческой деятельностью учащихся Для  учителя самый главный судья не столько ученик, сколько  он сам. Педагог должен не только знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах, тогда он сможет дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей. Какие наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения  я ставлю во главу модели своей педагогической деятельности?  Это, прежде всего: ­ Системность. ­ Последовательность ­ Работа  с использованием  разнообразных методов и приемов в обучении ­ Учет психологических особенностей детей разных возрастных групп ­ Заинтересованность школьников  в собственной работе через наглядный результат своих достижений. Исходя   из   приведенных   определений,   рассмотренных   теоретических   и практических аспектов  организации  исследовательской  деятельности  учащихся, предлагаю апробированную модель   организации    научно­исследовательской   и   творческой   деятельности   учащихся  (рис.1), включающую  целевой,  содержательный,  деятельностный  и  результативный компоненты. Целевой   компонент   модели   определяет   назначение   функционирования   модели   в образовательном   процессе   школы   в   соответствии   с   современными   тенденциями развития Татаркина Галина Валерьевна, учитель химии, биологии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 МО Абинский район Краснодарского края 6 общества,  науки  и  образования,  а  также  принципы  и  психолого­педагогические  основания его  организации. Содержательный   компонент   модели   отражает   сущность   подготовки   учащихся   к исследовательской   деятельности   и   обеспечивает   раскрытие   системы   понятий   научной   сферы знаний  через  формирование  понятия  «исследование».  Формирование  понятия  как  элемента знаний  ученика  заключается  в  усвоении содержания  (существенных  признаков)  понятия,  его объёма  (совокупности  объектов, охватываемых  понятием),  установлении  связей  с  другими понятиями,  а  также овладении умением оперировать им в решении разнообразных задач.   Для  этого  мной  разработан   элективный   курс  «Основы  исследовательской   деятельности» (Приложение   1),     включающий   «Экспериментально­практический»         и     три     учебных     модуля:     «Интеллектуально­эвристический»,   «Методологический»,   которые   характеризуют   логику   научно­познавательного   процесса   по   А.С.   Майданову.   При этом выделяется     (модуль   Подготовительный     учащихся.     обучения     этап     три     этапа   «Методологический»)  направлен  на  изучение  учащимися  системы  методов  научного познания и   структуры   исследования.   Развивающий   этап   (модуль   «Экспериментально­практический») заключается  в  подборе  учащимися  и  практическом  использовании методов  научного  познания (общенаучных  и  специальных),  а  также  необходимых средств  при  выполнении  исследования. Контрольно­оценочный   осуществлении  учащимися  анализа достигнутых результатов собственного исследования.    (модуль   «Интеллектуально­эвристический»)     этап     состоит     в Деятельностный  компонент  модели  определяется  согласованной деятельностью ученика­ исследователя   и   учителя­наставника   (учёного)   по   достижению   цели   исследования,   а   также формированию и освоению учебных и исследовательских умений и операций. Реализация   исследовательской     деятельности     включает     также     три     этапа: пропедевтический   этап, позволяющий   учащимся   изучить   особенности   научного   познания через  раскрытие содержания  понятия  «исследование»;  ориентирующий  этап,  предполагающий выполнение   учащимися   краткосрочных   исследований   в   разных   предметных лабораториях (химической, биологической, экологической и др.) и специализирующий этап, обеспечивающий овладение   учащимися   специальными   методами   исследования   в   соответствии   со   спецификой выбранного объекта изучения.   На  основании  выделенных  принципов  к  формам  организации  и апробации  ученических исследований   следует   отнести:   элективный     курс,   кружковую работу, семинары,   научно­ практические   конференции   школьников   разного   уровня.   Некоторые   результаты Татаркина Галина Валерьевна, учитель химии, биологии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 МО Абинский район Краснодарского края 7 исследовательских работ  учащихся также обсуждаются на  уроках, учебный материал которых связан с тематикой ученических исследований.   Ведущими методами обучения являются:  ­  исследовательский  метод,  ориентирующий  учащихся  на  самостоятельное осуществление научного,  исследовательского  поиска  для  решения  познавательной  и технологической проблем собственного исследования;  ­     проблемный   метод,   обеспечивающий   постановку   учащимся   познавательной   и технологической  проблем  исследования,  выдвижение  гипотез  и  решение  частных вопросов работы;  ­     эвристический   метод,   направляющий   учащихся   на   решение   познавательной   и технологической   проблем   исследования   путём   их   разделения   на   подпроблемы, задачи, вопросы;  ­   проектный     метод,   позволяющий   учащимся     представить     решение  познавательной   и технологической  проблем  исследования  в  виде  спроектированного продукта (схемы, прибора, модели и т.п.), имеющего практическое значение.  Результативный  компонент  модели  обеспечивается  деятельностью  учителя­наставника и учащихся по оценке эффективности индивидуальной исследовательской деятельности.   Данную   модель   работы  я   стараюсь   реализовать   через   систему   уроков   и   внеклассных мероприятий.   Развитие   познавательного   интереса   к   предмету   и   исследовательских   навыков начинаю еще с 5 класса, где учебный материал позволяет проводить массу наблюдений, опытов. Дети   знакомятся   с   методикой   эксперимента,   формируют   умения   фиксировать   и обрабатывать  результаты.  В   среднем   звене   наиболее   эффективным   методом   исследовательской   работы   является проектная деятельность учащихся, не требующая особой длительности по срокам и позволяющая в дальнейшем перейти к выполнению уже исследовательских работ.  Так, например, при изучении темы «Кожа» учащиеся 8 класса проводят на уроке небольшую проектную  работу, целью которой является:  Проанализировать   на   основе   анкетирования   всегда   ли   школьниками соблюдаются правила личной гигиены. Определение цели и формулировка задач ­ это один из самых сложных этапов исследования. На первых порах необходимо оказывать помощь учащимся. При выполнении этой части работы на   которые  могут доске   записываю  глаголы   «доказать»,   «разработать»,   «обосновать», использоваться  для определения цели. Татаркина Галина Валерьевна, учитель химии, биологии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 МО Абинский район Краснодарского края 8 При   формулировании   задач   целесообразно   применять   глаголы   «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», «разработать». От   выбора   метода   зависит   все   исследование,   начиная   от   его   организации   и   заканчивая получение результата.     Уметь   увидеть   проблему,   поставить   конкретную   цель   и   задачи  часто   труднее,   чем их  решить. Для формирования этого компонента использую такие задания как умения задавать вопросы, смысловое чтение текста. Следует отметить, что эти задания используются на разных этапах исследовательской деятельности. Умение задавать вопросы рассматриваю как вариант, компонент умения видеть проблему, гипотезу (способ решения проблемы).  Вопросы могут быть разные по содержанию.  Поэтому    главным фактором  формирования   исследовательских   умений   является проблемное обучение на основе создания проблемной ситуации,  в целях развития противоречия между выдвинутой для решения задачей и имеющимся у учащихся в активе уровнем знаний, умений, навыков. При решении затруднений, возникающих перед учащимися, они выполняют ряд последовательных самостоятельных поисковых действий, которые приводят к формированию исследовательских умений.    Создание   проблемной ситуации и постановку проблемного вопроса осуществляю разными несложные рисунками, выполняя способами.  Работая с       текстом,     исследования, учащиеся сравнивают,   рассуждают,   анализируют,   находят   общие   признаки   и различия.   Применение  этих   методов  позволило   учащимся   самостоятельно   сформулировать гипотезу и определить цели и задачи исследовательской работы.  Этот этап имеет особое значение в исследовательской деятельности. Возникновение вопроса и формулирование проблемы – это «самый тонкий и творческий компонент» (Н.Б. Шумова).  Исследовательская   деятельность   успешно   дополняет   технологию   развития   критического мышления учащихся.   В процессе познания огромную роль играют эмоциональные факторы. Вся палитра эмоций, характеризующая эмоциональное состояние исследователя. С одной стороны это  переживание радости поиска, встреча с познаваемым новым миром, радость интеллектуального творчества – всё   это   должно   быть   пережито   учащимся,   чтобы   так   же   стать   эмоциональной   основой формирования исследовательских умений; с другой – маленькие неудачи в этой работе позволяют подготовить   эмоционально   подготовить   школьника   к   встрече   с   трудностями,   проблемами   во взрослой жизни. Татаркина Галина Валерьевна, учитель химии, биологии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 МО Абинский район Краснодарского края 9 Продолжением   урока   является   внеурочная   деятельность,   которая расширяет образовательное   пространство   и  позволяет   более   эффективно   выстроить   индивидуальную образовательную траекторию ученика. Внеклассную   работу   строю   по   принципам   доступности,   системности,   занимательности, добровольности, равного права как сильных, так и слабых учащихся, индивидуального подхода, развития активности и самостоятельности. Это позволяет мне проводить занятия с детьми во внеурочное время, что создает условия для более продуктивного образования вне стен классов и школьных  программ. Для учащихся  6­9 классов мною разработана программа кружка «Юный эколог»   (Приложение   2),   реализация   которой   позволяет   мне   создать   группу   учащихся интересующихся   предметом  и   развивать   навыки   ведения   наблюдений,   фиксировать   и обрабатывать   результаты   исследования,   расширять   кругозор   учащихся. Основной   целью   этой работы является вывести учащихся на более высокий уровень исследовательского мышления и вовлечение   учащихся   в   активную   самостоятельную   исследовательскую   работу,   где   учитель выступает в роли консультанта и партнера. Результативность предлагаемой модели Основными параметрами результативности являются:  устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;    положительная динамики уровня обученности; качественная динамика мотивации учебной деятельности; прочные навыки проектно­исследовательской деятельности. Социальный эффект от реализации модели:  развитие информационной, социальной  и коммуникативной компетентностей  учащихся;   создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и  исследовательской деятельностью у учащихся;   осознание ценности творческого открытия учащимися;   высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной  деятельности;  повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования  школьников. Результативностью также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время научно­исследовательской и проектной деятельностью по разным предметам.  Татаркина Галина Валерьевна, учитель химии, биологии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 МО Абинский район Краснодарского края В  соответствии  с  целевым,  содержательным  и  деятельностным  компонентами модели 10 оценка  эффективности  исследовательской  деятельности  учащихся осуществляется на уровне   (оценка ученика   (самооценка),   на   уровне   учителя­наставника   и     уровне     школы     на   эффективности исследовательского процесса администрацией).   Следует   отметить,   что   основная   идея   предлагаемой   модели   состоит   в   том,   что проектируемый     уровню сформированности понятия  «исследование» и  уровню овладения исследовательскими умениями   соответствует     содержания     педагогом     уровень     обучения   и  навыками.  Следовательно,  данную  модель  можно  адаптировать  и реализовать  и  для  других субъектов  исследовательской  деятельности.    Предлагаемая  модель  организации  научно­исследовательской и творческой деятельностью учащихся,     обладающая     свойствами     системности,     управляемости,   воспроизводимости, представляет    собой    научно    обоснованный     проект    действий   субъектов    образовательного процесса     школы     по    организации   исследовательской  деятельности     обучающихся.     Данная модель   позволяет   эффективно реализовать   ученические   исследования,   а   также   оценить исследовательскую деятельность обучающихся в индивидуальном и групповом режимах. Результатом внедрения предложенной модели является формирование исследовательского стиля   мышления   и   научного   мировоззрения   в   целом.   При   этом  становится возможным выстраивание   индивидуальной   траектории   обучения   отдельных   учащихся.   Индивидуальный подход к учащимся предоставляет неограниченные возможности для совершенствования ребенка и   дает   достаточно   высокие   результаты.   Происходит   не   только   совершенствование   знаний учащихся по предмету, но и развитие школьника. Анализируя   результаты   работы   учащихся   в   технологии   учебного   исследования,   можно сделать выводы, что организация научно­исследовательской деятельности учащихся способствует развитию социально­активной личности,  активизации познавательной деятельности  и повышению эффективности обучения. Мои   воспитанники  являются   постоянными   участниками,   призерами   и   победителями различных   конкурсов,   олимпиад и   конференций   районного   и краевого   уровня.  Среди них  есть  победители  краевой заочной краеведческой олимпиады «Наш край» (реферат по теме «Современное   состояние   реликтовых   растений   и   животных   Приморского   края»),   победители районной   научно­практической   конференции   «Зеленый   пояс   Амура»,  участники  14   краевой экологической   конференции   исследовательских   работ   школьников   «От   Года   Земли   –   к   Веку Земли» 2012 года («Экологическое исследование окружающей среды в селе Вишневка Спасского района   Приморского   края»,     Диплом   2   степени).   Работы   ребят принимали   участие   в  VIII Татаркина Галина Валерьевна, учитель химии, биологии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 МО Абинский район Краснодарского края 11 Дальневосточной   экологической   конференции   –   конкурсе   школьных   и   студенческих   работ «Человек   и   биосфера»   ­   2011   год   (Диплом   участника   конференции),   в  IV  краевой   научно­ практической конференции «Моя страна – моя Россия: истории российской государственности посвящается…».   Также   мои   воспитанники   участвовали  в   районном   конкурсе   социальных проектов «Я – гражданин России».   Каждый   творчески   работающий   учитель   понимает,   что   не   существует   универсальных образовательных   ресурсов,   и   лучше,   чем   «свое»,   созданное   самостоятельно   под   свой   стиль работы, ему не найти. А еще лучше – созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве с учениками и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную   деятельность.   И   в   заключении   хочется   сказать   ­   каждый   ребенок   изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта. Литература 1. А.М. Ковалев, О.В. Волкова «Интеграция общего и дополнительного образования», Ж.  Заместитель директора школы, № 6/июнь/2011. 2. М.В.Аргунова, «Личностно­ориентированное образование в современной школе», Ж,  Заместитель директора школы, № 11/ноябрь/2009. 3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании.   Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно­методическое пособие.  М.: АПК и ПРО. 2003. Татаркина Галина Валерьевна, учитель химии, биологии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 МО Абинский район Краснодарского края 12 4. Болотов   В.   А.,   Сериков   В.В.   Компетентностная   модель:   от   идеи   к   образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. 5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.:  Просвещение, 1985. 142 с. 6.  Бабанский Ю.К. Оптимизация учебного процесса. – М: Педагогика, 1997. 7.  Давыдов В.В. проблемы развивающего обучения. – М: Педагогика, 1986. 8. Дереклеева Н.И. Научно­исследовательская работа в школе. — М.: Вербум­М, 2001. 9. Масленникова А.В.,   Бессонова И.П.   Организация   детской   научно­исследовательской   и проектной   деятельности   учащихся   в   образовательных   учреждениях   (из   опыта   работы Зеленоградского   учебного   округа   г. Москвы). —   Научно­исследовательская   и   проектная деятельность учащихся. Выпуск 3 // Серия: Инструктивно­методическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. редактор Л.Е. Курнешова.—М.: Центр «Школьная книга», 2003. 10. Монахов В.М. Педагогическое проектирование – прогрессивная технология в условиях модернизации образования. // Экология. Культура. Образование. Выпуск девятый, 2003. 11. Овдиенко   Н.И. Рекомендации научным руководителям по методике выполнения научно­ исследовательской   работы   школьников   на   олимпиадах   и   научно­практических   конференциях.   // письмо Министерства Образования Ставропольского края, 2007 Татаркина Галина Валерьевна, учитель химии, биологии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 МО Абинский район Краснодарского края 13 Рис. 1. Модель организации научно­исследовательской и творческой деятельности учащихся Татаркина Галина Валерьевна, учитель химии, биологии Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 МО Абинский район Краснодарского края

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся

Модель организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017