Статья "Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии "
Оценка 4.9

Статья "Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии "

Оценка 4.9
Повышение квалификации +1
docx
биология +1
Взрослым
18.02.2019
Статья "Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии "
Данная статья содержит описание приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) из опыта работы учителя на уроках биологии и химии. Дано подробное описание этапов урока открытия нового знания (ОНЗ) по теме "Решение задач по уравнению реакции",8 класс, химия. Материал может быть использован для выступления на методическом объединении, практическом семинаре, педагогическом совете.
Статья Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии.docx
Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии   Учитель: Туманова Елена Борисовна, ГБОУ Школа №806              Скажи мне ­ и я забуду, покажи мне ­ и я запомню, дай мне  действовать самому ­ и я научусь. Данная китайская мудрость очень точно отражает идею системно­ деятельностного подхода в образовании по  ФГОС.  Наша задача, как  учителей, научить наших детей добывать знания самим, находить проблемные  места в обучении и понимать, что для нового действия необходимы новые  знания. Учеными  установлено, что только 10% информации ученики  запоминают на слух, 20%­зрительное восприятие, и до 70% информации  усваивается ребенком, если он выполняет действия самостоятельно. Поэтому  педагог  должен всегда помнить, что его задача состоит в том, чтобы  направлять учащегося, дать ему развиваться самому, но в тех рамках, в  которых нужно учителю.          Учебный труд,  как   и  всякий  другой,  интересен  тогда,   когда он   разнообразен.   Чем  больше  новый материал  связан  с  усвоенными   ранее   знаниями, тем   он  интереснее  для   учащихся.   Слишком легкий  и  слишком  трудный  материал  не  вызывает интереса.  Обучение  должно  быть  трудным,  но  посильным.  Одной  из  важнейших задач в  моей  работе  считаю  активизацию   познавательной  деятельности  учащихся   в  процессе  обучения  и развития  у них  умения  самостоятельной  работы.  Учащиеся на  уроках самостоятельно  приобретают  знания    в           процессе  работы с учебником,  литературными  источниками,  рисункам, схемами,  текстовыми  таблицами.           Уроки  стараюсь  выстраивать, включая  проблемные  вопросы.  Проблемное  обучение  учит  мыслить  логично, научно, творчески.  Например, 1) в   шестом  классе  при  изучении  темы « Фотосинтез»  урок   начинаю  поговоркой:   «  Каждый  человек  должен  в  своей  жизни  посадить дерево, построить   дом  и  родить  сына.   Почему  именно  посадить  дерево?». 2)В   8   классе   тему:  «Предупреждение   сердечно   ­   сосудистых заболеваний»  начинаю  с  прочтения  и  анализа  стихотворения  Р. Гамзатова «Прости меня, сердце моё»  Тебя я помучил немало. Как вспомню, ни ночи, ни дня Со мной ты покоя не знало, Прости, моё сердце, меня. Как плетью, ах, будь я неладен, Твоё подгонял колотьё. За то, что я был беспощаден, Прости меня, сердце моё. За то, что железным ты мнилось И мог  подставлять под копьё Тебя я, безумно на милость, Прости меня, сердце моё. Кружит, как над полем сраженья, Порой над тобой вороньё. За подвиги долготерпенья Прости меня, Сердце моё!      Затем учащимся задаются вопросы:  ­ За чтo, по вашему мнению, просит прoщение поэт  у свoего сердца?  ­  Каковы,   на   ваш   взгляд,     причины,   приводящие   к   заболеванию   органов кровообращения?  3)При изучении темы «Клеточная теория. Основные этапы развития учения о клетке» предлагается проблемный вопрос. «Роберт   Гук в 1665 году рассматривая под микроскопом срез пробки обнаружил, что она состоит из ячеек, разделенных перегородками. Эти ячейки он назвал клетками. А клеточная теория была сформулирована в середине 19 века, в конце 19­начале 20 века была сформулирована о клетке­  цитология».  Вопрос: Почему же между этими событиями такой большой разрыв во времени? Предполагаемый ответ: Вероятно, не было возможности рассмотреть и изучить   состав   и   строение   клетки,   так   как   микроскоп   был   несовершенен (малое увеличение). Вокруг  этого  вопроса  можно построить  обсуждение  всех  открытий, которые сыграли роль в становлении клеточной теории. 4) В отличие от деятельности по образцу творческая деятельность  реализуется только в новых ситуациях. Организуется эта деятельность, а  точнее усвоение опыта творческой деятельности только методами  проблемного обучения – проблемным изложением, исследовательским  методом или эвристической беседой. Так тему «Деление клетки. Митоз» в  10 классе  можно начать  с эвристической беседы:  «Каждую секунду на Земле гибнет от старости, болезней и хищников астрономическое количество живых существ.  Вопрос: Почему же жизнь на Земле не прекращается? Ответ: Потому что организмы способны размножаться.  Вопрос: А что лежит в основе размножения? Ответ: Процесс деления. Вопрос: Каково значение слова «деление»? Ответ: Деление – это распределение пополам. Вопрос: А что делится пополам? Ответ: Вся генетическая информация. Вопрос: Значит ли это, что вся генетическая информация передается по наследству в половинном объеме? Ответ: Нет, информация передается полностью. Вопрос: Тогда каким образом информация передается полностью? Ответ: Информация удваивается (редупликация ДНК). Вопрос: Каким образом и когда (в какой момент) происходит удвоение ДНК? Ответ: В период подготовки к делению. Вопрос: Как называется этот период? Ответ: Интерфаза. Вопрос: Что еще происходит в период интерфазы: Ответ: Биосинтез белка, удвоение хромосом, удвоение ДНК… Вопрос:   Удвоенная   хромосома   состоит   из   2   половинок.   Как   они называются? Ответ: Хроматиды…» Затем   учитель   напоминает   о   том,   что   наступает   деление,   которое называется   митоз.   Учащиеся   вспоминают   фазы   митоза,   озвучивают   их названия.  В   рамках   работы   лаборатории   №2   «Дидактическая   система деятельностного   метода   обучения»   мною   был   проведён   урок   химии   в   8е классе по теме «Решение задач по уравнению реакции». Тип урока в ТДМ (технологии деятельностного метода) – урок открытия нового знания (ОНЗ). На этапе «Новое знание» был обозначен способ действия­ «Алгоритм решения задач  по уравнению реакции». Зачитана задача « Сколько граммов серы нужно сжечь, чтобы получить 128  граммов сернистого газа?», записано «Дано». Пробное действие: «решить задачу по уравнению реакции». Конечно же, задача не решена.  Причина – «не смогли решить задачу, поскольку нужно учесть   уравнение   реакции   горения   серы»­   это   этап   урока   ОНЗ   «фиксация затруднения». Далее следует выяснение причины затруднения – «Нет знаний. Не   знакомы   с   алгоритмом   решения   задач   по   уравнению».   Следовательно, вытекает задача «узнать алгоритм решения задач по уравнению и научиться его применять».  Итак, обозначена «цель деятельности». При отборе средств для реализации цели были выбраны следующие средства для открытия: 1) Что показывают коэффициенты в уравнении реакции? 2) По какой формуле находят количество вещества? 3) Как по химической формуле состава вещества сосчитать молярную массу? Способом открытия запланирован  анализ. Составлен план «открытия нового знания»: 1) Составить  алгоритм решения задачи по уравнению 2) Решить по алгоритму  задачу на пробное действие  3) Соотнести с эталоном Эталон: Алгоритм решения задачи по уравнению реакции: 1) Записываем «Дано», «Что найти» 2) Записываем уравнение реакции. Расставляем коэффициенты 3) Под   уравнением   записываем   число   молей.   Над   искомой   величиной ставим «Х моль» 4) Переводим данную величину в моли, проставляем над уравнением 5) Составляем пропорцию и решаем её. Находим «Х» в молях 6) Переводим моли в граммы или литры ( в зависимости от того, что найти: массу или объём) 7) Записываем ответ Представлен эталон. Решена и проанализирована задача. На этапе «Рефлексии деятельности» решена подобная задача, организовано обсуждение.           Создание  проблемных  ситуаций, постановка  учебных проблем,  проблемных вопросов есть пути активизации обучения на уроках, которые  помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное  отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает  потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной  деятельности. У учащихся в наибольшей степени развиваются навыки  познавательной самостоятельности. Великий русский писатель Лев Толстой  сказал: « Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей  мысли, а не памятью».  Самостоятельно  приобретенные  знания  прочно   сохраняются в  памяти  учащихся. Формируется умение творчески,  нестандартно решать учебные задачи. При реализации проблемного подхода  большинство учащихся начинают положительно относиться  к учёбе,  овладевают навыками  преодоления трудностей в обучении. Используемая литература: 1. Лернер Г.И.. Роль учебно­методического комплекса в формировании универсальных   учебных   действий   на   уроках   биологии:   Проблемы формирования   универсальных   учебных   действий   средствами естественно­научного   образования:   Сборник   материалов   научно­ практической   конференции/   Под   ред.   М.Ю.   Демидовой,   С.Е. Мансуровой. – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. 2. Мансурова С.Е. «Формирование универсальных учебных действий и мировоззренческое развитие личности»:  Сборник материалов научно­ практической   конференции   /   Под   ред.   М.Ю.   Демидовой,   С.Е. Мансуровой – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. 3. Аболмасова   И.А.   «Научить   учиться   –   новая   ключевая   задача образования».   Проблемы   формирования   универсальных   учебных действий   средствами   естественно­   научного   образования:   Сборник материалов   научно­практической   конференции/   Под   ред.   М.Ю. Демидовой, С.Е. Мансуровой – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. 4. Лернер Г.И. «Содержание биологического образования в современных 2,   №   условиях   состав», лекция     и   его http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=66 5. https://infourok.ru/plankonspekt­uroka­po­biologii­na­temu­preduprezhdenie­ serdechno­sosudistih­zabolevaniy­vidi­krovotecheniy­okazanie­pervoy­pomos­ 1962464.html план­конспект урока «Предупреждение сердечно  сосудистых заболеваний. Виды кровотечений. Оказание первой помощи  при кровотечениях» 6. https://multiurok.ru/blog/kitaiskaia­mudrost­4.html

Статья "Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии "

Статья "Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии "

Статья "Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии "

Статья "Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии "

Статья "Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии "

Статья "Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии "

Статья "Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии "

Статья "Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии "

Статья "Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии "

Статья "Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии "

Статья "Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии "

Статья "Использование приёмов технологии деятельностного метода (ТДМ) на уроках биологии и химии "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019