Мастер класс на тему «Решение проектных задач как основа формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников"
Оценка 5

Мастер класс на тему «Решение проектных задач как основа формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
10.01.2017
Мастер класс на тему «Решение проектных задач как основа  формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников"
Целью данного мастер класса является знакомство с методикой решения проектных задач при организации внеурочной деятельности как мощного механизма формирования и развития навыков исследовательской деятельности младших школьников. В процессе работы учителя получают представление о работе по решению проектных задач посредством участия в групповой деятельности по решению проектной задачи, посвященной подготовке к Новому году.Мастер класс для учителей начальной школы по работе с младшими школьниками по решению проектных задач.
Мастер класс Решение проектных задач.docx

Мастер класс на тему «Решение проектных задач как основа  формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников"

                                                     Учитель МБОУ « СШ №10 с УИОП» г. Елец Бутырина Г. Н.

 

Методическая цель: Знакомство с методикой решения проектных задач при организации внеурочной деятельности как мощного механизма формирования и развития навыков исследовательской деятельности младших школьников.

Ход мастер – класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать.

Позвольте представиться…Бутырина Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СШ №10»

Тема мастер-класса: «Решение проектных задач как основа формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников (Слайд 1- тема)

Сегодня мне хотелось бы продемонстрировать организацию работы по решению проектных задач в рамках курса «Знание – сила».

Или : Моя цель: познакомить вас с методикой решения проектных задач при организации внеурочной деятельности как мощного механизма формирования и развития навыков исследовательской деятельности младших школьников.

ФГОС  предъявляет новые требования к системе обучения в школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть решение проектных задач в начальной школе, являющихся стартом для проектной деятельности в дальнейшем.

На протяжении нескольких лет в своем классе я провожу внеурочные занятия «Знание – сила», которые направлены на формирование исследовательских навыков обучающихся. Благодаря этим занятиям дети научились создавать коллективные и индивидуальные исследовательские проекты, которые получили достойную оценку на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Например, Добрин Кирилл с работой «Лучший материал для письма» стал победителем региональной конференции «К вершинам знаний -2016», а Меркулова Кристина заняла 2 место, представив на этой же конференции свою работу «Безопасная помада». Фомина Настя и Иванова Лиза с исследованиями, посвященными жизни и деятельности наших земляков, стали призерами регионального конкурса «Знатоки родного края». Зайцева Маша с работой «В лесу родилась елочка» стала призером муниципальной экологической конференции «Земля – наш общий дом», Токарева Вероника с исследовательской работой «Спорт в моей жизни» победила в городском конкурсе «Спорт – альтернатива пагубным привычкам». Работа Воротынцева Егора «Волшебство бумажных лент» стала победителем регионального конкурса «Лучший исследовательский проект»и победителем Всероссийского конкурса «Я – исследователь». Бутова Настя заняла 1 место с работой «У кого нет памяти, у того нет жизни» на Всероссийском конкурсе «Никто не забыт, ничто не забыто». С работой «Герб Росии» Муравьева Арина стала победителем муниципального, а затем и регионального этапа конкурса на знание символов и атрибутов государственной власти Россиийской Федерации. Ее работа направлена для участия во Всероссийском этапе конкурса.

Опытом работы я делюсь с коллегами, выступая на методических совещаниях и педагогических советах, проводя открытые уроки и мастер-классы. Размешаю статьи на педагогических сайтах в сети Интернет. А также активно участвую, побеждаю и становлюсь призером различных конкурсов регионального и Всероссийского уровня.

Принято считать, что главная цель школы – дать детям прочные знания. Конечно, хорошие знания – это немаловажно, но так хочется вырастить и воспитать такого ученика, который сможет легко адаптироваться в современной социокультурной среде. Тогда сразу встаёт следующий вопрос: как, с помощью чего достичь поставленной цели. И здесь нам на выручку приходит метод проектов. И мы используем эту педагогическую технологию. Но порой забываем о том, что при освоении этого рода деятельности  в начальной школе следует говорить не о методе проектов, а о применении системы проектных задач, которые подготовят младшего школьника к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Под проектной задачей понимается задача, в которой через набор заданий стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе, решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.

Через опыт решения серии подобных задач младшие школьники осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Что дает подобный тип задач?

    - Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной задачи.

    - Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.

    - Дает возможность посмотреть, как осуществляют дети «перенос» известных им способов действий на модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

    - рефлексировать (видеть   проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

    - целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);

    - моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

    - проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    - вступать в коммуникацию (взаимодействовать  при решении задачи,  отстаивать свою  позицию,  принимать или отклонять точки зрения других).

Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии исследовательских навыков у обучающихся младшей школы.

Рассмотрим теперь, каким же образом на практике удаётся осуществлять деятельность детей, направленную на решение проектной задачи.

Совсем скоро наступит Новый год. Мы все ждем этот праздник и готовимся к нему заранее: мастерим сувениры ,покупаем подарки, подписываем открытки.

Сегодня Вам предстоит окунуться в предновогоднюю круговерть и своими знаниями, умениями и действиями приблизить этот праздник. У каждой группы на партах лежат задания. Прочитайте внимательно инструкцию и выполните все в соответствии с ней.

Желаю Вам успехов.

 

Задание 1.Прочитайте стихотворение Ю. Никоновой «Снежный дед» и составьте  и запишите алгоритм (инструкцию, памятку), рассказывающую о том, как слепить снеговика.

Мы скатали вчетвером

Кособокий снежный ком.

А потом второй слепили

И на первый посадили.

Третий ком сел на второй,

Стал он круглой головой.

Снежный дед стоит готовый

Всем ребятам напоказ.

Вдруг спросил трехлетний Вова:

-Почему же он без глаз?

Закричала звонко Ната:

- Надо дать ему лопату

И приделать красный нос,

Чтоб он стал, как Дед Мороз.

Вслед за ней сказала Света:

Даже рук у деда нету!

Как без рук – хочу я знать

Сможет он лопату взять?

И помчались НАта с Вовкой

За лопатой и морковкой.

А Светлана без числа

Угольков нам принесла.

-Выбирайте покрупней,

Покруглей и почерней!

Бойко глянул дед глазастый

И кричим ему мы: -Здравствуй!

Не беда, что ты кривой,

Ты теперь совсем живой!

Этапы лепки снеговика.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

Задание 2.

Миша написал письмо Деду Морозу, мама насчитала в его письме семь словарных слов. А сколько словарных слов можете применить ВЫ? Составьте свой вариант письма.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 6.

"Собираем новогодний подарок"

На празднике Дед Мороз и Снегурочка традиционно дарят всем сладкие подарки. Помогите им составить новогодний набор не дороже 350 рублей, чтобы он состоял из каждого сорта конфет, указанных в таблице, и хотя бы одного фрукта с учётом предпочтения детей.

Сорт конфет

Цена за набор из 5 штук

"Сладкоежка" шоколадные

37 руб.

"Мишутка" шоколадные

42 руб.

"Забава" сливочная помадка

64 руб.

"Мур-мур" карамель

30 руб.

Мармелад "Вишенка"

45 руб.

Жевательная карамель

28 руб.

Результаты опроса учащихся начальных классов "Предпочтения по видам фруктов"

Фрукты

Предпочитают

Чаще всего едят

Примерная цена

за штуку

Яблоки

25

51

8

Бананы 

18

23

10

Апельсины

14

11

16

Мандарины

9

6

9

Груши

7

5

12

Киви

2

1

16

Гранат

1

-

38

 

 

Итог работы. Группы отчитываются о проделанной работе.

 

Проектная задача   является важным этапом подготовки к проектной деятельности, а собственно проектная деятельность по словам  Л.С. Выготского – это их «зона ближайшего развития». Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – требует творчества. Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования УУД и учебной деятельности у школьников.

Работу мастер- класса я предлагаю закончить словами:

 

«Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!»

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия

к мысли: Пособие для учителя/ Под ред. А. С. Асмолова. - М., Просвещение, 2008г.

  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. - М., 2008.

  2. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. / Под ред. А.Б.Воронцова


 

Мастер класс на тему « Решение проектных задач как основа формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников"

Мастер класс на тему « Решение проектных задач как основа формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников"

Россиийской Федерации. Ее работа направлена для участия во

Россиийской Федерации. Ее работа направлена для участия во

Рассмотрим теперь, каким же образом на практике удаётся осуществлять деятельность детей, направленную на решение проектной задачи

Рассмотрим теперь, каким же образом на практике удаётся осуществлять деятельность детей, направленную на решение проектной задачи

Миша написал письмо Деду Морозу, мама насчитала в его письме семь словарных слов

Миша написал письмо Деду Морозу, мама насчитала в его письме семь словарных слов

Мастер класс на тему «Решение проектных задач как основа формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников"

Мастер класс на тему «Решение проектных задач как основа  формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников"

Задание 6. "Собираем новогодний подарок"

Задание 6. "Собираем новогодний подарок"

Бананы 18 23 10

Бананы 18 23 10

ЛИТЕРАТУРА — 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:

ЛИТЕРАТУРА — 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017