Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"
Оценка 4.9

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
история
9 кл—11 кл
22.02.2018
Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"
В наше время очень актуальной становится проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Из жизни уходят люди, видевшие войну. Молодежь не всегда серьезно относится к истории Отечества, не стремится к изучению истории. В своем Мастер- классе я постаралась показать, какие методики использую я, для того, чтобы заинтересовать моих учеников и воспитать в них патриотические чувства.
Мастер-класс-1.doc
Патриотическое воспитание учеников на уроках истории» Автор: учитель истории МОБУ СОШ с.Зирган Таджибаева Гульнара Рустамовна Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на своем мастер­ классе!      Я­ учитель истории обществознания МОБУ СОШ с.Зирган   Таджибаева Гульнара Рустамовна.       Мое   педагогическое   кредо:  «  Трудностей   не   нужно   бояться,  их   нужно преодолевать!». Мне очень нравятся слова Василия Осиповича Ключевского: « Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь!» Действительно,   если   с   любовью   относится   к   своему   делу,   оно   начинает приносить замечательные плоды. Плоды нашего труда­ увлеченность и успех наших учеников! В работе каждого педагога есть идея, которую он старается реализовать в своей практике. Мое твердое убеждение заключается в том, что именно на учителя истории ложится   ответственность   за   патриотическое   воспитание   подрастающего поколения.   Именно   мы,   на   каждом   уроке   можем   способствовать формированию гражданских позиций наших учеников.  Кто   такой   ГРАЖДАНИН?   На   мой   взгляд,   это   прежде   всего   человек неравнодушный, знающий, любящий свою Родину, уважающий ее историю и ценящий культурное наследие своих предков!  Именно   на   уроках   истории   ученики,   изучая   прошлое   своего   Отечества, начинают   осознавать   уникальность   своей   культуры,   значимость   этих ценностей для современного общества.   учеников на уроках истории »    «неудобными темами». Я сейчас поясню, что я имею в виду.  Князь Владимир убивает своего  брата Ярополка, убивает полоцкого князя Рогволда   и   насильно   женится   на   его   красавице   дочери.   В   истории   князь Владимир остался как Владимир Красное Солнышко. Ивана Грозного история запомнила   как   тирана,   при   этом   сыграл   в   укреплении   и   расширении государственных границ большую роль,   имеет много и других заслуг перед Отечеством.     В истории много таких моментов, которые сложно однозначно объяснить, а тем более сложно на их примерах привить какие­то патриотические чувства. Сложно, но возможно!  Я поставила перед собой цель: ученик, выходя с моего урока должен годиться за свое Отечество, уважать и ценить его историю!   Способов патриотического     Итак,   тема   моего   Мастер­класса:   «   Патриотическое   воспитание     На   уроках   истории   мы   часто   сталкиваемся   с   проблемой   работы   с 1 воспитания, которые я использую на своих уроках много. Остановлюсь на некоторых из них  1 2 3 4 5 Политическая минутка. Урок­ игра: « Встать, суд идет!» Исследовательская работа. Тематический урок в краеведческом музее. Урок­ практикум.          Хотелось бы поговорить об этих методах по подробнее. «Все новое, это хорошо   забытое   старое!»     Вспоминаю   наше     Советское   прошлое   в   мои школьные   годы.   Обязательной   частью   урока   была   полит.   минутка. Попробовала внедрить эту идею в своей работе. Получилось, и даже очень хорошо!      1.   На   политическую   минутку   я   выделяю   всего   5   минут,   3   минуты   политический   обзор   (один   из   учеников   предварительно   получает   задание, подбирает   материал   и   готовит   политический   обзор,   где   освещает   важные события дня)  В   наше   время,   к   сожалению,   дети   мало   читают,   газеты   и   журналы   среди молодежи   не   популярны,   дети   редко   просматривают   информационные передачи.   Так   вот,   политическая   минутка   –   это   хорошая   мотивация   для учеников. Они с интересом смотрят информационные передачи, подбирают подходящий материал в газетах и журналах, беседуют и получают советы от родителей. На уроке выступление докладчика обсуждается.       2.  Бывают исторические личности, на примере которых легко добиться патриотической   воспитательной   цели,   например,   Александр   Невский, Дмитрий   Донской,   Петр   Великий   и   т.д.   А   как   быть,   когда   героем   урока является   Иосиф   Виссарионович   Сталин,   тиран   и   виновник   в   смерти миллионов   сограждан?!   Но     именно   он   стоял   во   главе   России   – Победительницы   во   Второй   Мировой   войне!   Когда   умер   Сталин,     народ горячо оплакивал эту потерю человека, которого считали « отцом народа».! В этих случая  я  часто  провожу  уроки  ролевой  игры ­ «Встать – суд идет!» Ребята   очень   любят   ролевые   игры,   когда   они   играют   роли   «судей», «обвинителей»   и   «защитников».   Ребята   заранее   готовятся   к   своей   роли, приходят с дополнительным материалом, с подготовленными выступлениями и докладами. Неважно, кто окажется на «высоте» и какой приговор будет вынесен «подсудимому». Важен сам факт того, что ребята рассматривают эту тему глубже, всесторонне и конечно найдут объяснения каким­то моментам, 2 ошибкам   и   преступлениям.  (   Например,     Иван   Грозный,   несчастный мальчик   сирота,   с   пошатнувшимся   психических   здоровьем, подвергавшийся насилию со стороны бояр. А больных, как правило, не судят! )     3. Еще одна из форм патриотического воспитания – это исследовательская работа. Здесь возможностям и фантазии ребят нет предела. Вот где можно использовать огромный патриотический потенциал ребят. Моими учениками подготовлено   несколько   работ   на   патриотические   темы,   это   такие   как: «Холокост», «У ваххабизма и терроризма одно лицо» и, наконец, последняя работа   моих   учениц   11   класса   «Он   защищал   Родину».   Эта   работа   заняла первое место на Республиканской научно­исследовательской конференции . Поводом к исследованию послужила ситуация, когда мы с ребятами через сайт   Мемориал   разыскивали   пропавших   без   вести   в   годы   Великой Отечественной войны родных и односельчан. Нам удалось узнать информацию о   прадеде   Мутагаровых   Дианы   и   Динары.  Сегодня   я   не   буду   вдаваться   в подробности проделанной нами работы, скажу только что в результате этой работы   была   найдена   могила   Мутагарова   Гали   Мутагаровича,   которая находится в Германии. И даже один из внуков смог поехать на могилу к деду и положить горсть башкирской земли. Такая работа  очень ярко способствует поднятию патриотического духа молодежи. Девочки были в восторге, семья счастлива. Результат воодушевил остальных ребят! 4.Очень хорошо получаются тематические уроки в краеведческих музеях. В этом плане нам, зиргановцам очень повезло! У нас очень богатый на музейные экспозиции сельский музей и расположен он совсем рядом со школой. Мы имеем возможность проводить там уроки, и внеурочные мероприятия.  Кроме того,   организовываем   поездки   в   музеи   г.Мелеуза,   в   прошлом   году   я   с учениками была в национальном музее города Уфа, в музее Боевой славы Башкортостана. На экране вы можете увидеть фотографии таких уроков и занятий. 5.И наконец, хочу рассказать о возможность практической работы на уроках истории. Не все учебники истории  включают работу с источниками. Работа с источниками позволяет  по глубже окунуться в тему, раскрывает ее со всех сторон, позволяет ознакомиться с разными точками зрения. Обычно,   урок практикум я провожу в конце главы. Ребята не только изучают источники, анализируют   их,   дискутируют,   делают   выводы.   Показать   полностью   такой урок я конечно сейчас Вам не могу. Но хотелось бы сейчас с вами разыграть один фрагмент такого урока. Во время изучения Второй мировой войны я услышала  реплику одного из моих учеников. Суть реплики заключалась в том, что Германия и союзные с ней государства даже после поражения процветают и может быть,   неплохо было бы тогда проиграть Германии, чтобы и Россия сейчас была бы такой же богатой и процветающей?! 3 Я   оказалась   в   очень   непростой   ситуации.   Что   делать,   сделать   замечание, поставить     оценку   «2»,   вступить   в   спор?!   Решила   сделать   по­другому. Подобрала материал и провела практическое занятие. После окончания этого урока у ребят сомнений в том, что Победа уберегла наш народ от настоящей катастрофы, не оказалось! Участники мастер класса получают карточки с заданиями. 1.В   чем   заключались   причины   неудач   Красной   армии   на   начальном этапе Великой Отечественной войны? Документальное свидетельство «Из донесения помощника военного атташе США в СССР от 16 июня 1941 года. «В сравнении с высокомоторизованными, боеспособными, современными армиями,   уже   создаваемыми   в   различных   странах   мира,   боеспособность Красной   армии   в   настоящее   время   находится   на   относительно   низком уровне…В   результате   1938   г   из   армии   были   изгнаны   способные военачальники,   что   сделало   ее   сегодняшний   высший   командный   состав   в качественном отношении неполноценным. Офицерский корпус в целом может быть   охарактеризован   подобным   же   образом   за   исключением   офицеров молодого   возраста.   Пехоту   следует   оценить   как   род   войск,   способный выполнять   приказы   командования,   но   нельзя   сказать,   что   она   делает   это хорошо. Она испытывает недостаток способных командиров и недостаточно хорошо   обученных   унтер­офицеров.   Артиллерия   имеет   в   достаточном количестве   устаревшее   снаряжение,   но   очень   немного   такого,   которое является   современным.   Техника   ведения   огня   может   быть   оценена   как превосходная. Танковые войска, как представляется, находятся в отличном состоянии,  но   они   не   располагают   достаточным   количеством   современных тяжелых танков. Вооружение средних танков оставляет желать лучшего. Короче   говоря,   самая   большая   слабость   советской   армии   состоит   в недостатке современного снаряжения, вооружений и техники. В качественном и   количественном   отношении   она   нуждается:   в   усилении   современными самолётами,   артиллерией   и   автотранспортом.   Эти   недостатки   снижают   её воздушную мощь и мобильность. Она не сможет противостоять действующей в наступательном духе, высокоподвижной армии, оснащённой   современным снаряжением и вооружением». 2.Какими были планы Гитлера по отношению к территориям и народам СССР? «Я надеюсь, что нам удастся полностью уничтожить понятие « евреи», так как существует возможность массового переселения всех евреев в Африку или в какую – нибудь другую колонию. Несколько времени потребуется для того, 4 чтобы на нашей территории исчезли такие народности, как украинцы, гораки и лужичане­ славянский народ, живущий в Восточной части Германии. Все, что было   сказано   об   этих   отдельных   народностях,   в   еще   большей   степени относится к полякам….Для не немецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной   школы.   Целью   обучения   в   этой   народной   школе   должно   быть только: простой счет, самое большее до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть   честным,   старательным   и   послушным.   Умение   читать   я   считаю ненужным.»Из записки Г.Гиммлера «Некоторые соображения об обращении с местным населением восточных областей.» «Важно,   чтобы   на   русской   территории   население   в   своем   большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот для германского руководства. Это масса расово неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая история этих областей, в  руководстве….Целью   немецкой   политики   по   отношению   к   населению   на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого   уровня,   чем   у   немцев.   То   же   самое   относится,   между   прочим,   к чрезвычайно   плодовитым   народам   Кавказа,   а   в   будущем   частично   и   на Украине…Следует пропагандировать также добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми и профилактическим прививкам против детских болезней…Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени,   чтобы   он   не   был   больше   в   состоянии   помешать   нам   установить немецкое   господство   в   Европе».   Из   замечаний   и   предложений   по   плану «ОСТ»,   начальника   отдела   1­го   главного   политического   управления   « восточного   министерства»,   доктора   Ветцеля   «К   вопросу   о   будущем обращении с русским населением».27 апреля 1942 г. «Примерно 10 км севернее Брянска мы проезжали мимо горящей кучи тел, из которых   еще   вырывались   крики   сжигаемых   жертв.   Вокруг   стояло гражданское   население,  люди   плакали,   кричали   от   ужаса   и   причитали….Я спросил солдата:  и вы их просто так сжигаете?  ­А что же с ними еще делать, с русскими,­ ответил солдат,­ не хватит деревьев, чтобы можно было бы их перевешать».Из показаний пленного обер­ ефрейтора Арно Швагера. «Немцы   вовсе   не   думают   готовить   наших   русских   детей   на   получение среднего   или   высшего   образования   –   немцы   думают   воспитать   из   них молодежь, физически пригодную для работы в немецком сельском хозяйстве. В замечаниях по изучению отдельных предметов говорится: Немецкий язык: « Дети   должны   научиться   изъясняться   по­немецки   в   повседневной   жизни». Русский язык: « кончая 4­класс, ученик должен быть в состоянии плавно, с выражением   читать   русскую   книгу   или   газету…»Арифметика:   «Кончая   4­ класс, дети должны быть в состоянии решать 4 основных действия с любыми 5 полными   числами».Из   доклада   представителя   центрального   штаба партизанского движения на Калининском фронте. .   3. Какие варианты поведения людей на оккупированных территориях отражены в документах? Подумайте, чем оно определялось? Чем, на ваш взгляд   ,   обусловливался   выбор   людьми   той   или   иной   общественной позиции?   Проанализируйте   обращение   так   называемого   Русского комитета. Какие цели в нем провозглашались? На что рассчитывали его авторы?  «Существующие   сейчас   партизанские   отряды   не   должны   замыкаться,   а втягивать в партизанскую борьбу все более широкие слои населения. Нужно, наряду   с   организацией   новых   партизанских   отрядов,   создавать   среди населения   проверенные   партизанские   резервы,   из   которых   и   черпать пополнения или формировать дополнительно новые отряды. Нужно повести дело   так,   чтобы   не   было   ни   одного   города,   села,   населенного   пункта   на временно   оккупированной   территории,  где   бы   не   существовало   в   скрытом виде   боевого   резерва   партизанского   движения».Из   приказа   №   00189   «   О задачах партизанского движения». «С   самого   начала   военной   кампании   против   Советской   России   во   всех оккупированных   Германией   областях   возникло   коммунистическое повстанческое движение. Это движение носит различный характер, начиная с пропагандистских выступлений и покушений на отдельных военнослужащих немецкой   армии   и   кончая   открытыми   мятежами   и   организованной партизанской войной». Фюрер   приказал   применять   повсюду   самые   решительные   меры   для   того, чтобы в кратчайшие сроки подавить это движение…При этом следует иметь в виду,   что   человеческая   жизнь   в   соответствующих   странах   в   большинстве случаев не имеет никакой цены и что устрашающего действия можно добиться лишь   с   помощью   исключительно   жестоких   мер».   Из   приказа   генерал­ фельдмаршала диверсионной службы вермахта на южном участке советско­ германского фронта Г. Оберлендера. Октябрь 1941г. «Поднимали   людей   на   борьбу   не   только   политические   убеждения. Большинство боролись за освобождение Родины, против нацистского « нового порядка»,   многие   стремились   защитить   или   отомстить   за   своих   родных   и близких  или облегчить борьбу  сыновей,  ушедших в Красную Армию   и т. Побудительные   мотивы   были   различны,   но   все   отстаивали   честь   и достоинство   страны.   Некоторые   историки   считают   что   возникновение   и усиление   сопротивления   оккупантам   было   лишь   ответом   на   жестокое обращение с местным населением, что мол, у него не было другого выбора, как   идти   к   партизанам.   Они   не   учитывают,   что   оккупанты   проводили политику   кнута   и   пряника,   скрывали   свои   планы   превращения   СССР   в колонию   третьего   рейха   и   массового   уничтожения   его   населения,   вели пропаганду   о   том,   что   Германия   ведет   войну   якобы   во   имя   неких   « 6 освободительных целей». Кульков Е. Мягков М, Ржешевский О.Война 1941­ 1945 гг.факты и документы.» «Кроме грузинского и армянского легионов, в районе Моздока оперирует так называемая Кавказский батальон…По национальному составу смешанный: 1­я рота­ грузины и немцы, 2­я рота­ смешанные национальности Дагестана, 3­ я рота­ азербайджанцы и немцы, 4­я рота­ грузины и армяне, 5­я рота­ штабная, укомплектована   была   белоэмигрантами   (   около   30   человек).Командный состав штабной роты целиком состоял из немцев. Немцы обещали солдатам после взятия Кавказа самоуправление и землю. Солдаты же азербайджанцы, армяне, грузины говорили между собой, что им незачем воевать за немцев и стрелять в своих братьев, но боясь расстрела со стороны русских, они не переходят   на   сторону   Красной   Армии…В   Польше   формировались   так   же азербайджанский, узбекский, казахский, русский и украинский легионы». Из докладной записки командующему войсками Закавказского фронта генералу армии И.В.Тюленеву о национальных формированиях в составе германской армии.(12 октября 1942 г.)   «Друзья   и   Братья!   Большевизм   ­   враг   Русского   народа.   Неисчислимые бедствия   принес   он   нашей   Родине   и,   наконец,   вовлек   русский   народ   в кровавую войну за чужие интересы…Несмотря на самоотверженность бойцов и   командиров,   несмотря   на   храбрость   и   жертвенность   Русского   народа, проигрывалось   сражение   за   сражением.   Виной   этому­   гнилость   всей большевистской   системы,   бездарность   Сталина   и   его   главного   штаба… Германия ведет войну не против русского народа и его Родины, а лишь против большевизма….Для объединения Русского народа и руководства его борьбой против   ненавистного   режима,   для   сотрудничества   с   Германией   в  борьбе   с большевизмом,   за   построение   Новой   Европы   мы,   сыны   нашего   народа   и патриоты   своего   Отечества,   создали   Русский   Комитет.   Русский   Комитет ставит   перед   собой   следующие   цели:     А.Свержение   Сталина   и   его   клики, уничтожение большевизма. Б.Заключение почетного мира с Германией. В.Создание в содружестве с Германией и другими народами Европы новой России, без большевиков и капиталистов. Председатель русского комитета генерал­ лейтенант А.А.Власов. Секретарь Русского Комитета Генерал­ майор В.Ф.Малышкин».Из обращения Русского Комитета к бойцам и командирам Красной Армии, ко всему русскому народу и другим народам Советского Союза. Уважаемые коллеги, давайте проанализируем   источники и поделимся своими мыслями. 1.Судя по источнику из донесения военного атташе США   в СССР, они все таки   пытались   спрогнозировать   результаты   возможной   войны.   Американцы недооценивали военную мощь советской армии, считая ее слабой.  7 2.Из последующих источников мы видим планы немцев по уничтожению таких нация как : цыгане, евреи, украинцы, русские, поляки и т.д. В планы немцев не входило обучать, развивать представителей местного ненемецкого населения. Часть населения должна была быть уничтожена, оставшаяся часть населения должна   была   служить   на   благо   Германии,   выполнять   самую   грязную физическую   работу.     Из   этого   не   стоит   строить   иллюзии   и   «   счастливом будущем захваченных немцами территорий»! 3.   В   планы   гитлеровцев   входило     применять   повсюду   самые   решительные меры для того, чтобы в кратчайшие сроки подавить это движение…При этом следует иметь в виду, что человеческая жизнь в соответствующих странах в большинстве случаев не имеет никакой цены и что устрашающего действия можно добиться лишь с помощью исключительно жестоких мер». И т.д. Уважаемые коллеги, если вас заинтересовал материал моего полного урока, вы можете найти его на моем сайте http://tadzhibaeva.ru/. Что   ж,   мое   выступление   подошло   к     концу.   Я   надеюсь,   что   оно     было полезным для вас! 8

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"

Мастер- класс "Патриотическое воспитание учеников на уроках истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018