Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"
Оценка 4.7

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
химия
10 кл
01.04.2017
Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"
В данном материале представлен мастер-класс по химии по теме "Природные полисахариды". Представлены все этапы мастер-класса и все этапы экспериментально-исследовательского проекта по природным полисахаридам - крахмалу и целлюлозе. Данная работа может быть использована учителем химии как форма выполнения практической работы по теме "Углеводы", а может быть использована и на внеурочных занятиях химического кружка, факультатива и т.п.
Мастер-класс.docx
Мастер-класс по теме «Химический взгляд на природные полисахариды» Кравчук О.Ф., учитель химии МАОУ «СОШ№30» г. Перми Ход мастер-класса 1.Вступительное слово учителя – Кравчук О.Ф. (о цели и задачах данного мастер-класса) 2. Форма мастер-класса – экспериментально-исследовательский проект 3.Актуальность данной темы и проблемная ситуация – анализ текста о природных полисахаридах (приложение 1) 4.Постановка цели проекта (приложение 2) 5.Выполнение проекта (приложение 3) 6.Подведение итогов 7.Комментарии и рекомендации Приложение 1 Природные полисахариды – крахмал и целлюлоза              Ежедневно сталкиваясь с множеством продуктов питания, продуктов промышленного производства, мы не задумываемся о том, что любые  вещества, которые в них встречаются, обладают собственными свойствами, которые мы используем. Человек с момента своего появления на Земле  употреблял растительную пищу, содержащую крахмал, использовал для своих нужд древесину и другие растительные объекты, состоящие из  целлюлозы. Оказалось, что и крахмал, и целлюлоза относятся к углеводам, по строению представляют собой природные полисахариды. И крахмал, и  целлюлоза  имеют сходство ­ образуются в растительных клетках. Наиболее важным углеводом для человека является крахмал, который входит в  состав картофеля, хлеба, круп. В дневном рационе он обычно составляет 80—85% общего количества углеводов. Доказано, что, разрушаясь в  организме, 1 г  крахмала дает энергию, равную 16,7 кДж, или 4 ккал, необходимую для жизни человека. А вот древесина, хлопок, лен состоят из  целлюлозы. Это вещество наш организм переварить совершенно не в состоянии, и поэтому возможности использования растения в пищу у нас  довольно ограничены.               При рациональном питании доля крахмала должна составлять 80% от общего количества углеводов. В пищеварительном тракте под влиянием ферментов крахмал превращается в глюкозу, а та в свою очередь, в клетках окисляясь, дает большое количество энергии, необходимой для  функционирования живого организма. Из продуктов питания наибольшее количество крахмала содержится в макаронных и мучных изделиях, крупах  и картофеле. Роль целлюлозы в организме заключается в образовании и выведении из организма желчных кислот, в состав которых входит холестерин, способствующий развитию атеросклероза, ишемической болезни сердца и др  Среди пищевых волокон целлюлоза играет важную роль в нормализации  полезной кишечной микрофлоры, снижении активности гнилостной микрофлоры, выведении шлаков и освобождении организма от вредных продуктов обмена веществ. Железы желудочно­кишечного тракта человека не вырабатывают ферментов, которые бы ее расщепляли, поэтому не в состоянии  переварить ее. Приложение 2 Экспериментально­исследовательский проект по теме: «Химический взгляд на природные Этапы проектной деятельности полисахариды» Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникатив ные Адекватная мотивационная  основа учебной деятельности,  включающая в себя социальные и  внешние мотивы. Осознали  жизненные ценности и выявили  проблемную ситуацию. Прогнозирование. Самооценка, взаимооценка. Проблемная ситуация Ежедневно сталкиваясь со множеством продуктов питания, продуктов промышленного производства, мы не задумываемся о том, что любые вещества, которые в них встречаются обладают собственными свойствами, которые мы используем. Человек с момента своего появления на Земле употреблял растительную пищу, содержащую крахмал, использовал для своих нужд древесину и другие Знакомство с разными Определить социальные границы проблемной ситуации. Постановка вопросов. Умение вести дискуссию. источниками, используемыми для поиска необходимой информации. Самостоятельное выделение необходимой информации. Использование логических действий и операций. растительные объекты, состоящие из целлюлозы. Оказалось, что и крахмал, и целлюлоза относятся к углеводам, по строению представляют собой природные полисахариды. И крахмал , и целлюлоза  имеют сходство ­образуются в растительных клетках. Наиболее важным углеводом  для человека является крахмал, который входит в состав  картофеля, хлеба, круп. В  дневном рационе он обычно  составляет 80—85% общего  количества углеводов.  Доказано, что, разрушаясь в  организме, 1 г  крахмала дает энергию, равную 16,7 кДж, или  4 ккал, необходимую для жизни  человека. А вот древесина,  хлопок, лен состоят из  целлюлозы. Это вещество наш  организм переварить  совершенно не в состоянии, и  поэтому возможности  использования растения в пищу  у нас довольно ограничены. Проблема Мы попытаемся проверить  наличие  полисахаридов(крахмала и  целлюлозы)  в продуктах  питания , растениях и часто  используемых в быту предметах по характерным химическим  свойствам.   Личностное,  жизненное,  самоопределение. Увидели и    правильно  поставили проблему. Целеполагание. Прогнозирование. Структурирование знаний. Постановка проблемы Умение слышать, слушать и понимать собеседников. Умение вести дискуссию. Уметь договариваться. Жизненное самоопределение. Нравственно­этическое оценивание. Творческое отношение к определению актуальности проблемы. Прогнозирование. Самооценка. Структурирование знаний. Логические операции. Умение вести дискуссию. Актуальность проблемы При рациональном питании  доля крахмала должна  составлять 80% от общего  количества углеводов. В  пищеварительном тракте под  влиянием ферментов крахмал  превращается в глюкозу, а та в  свою очередь , в клетках  окисляясь, дает большое  количество энергии,  необходимой для  функционирования живого  организма. Из продуктов  питания наибольшее количество крахмала содержится в  макаронных и мучных изделиях, крупах и картофеле. Роль  целлюлозы в организме  заключается в образовании и  выведении из организма  желчных кислот, в состав  которых входит холестерин,  способствующий развитию  атеросклероза, ишемической  болезни сердца и др. Среди  пищевых волокон целлюлоза  играет важную роль в  нормализации полезной  кишечной микрофлоры,  снижении активности  гнилостной микрофлоры,  выведении шлаков и  освобождении организма от вредных продуктов обмена  веществ. Железы желудочно­ кишечного тракта человека не  вырабатывают ферментов,  которые бы ее расщепляли,  поэтому не в состоянии  переварить ее. Цель  Рассмотреть важнейшие полисахариды в сравнении их свойств, значения и применения. Смыслообразование. Поставили реальную цель исследования. Целеполагание Логические действия и Навыки совместного операции. сотрудничества. Планировать и организовать сотрудничество с учителем, родителями, учениками. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. Распределять роли. Личностное, жизненное самоопределение. Проявили учебно­познавательный интерес, широкую мотивационную основу и поставили перед собой задачи. Прогнозирование .Самооценка. Структурирование знаний. Логические действия и операции. Задачи 1)выбрать образцы продуктов питания и бытовых предметов для исследования 2)определить методику исследования; 3)провести экспериментальное исследование образцов на наличие полисахаридов в них; 4)обработать результаты исследования; 5)сделать экспертное заключение Механизмы Для проведения исследования использовать эксперимент Личностное самоопределение Планирование. Прогнозирование. Моделирование. Распределять роли. Уметь договариваться. Смета 1) Образование групп; 2) Распределение обязанностей в группах Личностное и жизненное самоопределение. Планирование. Коррекция. Логические операции и Распределять роли. Контроль. действия. Взаимно контролировать действия друг друга. План 1)выдвижение гипотезы; 2)проверка опытом; 3)объяснение наблюдаемого при выполнении опыта Технологический этап Опыт1.Исследование отношения к   воде   разной   температуры крахмала и целлюлозы. Опыт2.Исследование отношения к йоду крахмала и целлюлозы. Личностное и ученическое Планирование. Коррекция. Логические операции и Учитывать позицию самоопределение для составления плана. Контроль. действия. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. Прогнозирование. Контроль и коррекция. Саморегуляция. Логические действия. Использование знаково­ символических средств. собеседника. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. Правильно выражать свои мысли в речи. Уважать в общении и сотрудничестве партнеров и самого себя. Презентация Результаты оформляются в виде Таблицы, схемы, плаката, презентации. Нравственно­этическое оценивание. Личностное, жизненное, профессиональное самоопределение. Прогнозирование .Коррекция. Оценка. Структурирование знаний. Использование знаково­символических средств Рефлексия Нравственно­этическое оценивание. Смыслообразование. Самооценка. Взаимооценка. Оценка. Анализ, как логическая операция. Идет анализ проделанной работы Адекватно передавать информацию. Отображать предметное содержание и условия деятельности в монологической и диалогической речи. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Умение вести дискуссию. Приложение 3 Инструкция по выполнению эксперимента по теме «Сравнение химических свойств природных полисахаридов – крахмала и целлюлозы» 1.Среди предложенных для исследования веществ выберите те, которые содержат в своем составе крахмал и целлюлозу – продукты питания, овощи, фрукты. Всего два образца. 2.Из всех химических свойств крахмала и целлюлозы нам интересны только те, которые используются для обнаружения этих веществ в продуктах питания и имеют практическое значение. Мы будем исследовать отношение к воде комнатной температуры, отношение к горячей воде и отношение к раствору йода. Крахмал и целлюлоза по- разному реагируют с этими веществами. Это может быть использовано для распознавания крахмала и целлюлозы в продуктах питания и дальнейшего применения их в пищу. 3.Порядок выполнения эксперимента: А) Берем 2 пробирки. В первую пробирку помещаем порцию образца №1. Во вторую пробирку порцию образца № 2. В обе пробирки наливаем по 5 мл воды (до середины пробирки). Что происходит с образцами в воде комнатной температуры? Б) Оба образца с водой нагреваем до кипения. Что происходит с образцами при повышении температуры воды? В) Берем 2 предметных стекла. На первое помещаем порцию образца №1, на второе порцию образца № 2. На каждую порцию капаем йодную настойку (1-2 капли). Что происходит с образцами при действии на них йодной настойки? Г) Результаты исследования оформляем в виде таблицы Химические свойства Крахмал Целлюлоза Отношение к воде комнатной температуры (растворяется хорошо, частично растворяется, не растворяется) Отношение к горячей воде (растворяется, набухает, не растворяется) Отношение к раствору йода ( дает синее окрашивание, не дает синего окрашивания) Выводы: 1. Полисахариды содержатся в продуктах питания: Крахмал - …………………………………………………. Целлюлоза - ……………………………………………. 2. Обнаружить в продуктах питания полисахариды можно по различному отношению к .?..... Крахмал -………………………………………………………………….. Целлюлоза - ……………………………………………………………… 3. Попробуйте составить рейтинговый ряд из исследуемых продуктов питания, содержащих полисахариды, на основе связи « содержание-ценность».

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"

Мастер-класс по теме "Химический взгляд на природные полисахариды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017