Интерактивные методы и
приемы обучения
Интерактивное обучение
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭТО СПЕЦИАЛЬНАЯ ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ГДЕ
УЧАСТНИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ДРУГ С ДРУГОМ,
ОБМЕНИВАЮТСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ, СОВМЕСТНО РЕШАЮТ
ПРОБЛЕМЫ, МОДЕЛИРУЮТ СИТУАЦИИ, ОЦЕНИВАЮТ
ДЕЙСТВИЯ ДРУГИХ И СВОЕ СОБСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Интерактивный метод
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -
действовать) – означает взаимодействовать,
находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Место учителя в интерактивных уроках сводится
к направлению деятельности учащихся на
достижение целей урока. Учитель также
разрабатывает план урока (обычно, это
интерактивные упражнения и задания, в ходе
выполнения которых ученик изучает материал).
Методы интерактивного обучения
“мозговой штурм”,
дискуссия,
ролевая и деловая игра,
метод “Синквейна”,
“Три предложения ”
кластер,
Кейс-технология,
методика «толстых и тонких вопросов»
и др
«Мозговая атака», «мозговой
штурм»
– это метод, при котором принимается
любой ответ обучающегося на заданный
вопрос. Важно не давать оценку
высказываемым точкам зрения сразу, а
принимать все и записывать мнение
каждого на доске или листе бумаги.
Участники должны знать, что от них не
требуется обоснований или объяснений
ответов. «Мозговой штурм» – это простой
способ генерирования идей для
разрешения проблемы. Во время мозгового
штурма участники свободно обмениваются
идеями по мере их возникновения, таким
образом, что каждый может развивать
чужие идеи.
«Техника постановки вопросов»
Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо
обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики,
которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и
стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень
нашего мышления.
ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация
понимания пройденного.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить
«Тонкие вопросы»
Кто…
Что…
Когда…
Может…
Будет…
Было ли…
Согласны ли вы…
Верно…
«Толстые вопросы»
Дайте объяснение почему…
Почему вы думаете…
Пазл (англ. puzzle – загадка, головоломка) –
известная детская игра по сбору картинок из
неровных частей.
Выполнение заданий по этому методу
построено на основе игры. В учебной
практике изучаемый (или
контролируемый) материал частями
записан на отдельных карточках, но в
каждой карточке должна быть информация
к поиску следующей. Обучающийся
должен собрать все карточки по
указанному учителем материалу..
Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5
строчек по определенным правилам.
1 строка – название темы
2 строка – это определение темы в двух прилагательных
3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в
рамках темы.
автора к теме.
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение
5 строка – завершение темы, синоним первого слова,
выраженной любой частью речи.
Составление синквейна позволяет развивать
творческое мышление, выразить своего отношение к
изучаемой теме, сформировать четкое представление о
той или иной позиции.
«Составление кластера»
Это способ графической организации
материала, позволяющий сделать наглядными
те мыслительные процессы, которые
происходят при погружении в ту или иную тему.
Посередине чистого листа пишут ключевое слово
или предложение, которое является «сердцем»
идеи, темы. Вокруг - слова или предложения,
выражающие идеи, факты, образы, подходящие
для данной темы (модель «планета и ее
спутники»).
По мере записи, появившиеся слова соединяются
прямыми линиями с ключевым понятием.
Дискуссия
Дискуссия – одна из важнейших форм
коммуникации, плодотворный метод
решения спорных вопросов и вместе с тем
своеобразный способ познания. Дискуссия
предусматривает обсуждение какого-либо
вопроса или группы связанных вопросов
компетентными лицами с намерением
достичь взаимоприемлемого решения.
Дискуссия является разновидностью спора,
близка к полемике, и представляет собой
серию утверждений, по очереди
высказываемых участниками.