Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"
Оценка 5

Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"

Оценка 5
Педсоветы
docx
окружающий мир +1
Взрослым
24.02.2017
Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"
Цель данного мастер-класса- повысить интерес коллег к овладению эффективными приемами мотивации для применения их на различных уроках. Задачи: • Познакомить коллег с понятием «мотив» и «мотивация». • Дать представление о педагогике удивления. • Показать конкретные варианты проведения мотивации на разных уроках. • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.Мастер-класс по теме "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"
мастер класс.docx
Мастер­класс по теме: «Как формировать учебную мотивацию у младших Цель: повысить интерес коллег к овладению эффективными приемами  мотивации для применения их на различных  уроках. школьников?» Задачи: ∙         Познакомить коллег с понятием «мотив» и «мотивация». ∙         Дать представление о педагогике удивления. ∙         Показать конкретные варианты проведения мотивации на разных  уроках. ∙         Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер­ класс и участников мастер­класса. ­Добрый день, уважаемые  коллеги! Я очень рада видеть вас на своём мастер­ классе. А начать я его хочу вот с такой истории.   « Ватага ребят облюбовала для своих игр один двор. Почти целый день они  толкались там, шумели, свистели, играли в футбол. Жильцы как могли  боролись с мальчишками. Они их взывали к совести, грозили пожаловаться в  школу и родителям, вызывали милицию… В ответ ребята только смеялись. И  казалось, они получают удовольствие от того что на них нет управы.    Наконец за дело взялся один из самых старых жильцов. Он подошёл к  мальчишкам и сказал им, что ему очень нравится их присутствие во дворе.  Это ему напоминает молодость. Поэтому он будет платить ребятам по  червонцу, лишь бы они играли здесь.     Ребята воодушевились. В этот день они даже громко спели песню хором. На следующий день старик снова принёс деньги. Так всё продолжалось где­то  неделю ­ ребята веселились и исправно получали свои денежки. Но потом  старик сказал, что денег у него больше нет. Однако он будет очень рад, если  ребята продолжат бесплатно играть в его дворе. Те от возмущения даже  опешили: ­Неужели ты думаешь, что мы будем за просто так толкаться здесь,­ засмеялись они. Ребята ушли и больше не вернулись». ­Почему ребята так поступили? (У них не было мотива для дальнейших игр.) ­Давайте попробуем дать определение понятия «мотив» . Мотив – осознанное побуждение (предмет , действие ,знание) (Слайд  №1) ­А что же тогда такое «мотивация»? Мотивация ­ процесс стимулирования к действиям для реализации  мотива. (Слайд №2) ­Мотив часто путают с мотивацией. ­Давайте попробуем определить где мотив, а где мотивация? Одной   из   целевых     установок     системы   начального   образования   является развитие самостоятельности, инициативы  и ответственности  личности, которое происходит на основе формирования учебной мотивации.  Итак, кто из вас догадался какова тема моего мастер­класса? (мнения). Спасибо. Действительно речь идет об учебной мотивации, и сформулировала я   ее  в  виде   вопроса,  на   который   и   пытаюсь   найти   ответ   до   сих   пор:   как сформировать учебную мотивацию у младших школьников? Уважаемые члены фокус­группы, приглашаю вас во фруктовый сад. Если вы   ожидаете   получить   от   мастер­класса   что­то   новое   или   интересное,   то прикрепите на яблоньку яблочко, а если у вас есть опасения, что потеряете время зря, то возьмите лимон и прикрепите к лимонному дереву.  Пока   члены   фокус­группы   заполняют     ожидания   и   опасения,   можно поработать с аудиторией по характеристике  приема «Фруктовый сад» (Один из методов   «Фруктовый сад» позволит учителю   лучше понять класс   и   каждого   ученика,   а   ученикам   ­   более   чётко   определиться   со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения с тем,   чтобы   педагоги   могли   их   знать   и   учитывать   в   образовательном процессе). ­ Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сегодня должны ответить? ­ На все, конечно, вопросы мы ответить не сможем, т. к. мы ограничены во времени, но на два наиболее важных постараемся ответить.(ЗАЧЕМ нужно мотивировать? КАК нужно мотивировать?) (Вопросы на доске) Итак, первый вопрос: ЗАЧЕМ нужно мотивировать?(Сначала спрашиваю у педагогов) Во­первых,   современное   общество   ждет   от   нас   самостоятельных, инициативных   и   креативных   выпускников,   о   чем   четко   прописано   в федеральных   государственных   образовательных   стандартах.   А   воспитать такие   качества   возможно   только   при   наличии   у   учащихся   положительной внутренней и социальной мотивации. И   во­вторых,   практика   показала,   что   мотивация   оказывает   самое   большое влияние   на   продуктивность   учебного   процесса   и   определяет   успешность учебной деятельности. Второй вопрос: КАК мотивировать? На современном рынке информационных услуг педагогу предлагается такой широкий   спектр   литературы   по   данной   проблеме,   что   впору   растеряться какие   мотивы   формировать,   какие   и   когда   методические   приемы использовать,   как   разработать   систему   работы   в   данном   направлении   для достижения желаемых результатов. ­Сегодня я хочу поделиться с вами тем, какой ответ на данный вопрос я и мои коллеги для себя открыли.  Попробуйте по сюжету мультфильма догадаться о чём пойдёт речь…. (Об удивлении) Педагогика удивления – особое направление педагогики, описывающее систему   методов   и   приемов   обучения   и   воспитания,   основанных   на когнитивной   эмоции   удивления,   и   опирающееся   на   принципы природосообразности, активности, проблемности, свободы творчества. Автором современной педагогики удивления является Степичев Петр Анатольевич,   кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии   Российского   государственного   социального   университета,   вице­ президент   Ассоциации   учителей   английского   языка   Москвы   и   московской области.  Эпиграфом   к   данной   педагогике   можно   смело   назвать   высказывание древнегреческого ученого Аристотеля,  жившего в 384­322гг до н.э,  которое ярко   указывает   на   то,   что   еще   с   античных   времен   удивлению   отводилась особая роль.  (Познание начинается с удивления) Актуальность данной педагогики прописана на слайде:  ­   удивление   на   уроке   может   стать   отправной   точкой   для   формирования внутренней положительной мотивации к учению; ­ удивление, как реакция на новое, может стать механизмом небезразличного отношения к той или иной информации, факту или области знания; ­способность   удивляться   позволяет   более   успешно   решать   задачи   на метапредметном уровне, пропуская информацию через призму личностного восприятия человеком . В основе данной педагогики четыре основных источника удивления: фактом, методом, средой и собственными силами.  В настоящее   время  каждое  из этих направлений наполнено нами определенным содержанием и апробировано на практике. 1.Удивление фактом. ­  Основополагающее   утверждение.   Любая   область   знания,   учебная дисциплина   или   школьный   предмет   может   быть   подан   как   совокупность интересных фактов.  ­Итак, для примера мы с вами окажемся на уроке окружающего мира при изучении свойств воды. ­Однажды,   в   небольшой   африканской   стране   ребятам   читали   текст   об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! ­Как вы думаете, это сказка? ­ И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.  Удивление фактом.  ­противоречивые факты; ­ удивительные истории; ­ жизненные ситуации; ­ выдержки из научных источников, литературных произведений.(Слайд) 2.Удивление методом.  Основополагающее   утверждение.   Представляемый   учителем   материал может вызвать удивление, даже если предлагаемые факты или область знаний сами   по   себе   не   обладают   большим   потенциалом   для   эмоционального восприятия со стороны обучающихся. ­В данном разделе я часто использую опыты, которые проводятся быстро и вызывают большой интерес у учащихся, а затем перевожу эти опыты в учебные ситуации и организую дальнейшую учебную деятельность. ЗАДАНИЕ ФОКУС­ГРУППЕ (Опыт «Вулкан» и «Радуга») ­Опыт «Радуга» мы проводили на уроке ИЗО в 1 классе при изучении спектра цветов. ­Посмотрите, как  происходит  смешивание красок в данном опыте.(Слайд) Опыт   «Вулкан»   мы   проводили   на   уроке   окружающего   мира   при   изучении полезных ископаемых в 3 классе по системе Л. В. Занкова. ­Показались ли интересными опыты для вас? А чем они являются  мотивом или мотивацией? Опыт –это мотив, а желание узнать как они получаются это уже мотивация) ­Ой, а кто это скребётся? Отгадайте: «Маленькая, серенькая, с хвостиком….» (компьютерная мышь) Удивление методом. ­ проблемные ситуации; ­разрешение парадоксов (софизмов) (приложение); ­ ситуации с затруднением; ­нестандартный   вход   в   урок:   музыка,   учитель   в   другом   образе, телеграмма, зашифрованная фраза, реальные препятствия,  ­ черный ящик; ­ опыты; ­загадки; ­ фокусы; ­   приемы:  тема»,«телеграмма», «зашифрованная фраза». (Слайд)   «яркое   пятно»  ,   «отсроченная   отгадка»,   «необъявленная 3.Удивление обучающей средой Основополагающее   утверждение.  Обучающая   среда   содержит   такие элементы,   которые   бы   вызвали   реакцию   удивления   и   в   конечном   итоге породили бы вопросы. ­Видео «Ярусы» Удивление обучающей средой ­ образовательные путешествия; ­ урок окружающего мира в осеннем парке; ­путешествие в научную лабораторию (Слайд) 4.Удивление собственными силами.   Основополагающее   утверждение.  Удивление   собственными   силами   – важный шаг в формировании устойчивой мотивации к глубокому изучению предмета. ­ А есть желание удивиться собственными силами? Тогда вперёд. (Делаем из шарика собачку.) ­Внедрение   в   практику   данного   опыта   привело   к   положительным результатам .Столбчатая диаграмма   сделана по методике Н.Г. Лускановой. Она отражает отношение детей к школе и учебному процессу. Была проведена анкета по оценке уровня школьной мотивации. (повысились   качественные   показатели   в   обучении,     повысилась   доля самостоятельности в выполнении учебных заданий, дети стали более активно участвовать в классных и школьных мероприятиях) Рефлексия ­Вернемся   в   наш   фруктовый   сад.   Хочется   ли   вам   что­нибудь   изменить   в вашем саду? Какие произошли изменения? Оправдались ли ваши ожидания и опасения? (мнения) ­Спасибо. На последок хочется сказать­ удивляйте и удивляйтесь сами! Без удивленья холодно уму. Оно его живит и утепляет, Пусть даже удивишься ты тому, Что ничего тебя не удивляет.

Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"

Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"

Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"

Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"

Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"

Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"

Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"

Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"

Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"

Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"

Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"

Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"

Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"

Мастер-класс по теме: "Как формировать учебную мотивацию у младших школьников?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017