Мастер-класс по теме "Методы исследования"

  • Научно-исследовательская работа
  • Презентации учебные
  • ppt
  • 16.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Методы исследования (гр.ppt
Работа учителя истории и обществознания МБОУ «Дубровская СОШ Оханского района Пермского края Баяндиной Зои Владимировны
 предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под  другие названия этого метода — которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». эвристический, лабораторно–эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др.
• всеобщий, или философский, общенаучные и методы частных наук; • констатирующие и преобразующие; • эмпирические и теоретические; • качественные и количественные; • содержательные и формальные; • методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории; • описания, объяснения и прогноза; • обработки результатов исследования.
 Наблюдение  Методы опроса:  Беседа,  Анкетирование  Интервьюирование.  Эксперимент  Тестирование  Сравнение  Счет  Измерение  Ранжирование • Анализ • Синтез • Индукция • Дедукция • Обобщение • Абстрагирование • Формализация • Аксиоматический • Аналогия • Классификация • Систематизация метод
♦ адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу; ♦ соответствие современным принципам научного исследования; ♦ прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты; ♦ соответствие логическому этапу исследования; ♦комплексная взаимосвязь с другими методами.
• эмпирический: наблюдение, сравнение, счет, • экспериментально-теоретический: измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логический методы. • Методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т.д. системного анализа. • Метатеоретический: диалектический и метод
Наблюдение ­ активный  познавательный процесс, который  опирается на работу органов чувств  человека и его предметную  деятельность. Целенаправленное восприятие какого­ либо явления, в процессе которого  исследователь получает конкретный  фактический материал. .
• кратковременное (срез) и продолжительное / лонгитюдное (продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения); • непосредственное и опосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры); • выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях). • А) включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение и не включённое — "со стороны"; • открытое и скрытое (инкогнито)
• - определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); - выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); - выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать); - выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); - обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Интервьюирование - разновидность беседы. Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Анкета, опросный лист или вопросник, организованный особым образом. Включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить свои.
 превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых;  вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов;  навязывать мнение социолога;  быть перегружены вариантами ответов.
 В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту.  Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.
 . широко используется в отечественной и зарубежной социологической практике. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки полученной информации.
это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.
 1) лабораторный эксперимент, обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном назначении; 2) естественный эксперимент, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых.
 позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.  сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.  для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.
 процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.  Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.  качество измерения зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от имеющихся измерительных приборов
 метод изучения объектов на моделях, позволяющий получать знания при помощи заменителей (моделей) реальных объектов. Виды материальных моделей:  Пространственно подобные (геометрически подобные) - макеты или муляжи.  Физически подобные.  Математически подобные.
 В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.
Методы  исследования Способы  исследования Приёмы   исследования теоретические эмпирические философские общенаучные специальные качественные количественные диалектические статистические исторические социологические анализ синтез индукция дедукция абстрагирование идеализация формализация аналогия измерение наблюдение эксперимент моделирование классификация типизация дифференциация функциометрика математизация гипотетика прогностика эвристика «мозговой штурм»
zyk/programma-organizacii-proektno-issledovatel skoy-deyatelnosti vnye-metody-issledovaniya.php  http://www.center-yf.ru/data/Marketologu/Osno  http://sosncdt.narod.ru/01/12.htm  http://www.coolreferat.com/%D0%9C  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-ya %D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D 0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8 B%D1%85_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB% D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0% BD%D0%B8%D0%B9_5