Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".
Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".
Выступление по теме: «Общение как залог успешного обучения
детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения»
МБОУ СОШ №с 21 Иванниковой С.Ю.
Цель: создать целостное представление о возможностях технологии продуктивного
общения в развитии детей с ОВЗ в образовательной деятельности (на примере
собственного педагогического опыта).
Разные дети
Есть тихие дети. Дремать на плече
У ласковой мамы им сладко и днем.
Их слабые ручки не рвутся к свече,
Они не играют с огнем.
Есть дети — как искры: им пламя сродни.
Напрасно их учат: «Ведь жжется, не тронь!»
Они своенравны (ведь искры они!)
И смело хватают огонь…
Да, действительно мы – педагоги сегодня встречаемся с разными
детьми, как говорила Марина Цветаева. Но в современном обществе очень
остро назрела проблема образования детей с особенностями развития, или
как говорят детей с ограниченными возможностями.
Это совсем другие дети…. Говорят многие родители.
Да, отвечаю я им. Мы тоже для них другие….
Мир природы разный и все мы любим в нем разное, но разве мир
делит нас за это на группы? Нет. Мудрость природы в каждом из нас, пусть
даже она раскрывается разными способами.
Представьте 5 уголков природы:
Бушующий водопад
Лесное озеро
Солнечная полянка
Звёздное небо Грибной дождик
Где бы вы сейчас хотели оказаться? Какой уголок вам по душе?
Выберите и запомните его пока. Потом мы вернёмся к этим
прекрасным местам, чтобы прикоснуться к их мудрости. А пока
вернемся к моей теме.
Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой
большой роскошью на свете. Но в одном случае это – «роскошь», а в
другом – профессиональная необходимость. Ежедневно общаясь с
детьми с ОВЗ или как всётаки правильнее скажу, с «особенными»
детьми, я поняла, чтобы включить таких детей в образовательный
процесс, необходимо создать великое чувство общности педагога и
ребенка, чтобы родилось чувство «Мы».
Новый формат образования, где инклюзивный подход позволяет многим
детям с ограниченными возможностями стать участниками
образовательного процесса в массовой школе, а значит нам – педагогам,
словно дирижеру оркестра, необходимо тонко знать возможности разных
инструментов и подобрать такие мелодии, чтобы родилась гармоничная
симфония оркестра.
Из года в год, из урока в урок я задумывалась о развитии и обучении
«особенных» детей, я, как и многие мои коллеги, пыталась найти
определённые секреты общения с ними, понимая, что только так я смогу
научить таких детей.
В этом направлении я увидела 7 вершин позитивного общения с детьми
ОВЗ.
Треугольник. Его вершины это прежде всего семья: сам ребёнок, отец
и мать. Четырёхугольник –общество, школа, учитель, сверстники.
В грамотно подобранных условиях интеграции образовательного
пространства «особенные» дети могут достигать свои вершины успеха в
познании, которые сейчас трактуются в новых образовательных стандартах
самопознание, саморазвитие, самореализация своего потенциала в семье, со
сверстниками, с наставниками, в социальной системе школы.
Почему же порой мы не можем услышать гармоничной мелодии в
общении с такими детьми? Почему эти дети ищут, но всегда находят успех?
Где те струны, которые должен затронуть педагог, чтобы родилась
симфония спеха становления личности наших «особенных» детей?
В данном направлении я опиралась на 7 принципов инклюзивного
образования, которые словно семь нот и подсказали мне, как услышать
симфонию успеха детей с ограниченными возможностями в процессе
общения (Слайд с нотами)
До – Ценность человека не зависит от его способностей и
достижений – я посветила эту ноту Людвигу Бетховену, способному
без слуха писать великолепную музыку.
Ре Каждый человек способен чувствовать и думать – эта
нота Кристи Брауна, подарившего миру удивительные картины с
живописью, нарисованные ногами, при диагнозе ДЦП.
Ми Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы
быть услышанным – эта нота Алексея Маресьева, советского лётчика,
отморозившего ноги во время войны и продолжающего летать.
Фа Все люди нуждаются друг в друге – эта нота эта нота
выдающегося спортсмена Оскара Писториуса, способного без ног от рождения стать чемпионом в беге и стимулом для побед простых
спортсменов.
Соль Подлинное образование может осуществляться
только в контексте реальных взаимоотношений – эта нота Стефана
Хокинга, талантливого физика, способного оставаться в реальных
отношениях с этим миром, не смотря на прогрессирующую болезнь.
Ля Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
– эта нота Ника Вуйчича, способного при своем недуге проповедовать
веру в себя людям без ограничений в здоровье.
Си Разнообразие усиливает все стороны жизни человека –
эта нота актрисы Сары Бернар, которая и без ноги оставалась
талантливой актрисой.
Эти ноты подчинены только скрипичному ключу,
который определяет закон инклюзивного подхода в школе
К каждому ребенку нужен свой подход.
Но как соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с
необходимостью выполнения образовательного стандарта, спросите
вы?
И будете правы, если ответите – подскажут сами дети и
педагогический опыт.
Мой 30летний опыт подсказал мне, что планирование урока в
инклюзивном образовании должно включать в себя как
общеобразовательные задачи, так и коррекционноразвивающие. И всё
это неразрывно связано в продуктивном общении с такими детьми с
игрой и игровыми приемами:
1. Русский язык: «Прилетает» Дракон: сочетания: жиши –1 голова Дракона
Чаща 2 голова Дракона
Чущу 3 голова Дракона
Дети с ОВЗ очень хорошо запоминают эту орфограмму в
обучении русского языка
2. Три богатыря: Илья Муромец безуд. гласные
Добрыня Никитич парные согласные
Алёша Попович непроиз. согласные
3. Словарные снежки(работа со словарными словами)
4. Почемучка
5. Сундучок фразеологических оборотов.
Подобные игровые приемы хорошо влияют на:
коррекцию трудностей в развитии внимания;
коррекцию трудностей словеснологического мышления;
развитие мелкой моторики рук статики и динамики движения
пальцев;
развитие и коррекцию трудностей речи, включая монологическую
и диалогическую речь, а также развитие словаря;
создание положительной ситуации восприятия обучения и
конструктивной критики. Алгоритм моделирования ситуации общения в
образовательной деятельности для детей с ОВЗ прост
Все ученики
имеют право
знать, зачем и
для чего они
учатся
Научный принцип Педагогический прием
Сердца и умы
предлагать задания на
выбор по содержанию,
связаны, и они
форме выполнения;
идут вместе
предусмотреть работу в
рука об руку
паре;
использовать
мотивационные и игровые
приемы в переводе
обучающей задачи в
познавательные.
определение значимости
каждого учебного действия
в сегодняшней жизни и
деятельности ребенка с
перспективой на будущее;
обязательно включать
определенные достижения в
формат конкурсных или
фестивальных работ для
получения внешней оценки
достижений ребенка.
упрощать задания ребёнку
с ОВЗ, делая акцент на
основные идеи, учитывая
заболевание ребёнка;
заменять письменные
задания альтернативными
(например: ребёнок диктует
ответ на диктофон);
избегать заданий на
переписывание;
уменьшать объём
Мы должны
обучаться
вместе, а не
изолированно
друг от друга
Ожидаемый результат
Игровая мотивация
постепенно переходит в
учебную, а сам процесс
учения становится
выбираемым самим
ребенком.
Расширяются границы
общения ребенка с другими
людьми, повышается
самооценка и мотивация
стараться дальше,
появляются
заинтересованные
сверстники.
Появляется опыт
проживания ситуации
успеха в учебной практике
среди сверстников без ОВЗ,
что стимулирует
активность в свободном
общении с
одноклассниками и
позволяет
продемонстрировать Размышление,
анализ помогают
нам расти, это
необходимая
часть в обучении
выполняемой работы.
задания на доске должны
дублироваться в распечатке
для ребёнка;
учителю находиться рядом
и создавать условия успеха;
предлагать чёткие
алгоритмы работы, которые
мог бы повторить ученик.
другие свои способности.
Постепенно формируются
регулятивные и
рефлексивные умения, что
положительно сказывается
на учебной деятельности
включение в социально
образовательные и
культурные проекты;
расширение способов
решения бытовых ситуаций
через моделирование их в
содержание
образовательных.
Появляется опыт
проживания ситуации
успеха в социальных
ситуациях саморазвития и
самореализации, что
актуализирует успешную
социализацию в принципе.
Мы должны
видеть
собственную
жизнь, свои
интересы в том,
чему мы
учимся, и
видеть
положительный
конечный
результат.
Что же запускает этот процесс? – спросите вы?
Давайте узнаем вместе! – предложу вам я (тренинговое упражнение
«Оглянись вокруг!»)
Я предлагаю прямо сейчас нескольким из вас, сидя на своих местах,
стать главными участниками интриги. Итак, (раздаются принадлежности):
1 – вы читаете книгу вслух;
2 – вы рисуете на листке, что хотите;
3 – вы слушаете музыку в наушники и пытаетесь
понять, о чем читают книгу. 4 – вы сидите с завязанными глазами и пробуете
определить, какие украшения и обувь у человека в начале
вашего ряда справа от вас.
5 – вы загибаете одну руку и пытаетесь завязать
бантик из ленты (или зашнуровать ботинок в варежках).
Начали! Задание для зрителей – как вы думаете, о чем нам это
упражнение говорит? (Выслушиваются ответы)
(через секунды 3040) Стоп игра!
Давайте все уберем то, что нам мешает, и спросим участников нашей
интриги – как каждый из вас справился с заданием.
Действительно, не всем были созданы удобные условия для
выполнения задания, но ведь и ограничений не было поставлено.
Если ты не слышишь, но хочешь узнать, о чем, можно чтобы тот, кто слышит,
нарисовал тебе или написал, о чем история.
Если ты не видишь, но слышишь, то тот, кто видит может рассказать тебе
нужное.
Если сам не можешь, но рядом с тобой другие, то они могут тебе
помочь.
Принцип успешной учебной деятельности и социализации в
целом детей с ОВЗ прост – оглянись вокруг, будь вместе с теми, кто
находится рядом. Среди этих людей, всегда найдётся тот, кто тебе
поможет, кому покажется интересным твое занятие, твоя идея.
Задача педагога инклюзивного образования, по моему
опыту – предоставить ребенку с ОВЗ условия для раскрытия своих способностей через разные возможности, которые есть
в мире. Оглянитесь вокруг!
Ну а в конце давайте вернёмся к уголкам природы. Каждый из них
символизирует особенность вашей личности…. (по одному предложению о
каждом уголке)
А мои дети выбирали солнечную полянку или грибной дождик. Это ещё раз
доказывает солнечность и доброту их души. Они открыты для нас, открыты для
общения, игры, познания.
Ничего нет лишнего в природе, все уголки прекрасны. Нет лишних детей в
обществе, просто есть особенные дети, которым важно помочь найти свой путь к
успеху. Нам только надо быть всем вместе и чаще протягивать руку не столько
помощи, сколько поддержки и дружбы! Спасибо за внимание.
Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".
Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".
Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".
Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".
Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".
Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".
Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".
Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".
Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.