Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".
Оценка 4.6

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Оценка 4.6
Занимательные материалы +2
doc
русский язык +1
1 кл—4 кл
11.06.2017
Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".
текстовое сопровождение..doc
Выступление по теме: «Общение как залог успешного обучения детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения» МБОУ СОШ №с 21 Иванниковой С.Ю. Цель:  создать   целостное   представление   о   возможностях   технологии   продуктивного общения   в   развитии   детей   с   ОВЗ   в   образовательной   деятельности   (на   примере собственного педагогического опыта). Разные дети Есть тихие дети. Дремать на плече У ласковой мамы им сладко и днем. Их слабые ручки не рвутся к свече, ­ Они не играют с огнем. Есть дети — как искры: им пламя сродни. Напрасно их учат: «Ведь жжется, не тронь!» Они своенравны (ведь искры они!) И смело хватают огонь… ­   Да,   действительно   мы   –   педагоги   сегодня   встречаемся   с   разными детьми, как говорила Марина Цветаева. Но в современном обществе очень остро назрела проблема образования детей с особенностями развития, или как говорят детей с ограниченными возможностями. ­ Это совсем другие дети…. Говорят многие родители. ­ Да, отвечаю я им. Мы тоже для них другие…. ­ Мир природы разный и все мы любим в нем разное, но разве мир делит нас за это на группы? Нет. Мудрость природы в каждом из нас, пусть даже она раскрывается разными способами.  Представьте 5 уголков природы:  Бушующий водопад  Лесное озеро  Солнечная полянка  Звёздное небо  Грибной дождик ­Где бы вы сейчас хотели оказаться? Какой уголок вам по душе? Выберите   и   запомните   его   пока.   Потом   мы   вернёмся   к   этим прекрасным   местам,   чтобы   прикоснуться   к   их   мудрости.   А   пока вернемся к моей теме. Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае это – «роскошь», а в другом   –   профессиональная   необходимость.   Ежедневно   общаясь   с детьми   с  ОВЗ  или   как   всё­таки  правильнее  скажу,   с  «особенными» детьми,   я   поняла,   чтобы   включить   таких   детей   в   образовательный процесс,   необходимо   создать   великое   чувство   общности   педагога   и ребенка, чтобы родилось чувство «Мы».    Новый формат образования, где инклюзивный подход позволяет многим детям   с   ограниченными   возможностями   стать   участниками образовательного процесса в  массовой школе, а значит  нам – педагогам, словно дирижеру оркестра,  необходимо тонко знать  возможности  разных инструментов   и   подобрать   такие   мелодии,   чтобы   родилась   гармоничная симфония оркестра.  Из   года   в   год,   из   урока   в   урок   я   задумывалась   о   развитии   и   обучении «особенных»   детей,   я,   как   и   многие   мои   коллеги,   пыталась   найти определённые секреты общения с ними, понимая, что только так я смогу научить таких детей. В этом направлении я увидела 7 вершин позитивного общения с детьми ОВЗ. ­Треугольник. Его вершины­ это прежде всего семья: сам ребёнок, отец и мать. ­Четырёхугольник –общество, школа, учитель, сверстники. ­   В   грамотно   подобранных   условиях   интеграции   образовательного пространства   «особенные»   дети   могут   достигать   свои   вершины   успеха   в познании, которые сейчас трактуются в новых образовательных стандартах ­ самопознание, саморазвитие, самореализация своего потенциала в семье, со сверстниками, с наставниками, в социальной системе школы. Почему   же   порой   мы   не   можем   услышать   гармоничной   мелодии   в общении с такими детьми? Почему эти дети ищут, но всегда находят успех? Где   те   струны,   которые   должен   затронуть   педагог,   чтобы   родилась симфония спеха становления личности наших «особенных» детей? ­   В   данном   направлении   я   опиралась   на   7   принципов   инклюзивного образования,   которые   словно   семь   нот   и   подсказали   мне,   как   услышать симфонию   успеха   детей   с   ограниченными   возможностями   в   процессе общения (Слайд с нотами)  До –  Ценность человека не зависит от его способностей и достижений – я посветила эту ноту Людвигу Бетховену, способному без слуха писать великолепную музыку.  Ре  ­ Каждый человек способен чувствовать и думать – эта нота   Кристи   Брауна,   подарившего   миру   удивительные   картины   с живописью, нарисованные ногами, при диагнозе ДЦП.  Ми ­ Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным – эта нота Алексея Маресьева, советского лётчика, отморозившего ноги  во время войны и продолжающего летать.   Фа ­ Все люди нуждаются друг в друге – эта нота эта нота выдающегося спортсмена Оскара Писториуса, способного без ног от рождения   стать   чемпионом   в   беге   и   стимулом   для   побед   простых спортсменов.  Соль  ­   Подлинное   образование   может   осуществляться только   в   контексте   реальных   взаимоотношений   –   эта   нота   Стефана Хокинга,   талантливого   физика,   способного   оставаться   в   реальных отношениях с этим миром, не смотря на прогрессирующую болезнь.  Ля ­ Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников – эта нота Ника Вуйчича, способного при своем недуге проповедовать веру в себя  людям без ограничений в здоровье.  Си ­ Разнообразие усиливает все стороны жизни человека – эта   нота   актрисы   Сары   Бернар,   которая   и   без   ноги   оставалась талантливой актрисой.  Эти   ноты   подчинены   только   скрипичному   ключу, который определяет закон инклюзивного подхода в школе  К каждому ребенку нужен свой подход. ­ Но как соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта, ­ спросите вы?  ­   И   будете   правы,   если   ответите   –   подскажут   сами   дети   и педагогический опыт. Мой 30­летний опыт подсказал мне, что планирование урока в инклюзивном   образовании   должно   включать   в   себя   как общеобразовательные задачи, так и коррекционно­развивающие. И всё это неразрывно связано в продуктивном общении с такими детьми с игрой и игровыми приемами: 1. Русский язык: «Прилетает» Дракон: сочетания: жи­ши –1 голова Дракона Ча­ща­ 2 голова Дракона Чу­щу­ 3 голова Дракона Дети с ОВЗ очень хорошо запоминают эту орфограмму в  обучении русского языка 2. Три богатыря: Илья Муромец­ безуд. гласные                            Добрыня Никитич­ парные согласные                            Алёша Попович­ непроиз. согласные 3. Словарные снежки(работа со словарными словами) 4. Почемучка 5. Сундучок фразеологических оборотов. Подобные игровые приемы хорошо влияют на:  коррекцию трудностей в развитии внимания;  коррекцию трудностей словесно­логического мышления;  развитие   мелкой   моторики   рук   статики   и   динамики   движения пальцев;  развитие и коррекцию трудностей речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря;  создание   положительной   ситуации   восприятия   обучения   и конструктивной критики. Алгоритм   моделирования   ситуации   общения   в образовательной деятельности для детей с ОВЗ прост Все ученики  имеют право  знать, зачем и  для чего они  учатся Научный принцип Педагогический прием Сердца и умы  ­ предлагать задания на  выбор по содержанию,  связаны, и они  форме выполнения; идут вместе  ­ предусмотреть работу в  рука об руку паре; ­использовать  мотивационные и игровые  приемы в переводе  обучающей задачи в  познавательные. ­ определение значимости  каждого учебного действия  в сегодняшней жизни и  деятельности ребенка с  перспективой на будущее; ­ обязательно включать  определенные достижения в формат конкурсных или  фестивальных работ для  получения внешней оценки  достижений ребенка. ­ упрощать задания ребёнку  с ОВЗ, делая акцент на  основные идеи, учитывая  заболевание ребёнка; ­ заменять письменные  задания альтернативными  (например: ребёнок диктует ответ на диктофон); ­ избегать заданий на  переписывание; ­ уменьшать объём  Мы должны  обучаться  вместе, а не  изолированно  друг от друга Ожидаемый результат Игровая мотивация  постепенно переходит в  учебную, а сам процесс  учения становится  выбираемым самим  ребенком. Расширяются границы  общения ребенка с другими  людьми, повышается  самооценка и мотивация  стараться дальше,  появляются  заинтересованные  сверстники. Появляется опыт  проживания ситуации  успеха в учебной практике  среди сверстников без ОВЗ,  что стимулирует  активность в свободном  общении с  одноклассниками и   позволяет  продемонстрировать Размышление,  анализ помогают  нам расти, это  необходимая  часть в обучении выполняемой работы. ­ задания на доске должны  дублироваться в распечатке для ребёнка; ­ учителю находиться рядом и создавать условия успеха; ­ предлагать чёткие  алгоритмы работы, которые  мог бы повторить ученик. другие свои способности. Постепенно формируются  регулятивные и  рефлексивные умения, что  положительно сказывается  на учебной деятельности  ­ включение в социально­ образовательные и   культурные проекты; ­ расширение способов  решения бытовых ситуаций  через  моделирование их в  содержание  образовательных. Появляется опыт  проживания ситуации  успеха в социальных  ситуациях саморазвития и  самореализации, что  актуализирует успешную  социализацию в принципе. Мы должны  видеть  собственную  жизнь, свои  интересы в том, чему мы  учимся, и   видеть  положительный конечный  результат.  ­ Что же запускает этот процесс? – спросите вы? ­ Давайте узнаем вместе! – предложу вам я (тренинговое упражнение  «Оглянись вокруг!») ­Я предлагаю прямо сейчас нескольким из вас, сидя на своих местах,  стать главными участниками интриги. Итак, (раздаются принадлежности): 1 – вы читаете книгу вслух; 2 – вы рисуете на листке, что хотите; 3 – вы слушаете музыку в наушники и пытаетесь  понять, о чем читают книгу. 4 – вы сидите с завязанными глазами и пробуете  определить, какие украшения и обувь у человека в начале  вашего ряда справа от вас.  5 – вы загибаете одну руку и пытаетесь завязать  бантик из ленты (или зашнуровать ботинок в варежках). ­   Начали!   Задание   для   зрителей   –   как   вы   думаете,   о   чем   нам   это упражнение говорит? (Выслушиваются ответы) ­ (через секунды 30­40) Стоп игра! ­ Давайте все уберем то, что нам мешает, и спросим участников нашей интриги – как каждый из вас справился с заданием. ­   Действительно,   не   всем   были   созданы   удобные   условия   для выполнения задания, но ведь и ограничений не было поставлено.  ­ Если ты не слышишь, но хочешь узнать, о чем, можно чтобы тот, кто слышит, нарисовал тебе или написал, о чем история. ­  Если  ты  не  видишь,  но   слышишь,  то   тот,  кто  видит   может   рассказать  тебе нужное.   ­ Если сам не можешь, но рядом с тобой другие, то они могут тебе помочь. ­   Принцип   успешной   учебной   деятельности   и   социализации   в целом детей с ОВЗ прост – оглянись вокруг, будь вместе с теми, кто находится   рядом.   Среди   этих   людей,   всегда   найдётся   тот,   кто   тебе поможет, кому покажется интересным твое занятие, твоя идея. Задача   педагога   инклюзивного   образования,   по   моему опыту – предоставить ребенку с ОВЗ условия для раскрытия своих способностей через разные возможности, которые есть в мире. Оглянитесь вокруг! ­ Ну а в конце давайте вернёмся к уголкам природы. Каждый из них символизирует особенность вашей личности…. (по одному предложению о каждом уголке) ­ А мои дети выбирали солнечную полянку или грибной дождик. Это ещё раз доказывает солнечность и доброту их души. Они открыты для нас, открыты для общения, игры, познания. ­ Ничего нет лишнего в природе, все уголки прекрасны. Нет лишних детей в обществе, просто есть особенные дети, которым важно помочь найти свой путь к успеху. Нам только надо быть всем вместе и чаще протягивать руку не столько помощи, сколько поддержки и дружбы! ­ Спасибо за внимание.

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".

Мастер- класс по теме:« Общение как залог успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литературного чтения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2017