Мастер-класс по теме "Технология оценивания образовательных достижений младших школьников"
Оценка 4.6

Мастер-класс по теме "Технология оценивания образовательных достижений младших школьников"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
09.05.2018
Мастер-класс по теме "Технология оценивания образовательных достижений младших школьников"
Цель проведения мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) школьников. Познакомить педагогов с новой технологией, создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер-класса, способствовать интеллектуальному развитию педагогов, повышению уровня теоретической и методической подготовки слушателей.
мастер-класс Брусянина И.Н..docx

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС

«ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ»

 

 

 

 

 

 

Подготовила  учитель начальных классов

Брусянина Ирина Николаевна

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

Цель мастер класса:

повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) школьников.

 

Задачи:

познакомить педагогов с новой технологией, создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер-класса, способствовать интеллектуальному развитию педагогов, повышению уровня теоретической и методической подготовки слушателей.

 

План проведения мастер-класса

1.Краткая характеристика основных идей данной технологии

2.Представление системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии

3.Проведение имитационной игры.

4.Моделирование

* выполнение самостоятельной работы по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме ТООД ( ТОУУ )

5.Рефлексия

* проведение дискуссии по результатам совместной деятельности мастера и слушателей

 

Ход мастер-класса

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

- Получать знания не в готовом виде, а через собственную деятельность, это и является одной из главных задач системно-деятельностного метода. Я предлагаю вам  постараться самостоятельно определить тему и цель нашей с вами предстоящей беседы.

- Как одним словом назвать все эти умения? (регулятивные)

- Какое умение позволит ученику оценить свою деятельность?

             - Так о чем мы будем говорить на мастер-классе? (Ответ: об оценивании учащихся, о технологии оценивания учащихся)

Тема мастер-класса «Технология оценивания образовательных достижений - ТООД.»

Моя цель: создать условия для мотивации учителей к использованию в пед. практике ТООД.

- Сегодня нашу беседу мы построим, опираясь на технологическую карту, которая будет пополняться информацией в течение нашей беседы. А оценивать нашу деятельность мы будем, используя цветные символы: зелёный - с заданием справился успешно, синий – с заданием справился частично, красный – требуется помощь.

Так как же можно расшифровать эту запись? ТООД  (УЧАСТНИКИ ЗАПИСЫВАЮТ, ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ ЭТИ БУКВЫ)

До недавнего времени основной целью обучения являлось формирование предметных знаний, умений и навыков.

В инновационном образовании во главу угла поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это, в свою очередь влечет за собой изменения подходов к системе оценивания учебных достижений школьников.

Любая технология предполагает какое-то развитие. На что же направлена ТООД, я предлагаю вам выяснить, выполнив задание в технологической карте. Закончите фразу, используя слова для справок. Сравните свой результат с образцом и оцените свою работу.

Основными составляющими данной технологии оценки учебных успехов являются:

·                  развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки;

·                  фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований;

·                  дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.


Каждая технология ставит перед учителем ряд определённых задач. Попробуйте выбрать только те задачи, которые помогут в полной мере формировать умения оценивания учебных достижений. Обведите в кружок нужную задачу.

Основные задачи новой технологии:

ü    Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний.

ü    Систематизировать имеющийся теоретический материал по данной технологии.

ü     Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

ü    Формирование навыков сбора и обработки информации.

ü    Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

ü    Моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации.

ПРОВЕРКА

ü    Назовите задачу, которая поможет формировать у учащихся умение самооценки (Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки)

ü    Назовите задачу, которая помогает преодолеть психологический барьер перед оценкой. (Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.)

ü    Какая задача не прозвучала? (Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний.)

Оцените свой  результат.

 

Технология оценивания образовательных достижений направлена,  прежде всего, на формирование регулятивных  универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие  умения определять, достигнут ли результат деятельности.

Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: 

·                  за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.

Технология оценивания опирается на семь основных правил:

·                  «что оценивать?»

·                  «кто оценивает?»

·                  «когда оценивать?»

·                  где фиксировать результаты?»

·                  «по каким критериям оценивать?»

Это план наших действий на сегодня.

 

1-е правило.    ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

 Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

-Воспользуйтесь информацией в конверте розового цвета и найдите определение оценки и отметки. В чём их разница?

-Выберите информацию, что мы можем оценить отметкой  и оценкой.

Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – отметки (знака фиксации в 5-балльной системе).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2-е правило.    Кто оценивает?

-А теперь давайте подумаем, кто  на уроке может  воспользоваться оценкой или отметкой. Найдите  конверт синего цвета, в нём есть информация, которая поможет вам разобраться в этом вопросе. Помним о том, что определение отметки и оценки не должно стать монополией одного учителя.

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы технологии предлагают учителям алгоритмы деятельности учащихся, алгоритмы формирования умений самооценки учащихся для удобства разбитые по этапам.

Очень удобно, что внедрение модели оценивания возможно начать с любого этапа обучения. Время перехода от этапа к этапу выбирает сам учитель в зависимости от уровня продвижения именно этого класса.

Воспользуйтесь информацией в конверте жёлтого цвета и постройте алгоритм самооценивания в технологической карте. Сравните свой результат с образцом и оцените свою работу.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей - то помощью (кто помогал, в чем)?

5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

6-й шаг. Каков был уровень задачи, задания?

7-й шаг. Определи уровень успешности на котором ты решил задачу.

8-й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?

По числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка.

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в разработанном учителем рабочем. В них выставляются отметки (баллы) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Разрабатываются три группы таблиц:

·               таблицы предметных результатов

·               таблицы  метапредметных  результатов;

·               в таблицах личностных неперсонифицированных результатов, результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д)

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

Если ученика не устраивает полученная отметка (за задание проверочной работы), он имеет право пересдать соответствующий материал до контрольного срока (например, до конца четверти).

6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

По признакам трёх уровней успешности.

Попробуйте самостоятельно определить формулировку каждого уровня успешности, воспользовавшись информацией в конверте зелёного цвета.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

·                    либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

·                    либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».

ПРОВЕРКА

-КАКОЙ УРОВЕНЬ ПРЕДПОЛАГАЕТ РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНОЙ ЗАДАЧИ?

-ЧТО ПРЕДПОГАГАЕТ НЕОБХОДИМЫЙ УРОВЕНЬ?

- КАКОЙ УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ МЫ  МОЖЕМ ОЦЕНИТЬ ФОРМУЛИРОВКОЙ «ПРЕВОСХОДНО»?

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по традиционной 5-балльной  шкале (переосмысленной и доработанной с помощью плюсов):  Конверт белого цвета

Уровни успешности

5-тибальная шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» ниже нормы,

неудовлетворительно

Необходимый уровень («хорошо»)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания

«3» - норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«4» - хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и

полностью самостоятельно)

Повышенный (программный) уровень(«отлично»)

Решение нестандартной задачи, где потребовалось  либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4+» - близко к отлично.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«5» - отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и

полностью самостоятельно)

Максимальный (необязательный) уровень

(«превосходно»)

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно  усвоенные умения

«5+»

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«5 и 5» - превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и

полностью самостоятельно)

7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ/ОТМЕТКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Средства контроля метапредметных и личностных результатов:

Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

·                  задания по отдельным универсальным учебным действиям;

·                  комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

 

Ø       В системе оценивания  предусмотрена  многоуровневая система контроля знаний:

 

 

 

Ø       При оценивании результатов освоения  можно использовать технологический пакет.

 

Следующий этап - Самостоятельная работа

Возьмите конверт оранжевого цвета и выполните предложенное  задание, оцените себя по алгоритму.

Тема урока русского языка: Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ

1.   Задание:  - На какие три группы можно разделить эти словарные слова?

Чувство, стакан,   территория,   морковь,  лестница, иллюстрация, орфограмма.

        - Выпишите слова в три столбика, обозначьте орфограммы.

                      

     - Проверьте успешность выполнения задания по образцу. Если необходимо, исправьте свои ошибки.

 - Проверим выполнение работы по алгоритму:

- Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какой был уровень задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил? (ставят на поля)       

 

2. Задание:   - Выпишите слова с разделительным мягким и твёрдым знаком, разделяя их чёрточками для переноса.

 Деньки, крылья, рысью, коньки, подъезд, жильё, съёжился, пень, счастье, серьёзный, съесть, подъём, семья, объявление, угольки, съёмка, объехать, судья, пальто.

- Проверьте успешность выполнения задания по образцу. Если необходимо, исправьте свои ошибки.

 - Проверим выполнение работы по алгоритму:

- Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какой был уровень задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил? (ставят на поля)       

 

ИТОГ

В заключении хочется сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно,  будет  делать  первые  уверенные  шаги  в  новых  условиях реализации ФГОС, потому что именно, учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм - главный ресурс, без которого невозможно  воплощение  новых  стандартов  школьного  образования.

Конфуций сказал: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем»

В народе говорят:

Твоя мудрость в твоих оценках.

В твоей оценке – твой портрет.

Оценивать – значит, созидать.

РЕФЛЕКСИЯ

 

Оценивание   эффективности   использования   процесса   мастер-класса

подготовленного  учителем  начальных  классов  МБОУ «СОШ №3»  Брусяниной И.Н.

1.    Были ли Вам продемонстрированы новые подходы в преподавании и  обучении? ____________________________________________________________________________

2.    Что больше всего Вам запомнилось из материала мастер-класса?

___________________________________________________________________________________________________

 

3.    Вдохновило ли Вас данное занятие на внесение изменений в собственную практику преподавания и обучения? ______________________________________________________

 

Дата:___________   Учитель, школа:______________________________________

СПАСИБО,  ВАШ  ОТЗЫВ  ПРИНЯТ!


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Цель мастер класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) школьников

Цель мастер класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) школьников

Так как же можно расшифровать эту запись?

Так как же можно расшифровать эту запись?

Технология оценивания образовательных достижений направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности

Технология оценивания образовательных достижений направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности

Кто оценивает? - А теперь давайте подумаем, кто на уроке может воспользоваться оценкой или отметкой

Кто оценивает? - А теперь давайте подумаем, кто на уроке может воспользоваться оценкой или отметкой

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня

Главное средство контроля – специальные диагностические работы: · задания по отдельным универсальным учебным действиям; · комплексные задания, требующие одновременного применения различных

Главное средство контроля – специальные диагностические работы: · задания по отдельным универсальным учебным действиям; · комплексные задания, требующие одновременного применения различных

Ты сделал всё правильно или были недочёты? –

Ты сделал всё правильно или были недочёты? –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018