Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №59» г.Рязань
Мастер-класс «Не оступись»
Профилактика подростковых краж
(для 7-8 классов)
Автор: Янина Н.В.
Учитель английского языка
МБОУ «Средняя школа №59»
Цели:
n Показать моральную недопустимость воровства;
n ознакомить с некоторыми выдержками из УК РФ;
n дать знания об уголовной ответственности за преступление против собственности;
n развитие самосознания;
n обучение анализу факторов риска воровства и принятие решения в ситуации выбора.
Задачи:
обучающие:
- формировать понятия и представления об ответственности несовершеннолетних.
коррекционно-развивающие:
- развивать чувство ответственности за свои поступки.
воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к закону.
Ход занятия
На первом этапе занятия (индуктор) предлагается проблемная ситуация, мотивирующая творческую деятельность каждого участника.
» В этой красивой коробочке находится предмет, название которого я попрошу вас отгадать с помощью наводящих вопросов.
У вас есть возможность задать 5 вопросов, на которые я могу ответить лишь «да» или «нет».
Используется прием «Да-нетка».
Цель: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать товарищей.
Да, у меня в руках мобильный телефон, предмет, без которого современная жизнь невозможна. Какие ассоциации возникают у вас при виде мобильного телефона?
(Ответы записываются на доске)
Прием «Ассоциации»
Цель:
Динамично и эффективно войти в тему занятия, активизировать внимание участников, задать нужный ритм, определить цели урока.
Современные телефоны являются большим соблазном для детей, у которых несформированы навыки правового поведения в обществе. В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Принимая во внимание, что возраст до 14 лет освобождает от уголовной ответственности, число подростков, совершающих кражи, быстро растет.
2 этап – постановка педагогической проблемы.
Не обошла эта беда стороной и школу.
Приведу пример ситуации, имевшей место в школе.
Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортзал, а один мальчик задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.
Возникают вопросы:
Что совершил подросток – правонарушение или преступление?
Какое наказание последует за это деяние?
И вообще, что является причиной подростковых краж?
На эти и некоторые другие вопросы нам предстоит найти ответы в ходе сегодняшнего занятия.
Для эффективной работы нам лучше разбиться на группы.
3 этап – организация работы участников
1 группа, назовем ее «Аналитики», займется поиском причин подростковых краж.
(анаграммы)
Скука, зависть, месть, равнодушие, реклама, клептомания
В ситуации кражы всегда присутствуют 2 стороны – правонарушитель и потерпевший. Поэтому 2 группе, назовем ее
«психологи», поручаем определить, какие качества характера надо постараться изжить в себе, чтобы не стать потерпевшей стороной.
«Несобранность,рассеянность,неорганизованность,самоуверенность,заносчивость,бахвальство» и нейтральные качества «терпимость, уравновешенность, активность, терпеливость, радушие, любознательность».
3 группа, «правоведы», даст правовую оценку кражи мобильного телефона (правонарушителю уже исполнилось 14 лет) и пояснит, чем отличается грабеж от кражи. (Даны выдержки из УК РФ)
А 4 группа, « советники», постараются выработать рекомендации, как не попасть в число потерпевших.
1- Оставлять мобильные телефоны дома;
2- Носить их в сумках и рюкзаках;
3- Родителям не следует покупать детям дорогие телефоны;
4- Предупредить детей о возможных последствиях;
5- Не хвастаться перед друзьями ценой и другими характеристиками мобильного телефона;
7- Если телефон был похищен, немедленно обратиться в отдел полиции по месту совершения преступления;
НО, если будет установлено, что телефон был потерян, а не похищен, то заявитель может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 306 УК РФ за заведомо ложный донос.
В групповой работе используются следующие приемы АМО:
Прием «Выбор задания» с помощью различных геометрических форм позволяет разделить участников на группы.
Прием «Силовой анализ» (для «аналитиков» позволяет провести анализ конкретной ситуации, проблемы.
Прием «перепутанные логические цепочки» ( для «психологов»
Прием ( для «советников») «письменный круглый стол». Лист и ручка передаются по кругу, ручки могут быть разных цветов, чтобы был виден вклад каждого участника.
4 этап- релаксация
Участники встают с мест.
Хлопают в ладоши 1 раз, 2 раза, 2 раза со словами «Мы вместе», 3 раза, 4 раза со словами «Мы рады, что мы вместе». (Снять напряженность, дать эмоциональную разрядку).
5 этап рефлексия
А теперь давайте еще раз посмотрим на наши ассоциации. Не считаете ли вы, что необходимо что-то добавить к этому ряду?
(Закон, правонарушение, уголовная ответственность, угроза здоровью, кража, грабеж).
Таким образом, мобильный телефон является не только популярным средством связи, но и источником повышенной опасности.
Вывод: воровство – это преступление, а если есть преступление, то будет и наказание.
Всегда делай правильный выбор –
не оступись!
(Используется прием«До-после» из технологии критического мышления. Может быть использован на первом этапе, как прием, актуализирующий знания учащихся, а также на этапе рефлексии. )
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.