Мастер-класс "Работа в группе как форма успешной деятельности студентов на занятиях"
Оценка 5
Занимательные материалы +7
docx
психологическая работа +1
Взрослым
12.09.2019
Программа проведённого мастер-класса. Проблема сегодняшнего руководства на предприятиях часто связана с неумением членами коллектива взаимодействовать, работать сообща в группе… Обнаружить аналогичные проблемы можно уже в стенах учебных заведений. Работа в выпускных группах показала ярко выраженные проблемы в умении делиться на группы, принимать совместное решение, работать в паре, отсутствие навыков обсуждения проблемы в группе, отсутствие интереса к жизни и обучению других членов группы, отсутствие сплоченности и стремления к ней, страх перед публичным выступлением.
Спланированная кооперация студентов в группе помогает быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку обучающихся, а главное – учит будущих специалистов общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для преподавателя.
Мастер-класс.docx
компетенции
Мастеркласс "Работа в группе как форма успешной деятельности студентов на занятиях"
Разделы: Общие
СЛАЙД 1. Афоризмы:
Знать мало – надо применять.
Хотеть мало – надо делать.
И.В. Гете
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать
самостоятельно.
Л.С. Выготский
За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на
свете
Джон Рокфеллер
I. Организационный момент
1. Представление.
Вступительное слово. Знакомство с методической темой занятия и обоснование выбора
темы.
Уважаемые коллеги! Давайте посмотрим с Вами на перечень Общих компетенций,
которыми должны обладать наши студенты. Подумайте, какие из них были затронуты
сегодня выступающими, а какие нет?
Проблема сегодняшнего руководства на предприятиях часто связана с неумением членами
коллектива взаимодействовать, работать сообща в группе… Обнаружить аналогичные
проблемы можно уже в стенах учебных заведений. Работа в выпускных группах показала
ярко выраженные проблемы в умении делиться на группы, принимать совместное решение,
работать в паре, отсутствие навыков обсуждения проблемы в группе, отсутствие интереса
к жизни и обучению других членов группы, отсутствие сплоченности и стремления к ней,
страх перед публичным выступлением.
Спланированная кооперация студентов в группе помогает быстрее достичь высоких
учебных показателей, повышает самооценку обучающихся, а главное – учит будущих
специалистов общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа
является одним из мощных педагогических инструментов для преподавателя.
СЛАЙД 2. 2. Обозначение цели занятия и ожидаемые результаты.
Цель:
Раскрыть общую компетенцию специалистов среднего звена – техника по работе в
коллективе и команде, эффективному общению с коллегами, руководством,
потребителями
Задачи: 1. Обосновать необходимость использования групповой работы в педагогической
практике.
2. Выделить принципы кооперации в обучении как инструментарий построения
педагогической практики.
3. Продемонстрировать приемы формирования умений, используемых в ходе
позитивной коммуникации (структуры взаимодействия).
II. Работа по теме занятия.
Для того, чтобы включиться в любую работу, необходимо желание и эмоциональный
астрой. Для успешной работы на мастерклассе я предлагаю выполнить упражнение
«Улыбка».
СЛАЙД 3. Сегодня редко можно встретить человека, который просто улыбается навстречу
людям. Мы привыкли видеть строгие, хмурые лица вокруг и что важно – сами перестаём
улыбаться.
Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и, улыбаясь, скажите несколько приятных слов
своим коллегам.
Обратите внимание на свои ощущения. Что вы почувствовали? (диалог) Настроение
приподнялось?
Упражнение: “Ключевое слово”.
Вытяните из коробки себе кружок из бумаги понравившегося цвета, и образуйте свою
команду по цвету (зеленые, желтые, красные).
Сдвигаем столы, чтобы расположиться по кругу.
Возьмите в руки ручки.
А теперь, пожалуйста, все встаньте. Посмотрите в потолок.
Какая ассоциация приходит на ум, когда вы слышите словосочетание “Работа в команде”?
Подберите для этого ключевое слово и кто готов, садитесь и запишите его на своем
листочке.
Задание командам – составьте предложение, которое включало бы все эти ключевые слова.
Запишите его на листе. Представитель команды зачитает получившиеся предложение.
1. Обоснования практической необходимости использования групповых
технологий.
Структура “ 12все ”.
А) Для этого используем структуру “Вопрос классу ”. Сейчас каждый в полной тишине,
самостоятельно запишет на листе бумаги ответ на 3 вопроса.
– .Как вы понимаете, что такое взаимозависимость?
– Как вы понимаете, что такое взаимодействие?
– Что такое рефлексия? Б) То же самое выполняем в парах.
В)Пары представляют свои материалы на обсуждение группы. Группа представляет
итоговый вариант материала.
Итак, делаем обобщение
Взаимодействие общая цель, общая награда (сумма оценок), общие ресурсы (один без
другого обойтись не может, т.к. не владеет тем материалом, которым владеет другой, у
каждого своя роль.
Взаимозависимость умение слушать друг друга, умение суммировать идеи, решать
конфликты, общая работа
Рефлексия – ( от лат. Отражение – размышление, раздумье, углубление в собственную
психику). Рефлексия – умение анализировать свою работу, отмечать продвижение,
выявлять затруднения, реагировать на неудачи, планировать меры по совершенствованию
СЛАЙД 4. Вывод:
1. В группе работает каждый
2. Нет страха отвечать, т.к. каждый, обсуждая в группе (или слушая товарища), знает
материал.
Для ее решения можно воспользоваться
2. Ведущий мастеркласс:
Эти слова могут пригодиться, чтоб решить главную проблему: какие принципы помогут
сформировать успешную работу в группе.
структурой СЛАЙД 5. “Мозговая атака”:
Этап 1. Все члены группы стараются предложить свою идею, все предложенные идеи (даже
шутливые) в сыром, необработанном виде записываются по мере того, как они приходят в
голову
Этап 2. Каждая из идей рассматривается на предмет ее пригодности для решения
поставленной задачи
В результате обсуждения приходим к выводу, т.е. решили проблему: Для успешной работы
в группе необходимо соблюдать следующие принципы:
взаимозависимость;
взаимодействие;
рефлексия;
индивидуальная оценка;
формирование умения и навыков групповой работы;
использование эффективных структур взаимодействия
СЛАЙ 6. Вывод: 1. Невольно распределили роли: кто будет писать, кто устанавливает очередность
ответа и т.д.
2. Коллективное мнение комфортнее выдавать
А теперь команды получите раздаточный материал с готовым правильным ответом, сверьте
свой материал :
1. Позитивная взаимозависимость. Члены группы должны чувствовать, что они
нужны друг другу для выполнения поставленной задачи. Создавая для этого
условия, учитель:
2.
3.
4.
5.
6.
устанавливает общие (групповые) цели (группа изучает материал и убеждается,
что его знают все члены группы);
вводит систему наград и поощрений (группа справилась с заданием, если все члены
группы знают материал);
распределяет материал и информацию (ресурсы);
определяет роли для каждого члена группы;
фиксирует уникальное место группы (стенд на стене кабинета)
7. Непосредственное взаимодействие членов группы. Главный учебный ресурс
групповой работы – возможность свободно общаться. Суммирование идей вслух,
выслушивание объяснений товарищей и предложение своих объяснений – главные
виды речевого взаимодействия членов группы.
8. Индивидуальная оценка результатов. Учитель постоянно подчеркивает
индивидуальную ответственность и оценивает каждого ученика. Типичные способы
оценки – индивидуальная итоговая контрольная работа или выборочный опрос
членов группы.
9. Обучение навыкам групповой работы. Школьники целенаправленно изучают
приемы общения, технику руководства, процедуры принятия решения, разрешения
конфликтов. Учитель побуждает учащихся использовать (упражнять) формируемые
умения в ходе практической работы.
10. Рефлексия. Участникам предоставляются специальное время и правила для
анализа эффективности своей работы, оценки использования навыков групповой
работы. Рефлексия помогает созданию хороших деловых отношений между
школьниками. Журнал наблюдений за работой (ведет учитель) и наблюдения
“мудреца” (члена группы) помогают повысить эффективность рефлексии.
11. Сознательное использование эффективных структур взаимодействия
учащихся. Существует множество различных структур взаимодействия, которые
можно использовать для работы в классе. При фронтальной организации занятий
учитель использует сравнительно немного структур. Групповая работа позволяет
воспользоваться всем богатством структур, складывающихся в ходе совместной работы людей.. Принцип сознательного использования эффективных структур
взаимодействия в классе требует , чтобы учитель выбирал такие структуры,
которые помогают реализовать принципы кооперации в обучении, способствуют
решению стоящей перед учителем педагогической задачи. Количество возможных
структур взаимодействия огромно. Различные структуры можно комбинировать,
получая новые варианты.
СЛАЙД 7. Вывод:
1. Коррекция своих размышлений без назиданий со стороны учителя, нахождение
правильного и полного ответа.
III. Рефлексия.
А теперь давайте подведём итоги работы проблемной группы:
(Групповая рефлексия – это процесс, в ходе которого члены группы обсуждают,
насколько удалось:
достичь поставленной рабочей цели;
сформировать хорошие групповые отношения.)
Последовательность действий в ходе рефлексии:
1. Еще раз сформулировать стоявшую перед группой цель. СЛАЙД 8 =2
2. Вспомнить (выписать) перечень действий членов группы (какие были действия и в
чем они состояли)
Итак, были использованы следующие структуры взаимодействия:
Улыбка и комплимент
Вопрос классу
Работа в парах
Работа в группе
“Мозговая атака”
Коррекция мнения группы
3. Вспомнить действия каждого члена группы с указанием на то, какие действия
помогли или не помогли достижению цели
4. Решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по
прежнему, а какие необходимо изменить
СЛАЙД 9. Цель групповой рефлексии:
1. Повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы;
2. Увеличить возможный вклад каждого члена группы в достижение целой группы
Мы даже не задумываемся о том, в каких состояниях бывает наша рука. Когда мы
напряженно думаем, она поддерживает нашу голову. Как будто помогает голове
одновременно ворочать сотни мыслей – легких и ярких или тяжелых и мрачных. Когда мы поддаемся апатии, рука безвольно повисает, и каждый палец существует как бы
сам по себе.
Но бывают дни, когда пальцы сжимаются в кулак и становятся грозным оружием,
способным защищать. Или собираются вместе, берутся за орудие труда и вершат чудесные
дела, оставляя после себя произведения искусства, новые дома и цветущие сады.
Как это похоже на людей, работающих в команде! Общая цель заставляет нас собраться
вместе после творческой, совместной работы мы нуждаемся в признании и поддержки друг
друга.
Я протягиваю Вам сейчас свою руку. Поднимитесь и положите свои ладони на мою ладонь.
Чувствуете тепло наших ладоней?
Мы хорошо потрудились, многое знаем и многое умеем. Но не смотря на свои знания
стремясь что то доказать себе и другим, мы иногда все же видим в друг друге соперников.
Пусть нам сопутствует в жизни память о тепле наших ладоней. Мы можем больше, когда
мы вместе. Пусть открытая ладонь будет для нас знаком того, что мы открыты к
сотрудничеству и взаимопомощи!
Ведущему сделать резкий взмах рукой вверх.
Спасибо всем за участие в тренинге. (Слайд №10)
Мастер-класс "Работа в группе как форма успешной деятельности студентов на занятиях"
Мастер-класс "Работа в группе как форма успешной деятельности студентов на занятиях"
Мастер-класс "Работа в группе как форма успешной деятельности студентов на занятиях"
Мастер-класс "Работа в группе как форма успешной деятельности студентов на занятиях"
Мастер-класс "Работа в группе как форма успешной деятельности студентов на занятиях"
Мастер-класс "Работа в группе как форма успешной деятельности студентов на занятиях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.