МАСТЕР-КЛАСС «Развитие критического мышления в рамках групповой работы»
Оценка 4.7

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие критического мышления в рамках групповой работы»

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
06.01.2017
МАСТЕР-КЛАСС «Развитие критического мышления в рамках групповой работы»
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся новые задачи – формирование универсальных действий для всех учебных предметов. Реализовать их в полной мере способствует системно-деятельностный подход. Системообразующей основой для развития личности в рамках системно-деятельностного подхода к реализации ФГОС является деятельность. Это положение принципиально меняет модель взаимодействия учителя и ученика. Групповая форма работы с целью решения существующей проблемы – очень действенный способ обучения.мастер-класс
мастер-класс.docx

МАСТЕР-КЛАСС

«Развитие критического мышления в рамках групповой работы»

учитель биологии МАОУ СОШ №211 им. Л.И.Сидоренко

Захода Наталья Викторовна

 

Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого, если бы, к счастью, она сама не подлежала критике же.

 

В. Г. Белинский

 

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся новые задачи – формирование универсальных действий для всех учебных предметов.  Реализовать их в полной мере способствует системно-деятельностный подход. Системообразующей основой для развития личности в рамках системно-деятельностного подхода к реализации ФГОС является деятельность. Это положение принципиально меняет модель взаимодействия учителя и ученика. Групповая форма работы с целью решения существующей проблемы – очень действенный способ обучения.

Обучение сообща, или обучение в сотрудничестве, заключается в организации работы учащихся вместе – в парах или небольших группах – над одной и той же проблемой, когда в процессе работы выдвигаются новые идеи, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Эти идеи и мнения обсуждаются. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.

  Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение, ведь чаще всего мы сами принимаем решения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-то из группы.   

Технология критического мышления имеет богатый арсенал приемов и стратегий, которые в целом называются обучением сообща (Приложение №1). Поэтому я предлагаю вам сегодня поработать в группах.  Существует много стратегий формирования на группы. Мы сегодня поделимся на группы, используя геометрические фигуры.

Поскольку Вы являетесь моими коллегами, но не биологами, я решила, что не буду брать тему из своей предметной области. Что мы можем усвоить лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом. Поэтому я предлагаю вам выполнить первое задание индивидуально, что позволит актуализировать каждому свои знания и опыт.

Стадия вызова

Задание 1. Выберите 5 характеристик из нижеприведенного списка, которым Вы отдаёте предпочтение на уроке, отметьте их в таблице (Приложение №2).

- Можете ли вы мне сказать, какую тему мы сегодня будет рассматривать?

В конце занятия каждый из Вас вернётся к данным характеристикам и, возможно, что-то изменит в своей дальнейшей работе.

Стадия осмысления

В работе группы используем приём критического мышления «Чтение» и «Противоположные фразы».

Задание 2. Прочтите текст Бригиты Шилиня «В центре внимания - ученик» (Приложение №3).

Задание 3. Соедините стрелками фразы-пары  противоположные по значению (Приложение №4).

Проверка задания.

Рефлексия

- Как Вы считаете, почему современному учителю нужно не управлять процессом, а направлять процесс? (Учитель консультирует, направляет, наблюдает, инструктирует).

- Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избежать этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии развития критического мышления.

- Как вы считаете, разумно ли отказаться от традиционного обучения?

- Я попрошу вернуться к тем характеристикам, которые Вы выбрали в начале занятия. Проанализируйте, пожалуйста, какие методы обучения Вы используете на уроках? Если у вас отмечены 1,3,5,7,9 – то вы на уроках используете традиционные методы обучения, а  если Вы отметили цифры нижней строки (2,4,6,8,10) – значит, Вы уже используете новые подходы к обучению, изменив модель взаимодействия учителя и ученика.

Задание 4 «Плюс-минус-интересно» (Приложение №5)

Это упражнение придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 

Мы учимся учиться, мы учимся жить в современном мобильном мире: анализировать, сравнивать, делать выводы, осмысливать, оценивать, выбирать информацию, размышлять и ставить новые цели. Меняется общество, неизбежно меняется школа и образовательный процесс, его стратегии. Остается одно – мы должны подготовить своих учеников к успешной жизни, к успешному будущему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

В основе технологии лежит следование трём фазам:

1.      Вызов

2.      Осмысление новой информации (смысловая стадия)

3.      Рефлексия (размышление).

 

ВЫЗОВ подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые предполагаются на следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения.

 

ОСМЫСЛЕНИЕ предполагает ввод новой информации.

 

РЕФЛЕКСИЯ является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности.

 

 

Вызов

 

 

 

Реализация

 

 

Рефлексия

·         Мотивационная

 (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

·         Информационная

(вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)

·         Коммуникационная

 (бесконфликтный обмен мнениями) 

 

·         Информационная

(получение новой информации по теме)

·         Систематизационная

(классификация полученной информации по категориям знания)

 

·         Коммуникационная

(обмен мнениями о новой информации)

·         Информационная

(приобретение нового знания)

·         Мотивационная

(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

·         Оценочная

(соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

ПЯТЬ ХАРАКТЕРИСТИК

 

Задание. Выберите 5 характеристик из нижеприведенного списка, которые Вы отдаёте предпочтение на уроке, отметьте их в таблице.

 

Позиции, которым Вы даете предпочтение на уроке

1

 

3

5

7

9

2

4

6

8

10

 

 

Список характеристик урока:

  1. Учитель-носитель знаний на уроке
  2. Ученик трудится в поте лица
  3. Учитель на уроке спрашивает, влияет и определяет
  4. Функция учителя – организовать процесс так, чтобы учащийся имел возможность добыть знания
  5. В классе должна царить тишина – должна быть строгая дисциплина
  6. Учитель и ученик – партнеры
  7. Функция учителя – дать знания
  8. Учитель владеет достижениями психопедагогики
  9. Хороший учитель может всему научить
  10. Урок состоялся - когда каждый ученик в пределах своих данных и способностей действовал максимально активно и получил что-то полезное или важное для себя. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ

 

Задание. Прочтите текст Бригиты Шилиня «В центре внимания - ученик».

 

«В центре внимания – ученик»

(Бригита Шилиня)

 

Детоцентрированный учебный процесс - термин, часто встречающийся в педагогической литературе. И понятие, которое этот термин обозначает, тоже достаточно ясно - по крайней мере, мы так думаем. Да, чего уж тут не понять: все, что связано со школой, учебой, уроками и образованием, предназначено для ученика, для его пользы и ради него. Однако такое объяснение оставляет много не отвеченных вопросов. На самом деле, истинная сущность детоцентрированного учебного процесса осталась не выраженной.

Вспоминается одна старая карикатура, на которой мать по дороге из школы спрашивает своего сыночка: "Ну, чему ты сегодня научился на уроке?" Сынок бросает по-деловому: "Сегодня ничему. Весь урок говорила учительница". Здесь идет речь о двух возможностях создания активных центров деятельности во время урока: учитель или ученик трудится в поте лица своего, а именно: говорит, пишет, анализирует, рассуждает, сравнивает, делает выводы и оценивает. Или же - ученики участвуют как пассивные наблюдатели, которые слушают, но не включаются в учебный процесс, и слушанием их относительная активность ограничивается. Современная педагогика требует, чтобы не только на словах, но и в организации и планировании практической учебной работы основным действующим элементом был ученик.

На самом деле, тут и скрывается сущность детоцентрированного учебного процесса. Учитель - организатор, планировщик, режиссер и соучастник. Главное действующее лицо в пьесе, называемой учением, - ученик. Он может стать героем или антигероем, но в любом случае он должен быть активным участником этой пьесы. В противном случае, время и усилия потрачены впустую.

Этот принцип и является водоразделом между традиционным и современным подходом к пониманию роли ученика во время учебы. Вопрос в активном или пассивном участии школьника. Это и вопрос о том, какие соображения определяют выбор учебного материала, и уделяется ли достаточное внимание мнению ученика.

Мне кажется, что я уже слышу многоголосые возражения, что на самом деле пусть говорят, что хотят, но учитель есть и остается альфой и омегой учебного процесса, потому что он знает, что делает, и - главное - знает, что надо делать, потому что он единственный в классе владеет своим предметом.

Нет сомнений, что владение предметом - важнейшая предпосылка, чтобы вообще думать о работе в школе. Однако это не единственная предпосылка для учителя. От учителя требуется также владение педагогикой, психологией, знание возрастных особенностей школьников. Одним словом, кроме знания специальности учителю необходимы основательные теоретические и практические знания педагогики. И, по-моему, самое большое искусство в наше время - умение приспособить соответствующий учебный материал к особенностям восприятия школьника, умение превратить предмет из вещи в себе в вещь для ученика. Педагогические таланты, данные от природы, умеют это делать без особых усилий или специально сформулированного задания. Просто - так работать интереснее и продуктивнее.

Искра понимания и удовлетворения в глазах учеников становится достаточным свидетельством того, что ученик получил много и полученное служит стимулом для дальнейших поисков. Если достигнуто такое настроение в классе, когда каждый в пределах своих данных и способностей действовал максимально активно и получил что-то полезное или важное для себя, тогда - и только тогда - учеба стала осмысленной деятельностью, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.

К сожалению, такое состояние не вечно и, достигнутое однажды, не повторяется автоматически. Как и в любом творческом процессе, и тут каждый новый урок - новая задача и новый вызов и для учителя, и для ученика. Поэтому так много сходства в труде учителя и художника - прошлые достижения не являются гарантией дальнейших достижений. Для обеспечения действенной обратной связи необходимо постоянное обновление, совершенствование или даже полная смена учебных планов и материалов. Учебная среда - изменчивая среда. Эта истина известна всем учителям. Поэтому в учительском труде необходимо качество, называемое гибкостью. Оно противоположно косности, неизменности, а также убежденности в собственной правоте. Мы говорим о преимуществах коммуникативного подхода к освоению языка, но каждый учитель должен быть мастером искусства коммуникации. В моем понимании, это требование предполагает одно из лучших человеческих свойств - умение "влезть в шкуру" своего ученика, потому что тогда и только тогда учитель с учеником могут стать настоящими партнерами по диалогу, где у обеих сторон одинаково есть и право, и ответственность спрашивать, отвечать, влиять, определять.

Я пришла к заключению, что действительно хорошая учебная работа - это не монолог, не театр одного актера, не сольная партия учителя в сопровождении молчащих участников. Это, по крайней мере, диалог, дуэт, а лучше всего - полифония голосов и мнений, которые способны создать контрапункт. На уроке, где в центре деятельности стоит ученик, может царить внешне неспокойная, даже шумная атмосфера; если смотреть и слушать со стороны, возможно, может появиться впечатление, что здесь многое происходит стихийно и не прогнозируемо, что учитель не заботится о соблюдении дисциплины - чтобы была тишина и говорили только по-одному. Но это может показаться только стороннему наблюдателю. Обеспечено одно: такой урок достиг цели - чтобы все ученики в классе были способны действовать. И таким образом - могли учиться теперь, здесь и на месте.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ФРАЗЫ

Задание. Соедините стрелками фразы-пары  противоположные по значению.

 

1. Традиционный процесс обучения

А. На уроке, где в центре деятельности стоит ученик, может царить внешне неспокойная, даже шумная атмосфера; если смотреть и слушать со стороны, возможно, может появиться впечатление, что здесь многое происходит стихийно и не прогнозируемо, что учитель не заботится о соблюдении дисциплины - чтобы была тишина и говорили только по одному.

2. Активный центр деятельности учитель               

Б. Умение "влезть в шкуру" своего ученика, потому что тогда и только тогда учитель с учеником могут стать настоящими партнерами по диалогу, где у обеих сторон одинаково есть и право, и ответственность спрашивать, отвечать, влиять, определять.

3. Ученик – пассивный

 наблюдатель

В. Урок состоялся - когда каждый ученик  в пределах

своих интеллектуальных и  творческих способностей действовал максимально активно и получил что-то полезное или важное для себя.

4. Учитель трудится в поте лица

Г. Учитель обладает умением приспособить соответствующий учебный материал к особенностям восприятия школьника, умение превратить предмет из вещи в себе в вещь для ученика. Умеет использовать предмет для формирования жизненно- важных  компетенций.

5. Учитель владеет предметом

 

Д. Всему можно научиться

6. Учитель-носитель знаний на уроке.

Е. Учитель - организатор, планировщик, режиссер и соучастник. Главное действующее лицо в пьесе, называемой учением,  ученик.

7. Урок – моноспектакль, учитель -  режиссер и исполнитель  этого спектакля. Функция учителя – дать знания

Ж. Учитель – менеджер урока. Функция учителя – организовать процесс так, чтобы ученик имел возможность добыть знания

8.Всему можно научить

 

З. Учитель владеет знаниями педагогики

и психологии

9. Учитель обладает умением структурирования учебного

материала  по урокам 

И. Ученик трудится в поте лица

10. Урок состоялся – когда учитель остался доволен собой

К. Ученик – активный наблюдатель

11. Ученик на уроке ведет диалог, но учитель оставляет за собой право спрашивать, влиять и определять.

Л.  Детоцентрированный процесс обучения

12. В классе должна царить тишина, учащиеся должны говорить по одному –  должна быть  дисциплина

 М. Активный центр деятельности  - ученик

 

Приложение №5

РЕФЛЕКСИЯ

 

Плюс

Минус

Интересно

 

 

 

 

 

 

 


 

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие критического мышления в рамках групповой работы» учитель биологии

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие критического мышления в рамках групповой работы» учитель биологии

Вы отметили цифры нижней строки (2,4,6,8,10) – значит,

Вы отметили цифры нижней строки (2,4,6,8,10) – значит,

Приложение № 1 БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ

Приложение № 1 БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ

Приложение №2 ПЯТЬ ХАРАКТЕРИСТИК

Приложение №2 ПЯТЬ ХАРАКТЕРИСТИК

Приложение №3 ОБУЧЕНИЕ БЕЗ

Приложение №3 ОБУЧЕНИЕ БЕЗ

В моем понимании, это требование предполагает одно из лучших человеческих свойств - умение "влезть в шкуру" своего ученика, потому что тогда и только тогда учитель…

В моем понимании, это требование предполагает одно из лучших человеческих свойств - умение "влезть в шкуру" своего ученика, потому что тогда и только тогда учитель…

Приложение №4 ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ

Приложение №4 ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ

Приложение №5 РЕФЛЕКСИЯ

Приложение №5 РЕФЛЕКСИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017