Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"
Оценка 4.9

Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
1 кл
09.06.2017
Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"
Цель моего мастер-класса: ознакомить коллег с одним из методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники. Метод использования мнемотехники на уроках в начальной школе является весьма эффективным средством формирования не только правильной связной речи учащихся младших школьников, но и основных универсальных учебных действий, которые являются необходимым фактором успешного обучения в условиях новых ФГОС. Мнемотехники для запоминания направленны на: максимальное развитие образного мышления; создание устойчивых опорных ассоциаций; увеличение времени концентрации сознания(внимания).Многих интересует, как научиться запоминать большие объемы информации – для учебы, для работы, для личных целей. И наверняка многие слышали, что сделать это позволяют различные приемы мнемотехники. Однако не все знают, как ими овладеть, их правильно использовать и как они вообще работают. В своем мастер-классе я расскажу, что такое мнемотехника, на каких принципах она базируется, как ее применять и развивать, а также обсудим некоторые особенности различных приемов.
мое выступление мастер класс.docx
(сдайд 1) Добрый день, уважаемые жюри, коллеги, гости! Снова  с вами  Иванова Анна Ивановна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска  СОШ №37.  (слайд 2) тема ­ Я рада вас приветствовать на своем мастер ­ классе. (слайд 3) Цель мастер­класса: ознакомить педагогов с одним из методов, обеспечивающих   эффективное   запоминание,   сохранение   и   воспроизведение информации ­ методом мнемотехники.   (слайд 4) Задачи:   •   раскрыть   актуальность,   познакомить   с   особенностями,   принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;  • показать примеры практического использования мнемотаблиц. Скоро Новый год.  Я Вам предлагаю прослушать текст, запомнить, какого  цвета игрушки на елке. Мы начинаем. Будьте внимательны. 1. «Что какого цвета?» Для   работы   вам   потребуются   картинки­раскраски,   цветные карандаши. Как мы наряжали елочку Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой   очень   обрадовались,   ведь   еще   неделю   назад   были приготовлены   красивые   елочные   игрушки.   Скорее,   скорее   будем наряжать   нашу   елочку!   Сначала   мы   повесили   яркую   гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка­рыжика тоже украсили елку, их яркие коричневые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек.   А   большую синюю звезду   папа   надел   на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой. Раскрасьте  елочные украшения в соответствии с описанием. (слайд 5, 6, 7) А теперь посмотрите, что у нас получилось. Проверка: по слайдам, на отдельных слайдах поэтапно раскрашена елка  (слайд с правильно закрашенной елкой) Итак, время для украшения елки истекло. Поднимите, пожалуйста,  красную карточку, если у вас что­то получилось не так.  Зеленую карточку, если вы раскрасили все правильно. Чтобы выполнить данное задание без ошибок, нам взрослым пришлось  сконцентрировать внимание усилием воли и напрячь память.  Мы, взрослые, не всегда  можем в полном объеме запомнить необходимую   информацию. Какова же способность к запоминанию у наших учеников?  Как организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок ушел с уроков,  запомнив как можно больше информации.  Одной   из   важнейших   проблем   является   неспособность   детей   к запоминанию. Поэтому я определила основное направление своей работы с детьми: Развитие памяти детей через использование мнемотехник». С помощью элементов занимательности и неожиданности формирую у детей   прочные   знания   и   умения,   направленные   на   развитие орфографических   и   вычислительных   навыков,   тем   самым   снимаю усталость и напряжение при запоминании материала. Для развития и тренировки памяти использую развивающие упражнения и игры, которые способствуют увеличению объема памяти. (слайд……)   Развитие   памяти   у   младших   школьников   является   одной   из актуальных проблем.   ­ Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю. Конфуций   ­ Память – это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.  Младший   школьный  возраст    –  особый  период   в  развитии  личности.  Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует   пищи.   Ребёнку   надо   помогать   запоминать,   его   надо   учить контролировать правильность запоминания.  (слайд ) Мнемотехника  ­ это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.  (РАДУГА   НА   СЛАЙД)   Основной   «секрет»   мнемотехники   очень   прост   и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» ­ запоминание цветов радуги).  (слайд   …..)   К.   Д.   Ушинский   писал:   «Учите   ребёнка   каким­нибудь неизвестным   ему   пяти   словам   ­   он   будет   долго   и   напрасно   мучиться,   но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».   (слайд ….) Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста.   Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.  (слайд …) Существует много приёмов мнемотехники, но приемлемыми для младших школьников являются следующие: ­ группировка;   ­ классификация;   ­ ассоциации;   ­ пиктограммы;  ­ коллажи ­ поиск опорного пункта; схематизация;   ­ достраивание материала; структурирование материала.  Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.  В сфере развития познавательных УУД  учащиеся учатся  использовать  знаково­символические средства, овладевают действиями моделирования,  широким спектром логических действий и операций.   (СЛАЙД _ УПРАЖНЕНИЕ №3 4  2) – работа с залом  Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста.   На уроках литературного чтения использую мнемотаблицы.  Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Маша и медведь».  Этапы работы с мнемотаблицами  1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.    2.   Осуществляем   так   называемое   перекодирование   информации,   т.   е. преобразование   из   абстрактных   символов   в   образы,   например:   девочка, Машенька; ёлочка, лес; прямоугольник, кузовок и т. д.   3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. Например: «Жила – была девочка и пошла она в лес за шишками, да и заблудилась, и пришла к домику, где жил медведь. Пригласил он Машу погостить у себя в домике. Вот Маша испекла пирожки и просит Мишку отнести их дедушке и бабушке, а сама забралась в короб и молчит. Идёт Мишка по лесу, хочет сесть на пенёк съесть пирожок, а Маша из короба   отвечает:   «Не   садись   на   пенёк,   не   ешь   пирожок,   неси   бабушке   и дедушке» Пришёл медведь в деревню, испугался собак, оставил короб, да и в лес убежал, а Маша вернулась к бабушке и дедушке ».   При этом пересказывают сказку сами дети, прибегая к незначительной моей помощи  (на  более поздних  этапах, или  пересказывают  вместе   со  мной (на более ранних этапах).   4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении сказки основной упор делаю на изображение главных героев. Детям задаю вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка? »    Размер мнемотаблиц делаю различным ­ в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.  (слайд   ,,,,)   Мнемотаблицы   особенно   эффективны   при   разучивании   стихотворений. (озвучиваю)   Суть   заключается   в   следующем:   на   каждое   слово   или   маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.    На начальном этапе взрослый предлагает готовую план ­ схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы (слайд мнемотаблица)   Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы.   Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе   из   стихотворения.   В   дальнейшем,   взяв   в   руки   эту   своеобразную «шпаргалку», ребёнок успешно воспроизводит  рифмы.    Также   эффективно   можно   использую   мнемотаблицы   при   составлении   и отгадывании загадок. Описательная загадка: Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить. (картофель). Технология составления мнемотаблицы та же.  (слайд) Для формирования смысловой стороны речи: лексико­ грамматических средств языка (просто озвучиваю из опыта работы по  ознакомлению с падежами (слайд ..) Таким образом, использование методов мнемотехники:   речемыслительную деятельность детей; •   облегчает   запоминание   и   увеличивает   объем   памяти,   развивает • позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;  • ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно­следственные связи, делает выводы;  • развивает творческое познание детей.       Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только  развивать   все  виды  памяти,  учить   детей   управлять   своей   памятью, увеличивать   её   объём,   но   и   обеспечить   развитие   всей   умственной деятельности младших школьников, его творческое познание.  Таким образом, метод использования мнемотехники на уроках в начальной школе   оказался   весьма   эффективным   средством   формирования   не   только правильной   связной   речи   учащихся   младших   школьников,   но   и   основных УУД,   которые   являются   необходимым   фактором   успешного   обучения   в условиях новых ФГОС.   Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.   Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.

Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"

Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"

Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"

Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"

Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"

Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"

Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"

Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"

Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"

Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"

Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"

Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"

Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"

Мастер-класс "Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017